Не экономить на будущем страны

1648

4 мая 2016, 15:28

Саратовские власть предержащие в очередной раз доказали, что они не связывают свое будущее с тем регионом, на благо которого якобы работают. Речь - о прошедшем на прошлой неделе в конференц-зале Саратовского регионального отделения ЛДПР "круглом столе" "Проблемы детского технического творчества и способы их решения".

На это мероприятие был приглашен целый ряд VIP-персон из областного правительства и администрации Саратова. Однако и вице-губернатор Денис Фадеев, и социальный зампред Михаил Горемыко, и министр образования Марина Епифанова, и ее коллега по минспорта Александр Абросимов, и глава городского комитета образования Лариса Ревуцкая "круглый стол" проигнорировали. Причины такого их отношения могут быть различны. Возможно, по данному вопросу этим господам просто нечего сказать, так как сфера детского технического творчества сегодня практически уничтожена. А, возможно, вышеперечисленные персоны искренне не понимают важности обозначенной проблемы. Во всяком случае, в областном спортивном министерстве выразили явное недоумение по поводу их отношения к авиамодельному спорту. Также показательна позиция губернатора Валерия Радаева по данному вопросу. 31 декабря прошлого года он преподнес немногочисленным саратовским юным техникам поистине царский новогодний подарок. Как заявил на встрече бывший педагог центра "Поиск" Семен Ващенко, на основании распоряжения главы региона в целях оптимизации бюджетных средств эта организация была преобразована в областной центр краеведения и туризма. Понятие "детское техническое творчество" теперь не указано в его названии и уже не является профильным. Существует опасность, что со временем там будет ликвидирован последний качественно действующий авиамодельный кружок. Также под видом слияние с ГАОУ ДПО "Учебный центр транспортной отрасли" в Саратове была закрыта ГАОУ ДОД "Специализированная юношеская автомобильная школа" (ЮАШ).

На сегодняшний день в нашей области в авиамодельных кружках обучаются всего 124 человека! Это крайне мало. Как знать, быть может, это потеря целого поколения (а то и нескольких!) одаренных изобретателей, рационализаторов, новаторов в сфере авиастроения. И похожее мы наблюдаем не только в авиамоделировании. Такое отношение саратовских чиновников к воспитанию и техническому развитию молодежи прямо противоречит политике импортозамещения и развития прорывных технологий в ключевых отраслях народного хозяйства. Более того, это опосредованный подрыв будущего экономики страны, ее обороноспособности и независимости.

Подобная ситуация характерна не только для Саратовской области. Сегодня в России, по данным Росстата, в кружках технической направленности занимаются только 400 тысяч детей из 14 млн школьников - всего около 3%. Это при том, что, если один ребенок занят в двух кружках, учет ведется как за двоих, а занятыми числятся даже те, кто всего раз посетил занятие. В стране порядка 3 тысяч кружков, а муниципальных образований - около 25 тысяч. Далеко не в каждом муниципалитете дети могут получить такую услугу. Примечательно, что в течение последних 25 лет из системы дополнительного образования сознательно вымывалась именно техническая составляющая. Сегодня в ней (системе) широко представлены всевозможные кружки гуманитарной направленности (танцевальные, музыкальные, краеведческие и т.д.). Все это, безусловно, тоже нужно и важно. Но приоритеты необходимо расставлять верно. Если мы хотим снова изобретать и производить передовые модели самолетов, кораблей, машин и т.д., и т.п., то должны уже сегодня в массовом порядке выявлять и развивать соответствующие таланты и способности подростков, культивировать и воспитывать в них стремление творить.

Почему именно техническое дополнительное образование оказалось в такой критической ситуации? Кто-то говорит про крайне низкую популярность таких кружков у подростков. Извините, не верю. Еще вчера они были популярны и востребованы, а сегодня вдруг - нет? Так не бывает. А бывает другое: эти кружки просто перестали популяризировать и финансировать. Они стали настоящими изгоями в нашей системе образования и существуют до сих пор только благодаря наставникам-энтузиастам, которые за собственные деньги покупают строительные материалы, инструменты, оплачивают поездки детей на соревнования и т.д. Так почему же крайними оказались именно они? Случайно ли? Другие говорят, что технические кружки слишком дороги и нерентабельны. Простите, но разве дешевы бальные танцы или почти любой вид спорта? И как можно говорить о какой-то рентабельности, когда речь идет о будущем страны, о раскрытии ее кадрового, научно-технического потенциала?! Если же говорить об отсутствии на эти цели средств в местном бюджете, то нужно просто внимательно посмотреть, на что, на кого и сколько именно тратится денег из региональной казны. Уверяю, вы без труда обнаружите огромное количество неэффективных и бесполезных расходов. Кроме того, существует много других форм финансирования и софинансирования, и при желании всегда можно найти частных спонсоров и меценатов под конкретный проект. Просто этим нужно заниматься. Плотно и не формально. Причем на всех уровнях. Но главную роль здесь, безусловно, должно сыграть государство. Кстати, согласно недавнему постановлению правительства РФ №317, которое касается выделения средств на национальную технологическую инициативу, из 9 миллиардов рублей 1 миллиард будет выделен на кружковые инициативы. Так вот, я убежден, что именно региональное министерство образования должно помочь руководителям с оформлением документов, необходимо создать центр такой поддержки, чтобы эти деньги не прошли мимо саратовцев. Также считаю нужным рекомендовать министерству экономического развития области помогать сотрудникам технических центров и кружков оформлять грантовую документацию для создания дополнительных источников финансирования. В ближайшей перспективе необходимо возродить единую систему функционирования технических кружков - с достойной зарплатой педагогов (которые, кстати, обязаны иметь как минимум среднее специальное профильное образование), с реальным стимулированием их и их воспитанников (в частности, стоит предусмотреть для победителей и призеров соревнований юных техников льготы при поступлении в вузы соответствующего профиля). На уровне Саратовской области предлагаю принять программу профориентации для педагогов в сфере детского технического творчества. Считаю нужным установить систему их премирования за подготовку призеров в сфере авиа- и судомоделирования. Также весьма правильным было бы создание единого реестра научных кружков в каждом регионе России.

Важно также привлекать внимание СМИ к деятельности кружков технической направленности. Словом, ставится задача по меньшей мере вернуть былой вес и статус детскому техническому творчеству подростков. А задача-максимум - придать ему качественно новый импульс, отвечающий самым современным требованиям и вызовам. Не стоит сомневаться: мозги и руки у наших ребят работают ничуть не хуже, чем у европейцев, американцев, японцев или китайцев. Надо лишь дать им шанс проявить себя. Тогда у нас многое получится. И идея создания в Саратове условного седьмого (восьмого, девятого и т.д.) айфона уже не будет вызывать саркастическую улыбку.

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.38 1 2 3 4 5