Университеты без нравственных пустоцветов
21 октября 2015, 09:14
По данным "Российской газеты" от 6 октября 2015 года за 9 месяцев Рособрнадзор приостановил действие государственной аккредитации в 82 вузах и факультетах с одновременным слиянием и созданием опорных многопрофильных университетов. Напомню, что университет – это высшее у ч е б н о-н а у ч н о е заведение, ведущее подготовку специалистов, получающих высшее и поствысшее образование, по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания; обычно включает несколько факультетов, исследовательские институты, центры, обладает автономией, имеет устав. Эти учреждения готовят или привлекают к преподавательской работе кандидатов и докторов различных наук. Мне пока не известны случаи, чтобы агрономы или инженеры-металлурги, решившиеся посвятить свою жизнь ваянию специалистов, защитили диссертации на степень кандидатов и докторов педагогических наук!
Не всякий художник может быть отличным портретистом, так и остепененный экономист не становится лучшим доцентом или профессором. Но на практике это стало правилом!
В стране много лет проводятся конкурсы на "Специалистов года". Отрадно, что 25-летний историк из г. Самары Сергей Кочережко стал "Учителем года-2015" и обладателем Хрустального пеликана. Сколько таких педагогов приступило к работе в качестве доцентов и профессоров университетов? Неизвестно! Но имели место случаи, когда декан "своего" факультета вел лекционный курс на соседнем… Перечисление абсурдных случаев в вузовской антипедагогике могут сообщить многие преподаватели университетов…
Обнадеживает то, что в России будут созданы мощные научно-образовательные центры, технико-внедренческие комплексы, опорные вузы, отраслевые академии и институты, государственно-частные партнерства с созданием ресурсных центров и другие новации. Такой комплексный подход расширит творческие возможности в реализации научных программ в обучении неотехнологиям и создании конкурентоспособных продуктов на десятилетия вперед. Самарцы создают систему воспитания кадров от школы, профтехобразования, центра для одаренных детей до исполнителей сложных технологических программ, включая целевой набор, подготовку кадров для себя с сокращением тиражирования дипломированных безработных. А пока десятилетиями не хватает специалистов в тех регионах, где имеются даже свои университеты и факультеты. Страшен административно-бюрократический подход, который много лет разваливает морально высшую школу… Пока конечным результатом "бурной" научной деятельности, предвидения, защиты "профессиональных" убеждений остается состояние отечественной культуры, образования, здравоохранения, правопорядка и других направлений жизнедеятельности государства. Например, что мешало нашей "профилактической" медицине использовать для подкожных инъекций дешевый препарат и его аналоги после абортов, кесарева сечения и "нормальных" родов? Назначение таких процедур позволило бы сократить бездетность в полных семьях…
Особенно удручающее состояние производит аграрный сектор экономики. Ежегодный отток трудоспособного населения уже достигает 1,5 млн. человек с образовавшимся дефицитом 5 млн. тружеников. Мигрируют не только эгоисты и иждивенцы, но и эрудированная часть соотечественников, необходимых в реализации социально-экономических программ на селе. Многих не устраивает уровень жизни, социальная защита, ограничение возможностей для карьерного роста и оплата труда, взаимоотношения между руководителями и подчиненными и другие элементы псевдокультуры…
В аграрной стране нефтяников и газовиков следует без раскачки встать с колен и начать не только реанимировать село с помощью науки, но и направить его на путь возрождения культуры и интенсификации производства. Для этой цели многие факультеты могут включиться в свои микропрограммы…
Мотивацией для активного и результативного ненавязчивого общения преподавателей со студентами по интеграции интеллекта и профессионализма следовало бы начать с педагогов-предметников и кураторов на демократической основе. От объективных показателей воспитания через образование должна быть и ротация кадров и достойная зарплата за результативный творческий труд каждого преподавателя! Для этой цели академические группы студентов следует комплектовать из молодежи, нередко знающей друг друга с дошкольного возраста, из одних и тех же муниципалитетов и регионов. Такому коллективу легче адаптироваться в студенческой среде, поддерживать творческие связи с малой родиной, решать на местах практические вопросы, зарабатывать авторитет и вернуться на работу не стажером, а профессионалом.
Рекомендовать студентам из числа потенциальных лидеров избрать старосту и звеньевых. В моей практике микрогруппы из 4-5 человек зарекомендовали себя положительно на практических занятиях вне стен учебного заведения, выполняя и свои обязанности, и обязанности лаборанта, а иногда и второго преподавателя.
Задача каждого педагога максимально активизировать производительность творческого труда вверенной ему молодежи, особенно при подкреплении стимулами за конечные результаты труда как для учеников, так и учителей в научно-педагогической работе с приобретением навыков и профессионального мастерства.
Право на курацию кафедра должна заработать в результате конкурсного состязания, а студентам первого курса было бы полезно ознакомиться с биографиями своих возможных наставников. Здоровый психологический климат союза студентов с администрацией сельских поселений позволит привлечь к совместной работе и студентов-горожан.
Креативные советы на кафедрах и на малой родине студентов помогут быстрей интегрировать идеи в воспитательный и учебный процесс, во благо населения будущего местожительства уже специалистов.
Складывающая обстановка в высшей школе позволит ученым большую часть времени уделить научно-исследовательской работе и педагогике. Существующие зонтики прикрытия провалов в подготовке специалистов диссертабельными диссертациями для библиотечных полок сократятся.
В качестве предложений хотел бы привести возможности ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока" генерировать фундаментальные исследования в союзе с профессорско-преподавательским составом СГАУ им. Н.И.Вавилова, а через студентов рекомендовать товаропроизводителям и переработчикам интенсификацию производства конкурентоспособных макаронных изделий из твердых пшениц и других продуктов на мировом рынке.
Создана научно-производственная база Астраханским государственным техническим университетом для помощи рыбоводам и переработчикам биоресурсов.
Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия им.Н.В.Верещагина могла бы стать центром для быстрейшего производства высококачественных и дешевых сыров и масла. Для освоения неотехнологий в производстве полноценного сырья требуется поднять то, что не востребовано нашей порочной системой руководства аграрной наукой. Для этого требуется выращивать коров не 3-5 лет, а не более 30 месяцев; "планировать" не весенне-летние, а равномерное круглогодовое производство молока за счет осенне-зимних отелов с интервалами 365 и менее дней между родами; получением не менее 95 отелов на сто коров и сохранностью их от выбраковки не менее 88 процентов.
Вузам нужно сменить не только названия, но укомплектовать нравственно стерильными наставниками студенчества, авторитетными не только для выпускников университетов, но и для администраций всех уровней! Сотрудникам университетов следует помнить, что кроме ведомственной науки существует педагогическая формирующая не роботов, а личности, способные по А. И. Соложеницину "Жить не во лжи"!
Чтобы жить по совести, нужно снять с пыльных полок научные труды и найти невостребованные предложения исследователей по научно-методической работе, перепроверить и реализовать в учебный и производственный процесс во благо соотечественников.
Результаты научно-педагогической деятельности нужно оценивать не только по "застывшимся" степеням и званиям, как минимум раз в пятилетку подводить баланс по принятым в университете баллам активности, прежде всего за творческий труд педагога-предметника и наставника-куратора с правом ротации по службе и оплате дальнейшего труда!
Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".
Другие записи в блоге
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте