Какой должна быть детская площадка?
28 марта 2021, 10:30
А почему бы не спросить детей? Разрабатывая концепции, многие проектировщики не задумываются, что не они там будут играть и бегать, а ребятня, их дети или дети друзей и знакомых. Любая площадка, включая детскую, обязана отвечать не только правилам безопасности, но и занимательности, комфорта и притягательности. Порой видим странные проекты с расставленным игровым оборудованием просто как попало, бессистемно, наугад. По принципу "лишь бы было".
В большинстве городов не успевают за новыми требованиями и веяниями в организации детского отдыха, вновь и вновь отдавая предпочтение ярким ксиловским нефункциональным стандартам.
Недавно отвечая на возмущение некого подрядчика в пользу искусственного покрытия для игровых площадок, пыталась объяснить в нецелесообразности их для общественных зон нашего города. Объясню почему. Во-первых, созданные искусственные покрытия в Саратове не имеют ухода, например, в зимнее время на них снег и наледь, их всё равно не чистят, а летом на них накапливается пыль (тоже очень редко её смывают), а ещё саратовское лето очень жаркое, температура повышается до + 30ºС и выше, а, соответственно, такое покрытие нагревается до + 50 ºС и выше, что влечёт другую неприятность – токсичность, так как выделяется технический углерод – активный летучий элемент. Его испарения представляют реальную угрозу здоровью человека (вызывает онкологические заболевания) – это изучено и доказано специалистами не только США и Британии, но и российскими исследователями. Нами тоже проводились исследования на токсичность материалов, применяющихся в разных частях города и на разных покрытиях. Нами установлено, что дети играющие более года на искусственном покрытии приобрели аллергические реакции на выделяемые при нагревании токсичные вещества, и в тоже время, дети на соседних площадках, где было натуральное покрытие (песок, трава), такими недугами не страдали. Во-вторых, представленные детские площадки на новой набережной распложены на открытой местности, то есть нагрев их в летнее время обеспечен уже, а если это на старой набережной, то организация такого покрытия повредит близко расположенным деревьям. К тому же яркое покрытие нецелесообразно из-за психоэмоционального состояния ребёнка, который и так в современном мире гиперактивный, а насыщенные, сочные цвета станут стимулировать ещё большую физическую активность, что вызовет нестабильное состояние и даже агрессию. В-третьих, стоит городским детям предоставить возможность общения с природой (так называемые природные детские площадки) – играть с песком и водой, на траве и т.д. И, например, такое покрытие как "Теннисит" уже используется для детских площадок, в связи с тем, что оно состоит из природных материалов, пропускает воду, не нагревается, безопасно, имеет амортизацию и приятный терракотовый цвет. В-четвертых, отсутствие тени. Если на площадке и вокруг неё нет деревьев, то необходимо создать её искусственным способом. Например, для жаркой Австралии это просто необходимо, но и для России с её непредсказуемым летом неплохо бы учесть, к тому же в Саратове лето в основном знойное, чем прохладное и солнечных дней больше. Однако соседство зеленых насаждений с искусственным покрытием проблематично. В-пятых, если ориентироваться на европейские страны, то там всё чаще в покрытиях детских площадок применяют гальку, песок или щепу. И в этом есть свой смысл – игра для ребенка. Она же – это его жизнь, игра формирует детей, готовит его к взрослой жизни. Ребёнок должен понимать, что если он споткнулся и упал, то ему будет очень больно, а совсем не смешно, если он, как сейчас, упадет на мягкую поверхность. Любая игра формирует рефлексы и двигательные стереотипы, сохраняющиеся на всю жизнь. Само покрытие должно "учить" опыту, а не уже заданной программе безопасности. Небольшие ссадины и т.п. – это естественный фон игры, это необходимо для приобретения навыков устойчивой ходьбы, умелого падения и др. Погружаясь в антропогенную среду с искусственной травмобезопасностью, дети так и не научатся ощущать, что "опасно, а что нет", например, как упасть, чтобы не сломать руку или ногу.
В Саратове выявлено, что ряд проектов, где расположены детские площадки, или примыкают, или будут примыкают к проезду с интенсивным, например, велосипедным движением, или катанием на роликах и т.п. В этом случае площадки не имеют изолированности от дорог, а также нет оборудования для маломобильных групп, что допускать нельзя. Многие площадки имеют плоскостное и линейное решение с разным набором активности, что влечет за собой сталкивание и травмы (из-за затесненных пространств ребёнок не может сориентироваться, пробегая, например, вдоль линии горок или качелей, здесь не исключается столкновение со съезжающими или раскачивающимися).
Следует отметить и о совершенно не продуманном функциональном зонирование детских площадок. Грубо говоря, где дети будут барахтаться в песке, где просто носиться, а где смогут расположиться мамы с колясками, не подвергая младшеньких постоянному риску быть опрокинутыми. Для родителей должны быть предусмотрены скамьи, тень, источник воды (питьевые фонтанчики), в т.ч. и общественный туалет (о последим вообще везде забывают).
Любая среда, включая игровую, обязана быть досконально продумана, чтобы дети исследовали её в движении. Например, хорошим решением могли бы стать домики на деревьях. Ближе к пяти годам ребёнку не интересно играть на высоте метр-полтора, и, если нет возможности на площадке – он залезет куда-то ещё. В домик "на дереве" – альтернатива, можно залезть и посидеть в укромном месте, что тоже важно детям, к тому же такой домик может стать замечательным акцентом и видовой "площадкой", скажем, с обзором на Волгу. Чем не привлекательность?
В московском саду им. Н.Э.Баумана представлена многоуровневая площадка. Там есть возможность гулять по пандусу или заезжать туда на колясках. На плоской поверхности играть скучно, неинтересно, чем, когда есть хотя бы маленький холмик, изменение рельефа, которое разнообразит любую площадку, превращая её в элемент фантазии и приключений.
Игровые площадки должны направлять детей к воображению. Давать возможность самим создать пространство, которое на тот момент волнует ребят, а, следовательно, предлагать им "строительный" материал: ветки для шалаша, кубы, кругляши и пр. для крепостей и иных сооружений.
Необходимы тематические комплексы разновозрастных площадок, объединенные одной темой, например, космосом или сказкой (лучше отечественной, чтобы прививать с детства любовь к национальной культуре). Например, был создан такой проект комплекса тематических площадок для разных возрастных групп под общим названием "Сказка" для территории Детского парка в Саратове с массой затей, включая и водные. Насыщенность игровых функций, образность не навязываемых тем, возможности разных сценариев, наличия полезного риска, чувства безопасности и непредсказуемости – там предусмотрено с элементами национальной культуры. На такой площадке или подобных территориях дети смогут провести несколько часов, и им не станет тоскливо, тем более такие пространства плавно перетекают одно в другое и, в тоже время, имеют индивидуальный характер.
За МКАДом в Бутово есть классная, на мой взгляд, детская площадка. У неё имеется внутренняя и внешняя часть, которые разделяются деревянным мостом. Площадка целиком формой напоминает знак бесконечности, как бы символизируя "непрерывный игровой процесс". Верхний уровень – солярий, где могут быть как взрослые, так и дети, там же натянута большая сетка, по которой можно лазить. Круто ведь, не правда ли? Под навесом стоят столы, где можно и перекусить, и поработать родителям, пока дети развлекаются. Это очень важно. Вспоминаю, когда моя дочь была маленькой, пока она каталась с горки и бегала по площадке в Детском парке, я, сидя согнувшись на бортике песочницы… и во время таких прогулок, написала свой первый учебник – не было там ни столиков, ни других мест, удобных для родителей. Однако в мировой практике во всех приличных общественных пространствах, включая дворы, стоят столы с скамьями или местами для сидения под каким-нибудь навесом – это и есть элемент комфорта. Понравился здесь и рельеф, который отлично участвует в игровом процессе, а ручной экскаватор, вообще круто, да и прост в изготовлении.
Наверняка каждый в детстве любил пускать кораблики (я, например, всегда весной с папой этим занималась, правда, на улице, когда текли ручьи вдоль бордюров), так на этой площадке есть место – внизу есть система каналов, островков, шлюзов и водяная мельница. Эта территория вызывает особый интерес не только у детей, но и у родителей. Есть здесь и настоящая "река" с цилиндрами для прыжков и потоками. Хочется ли взрослым тоже поиграть на ней? Оказалось, да! Это и есть важный показатель эффективности такой площадки. Одновременно качели и круглый стол – это разгул для фантазии: игра в витязей или в космическую "тарелку", а паутина из канатов – преодоление препятствий. Куча разных активностей хорошего качества, сдержанные по цвету, разнохарактерных, позволяют детям развиваться в процессе игры – всё это напрочь ликвидирует скуку.
Проектировщики должны также задуматься о том, где будут припаркованы автомобили родителей и где можно разместить детские и инвалидные коляски.
Безусловно, вопросов и проблем много, и каждые из них решаются индивидуально в той или иной ситуации (а не по типовым канонам), но в этом и заключается творческий профессиональный подход, который превращает любое пространство в "конфетку", вкусную и готовую "есть" ещё и ещё, и каждому, будь то ребёнок или взрослый.
Фрагменты детских площадок, включая многофункциональный игровой комплекс сада им. Н.Э.Баумана
Фрагменты детской площадки в Бутово
Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".
Другие записи в блоге
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте