Абсурдность ювенальной юстиции
10 сентября 2012, 09:01
Вновь поговорим о документе под № 761 от 01.06.2012, которым была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Речь идет об Указе Президента от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы". Проект стратегии был разработан Комитетом Совета Федерации по науке, культуре и информационной политике и активно продвигался Председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко. В преамбуле к проекту стратегии говорится о необходимости ее принятия в связи с тем, что Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах ребенка и другие международные акты в этой сфере. Тем самым подчеркивается приоритетность международного права над Российским, без учета национальных особенностей и традиций.
В соответствии с Указом будут внесены изменения в действующее законодательство, будут разработаны документы, устанавливающие порядок выполнения Стратегии.
2. Данная Национальная стратегия фактически вводит на территории России все основные элементы, механизмы и институты т.н. "ювенальной юстиции", против введения которой категорически возражают почти все родители, педагоги, церковь, представители всех традиционных религий, многочисленные общественные организации и народные движения, а также подавляющее большинство россиян. В числе прочего указанный документ в качестве "основной задачи в области детства" ставит лишь "создание ребенку комфортной среды", нисколько не заботясь о его традиционном семейном воспитании в духе высокой нравственности и духовности (разд. I абз. 1); многодетная семья впрямую называется "основной проблемой в сфере детства" (разд. I гл. 1 абз. 2), и местом, где дети находятся в "самом уязвимом положении" (разд. I абз. 10, разд. I гл. 1 абз. 2, разд. II гл. 1 абз. 2); многовековые духовные, нравственные и семейные ценности российского народа признаются "устоявшимися стереотипами", которые необходимо "преодолевать" (разд.VII гл.4 абз.2); предлагается в самое ближайшее время кардинально изменить отечественное семейное законодательство и заменить ныне существующие принципы недопустимости чрезмерного вмешательства в дела семьи новыми "прогрессивными" и "отвечающими всем международным нормам и стандартам" принципами тотального государственного контроля над семьей, особенно над многодетной (разд. I гл. 2 абз. 11; разд. I абз. 3; разд. I гл. 2 абз. 8); благополучие семьи отныне будет определяться исключительно по материальным критериям, путем введения соответствующих "стандартов по доходу, жилью, отдыху и питанию" (разд. II гл. 3 абз. 2); предполагается отменить тайну усыновления (разд. V гл. 3 абз. 9), что крайне негативно скажется на психическом здоровье усыновленных детей.
Во Введении к Стратегии написано, что "подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей". То есть приоритетным для ребенка должно быть создание ему комфортных для жизни условий, а не создание условий, благоприятствующих духовному и нравственному развитию личности. Одной из основных проблем в сфере детства в соответствии с Указам является "высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях". Сама формулировка этой проблемы предельно цинична: из нее можно сделать вывод, что лучше не рисковать и не рожать много детей, чтобы избежать бедности. Но даже исходя из вполне прагматичных соображений она не выдерживает критики: в государстве, имеющем такие демографические проблемы, как в сегодняшней России, многодетные семьи никак не могут быть названы зоной риска.
Кроме того, вот какой абзац есть во Введении к Стратегии: "В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей". По мнению разработчиков Указа, дети из перечисленных семей находятся в опасности в своих семьях. Это дает большой простор для деятельности чиновников на местах по избавлению детей от такой "опасности". Последствия такой их деятельности нетрудно предугадать.
В Указе говорится о необходимости "создания правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества". Предполагается привлекать детей к законотворческой деятельности по вопросам, "затрагивающим их интересы". Можно себе представить, какие законопроекты могут вносить детские общественные организации, и какие свои права они будут защищать. Широкая родительская общественность противодействует этим разрушающим семью нововведениям. Однако разработчики Указа предусмотрели и это: они предлагают осуществлять "преодоление устоявшихся стереотипов". То есть в головы россиян будет вдалбливаться идея о том, что дети могут сами принимать решения и законодательно устанавливать свои права вопреки семейным традициям, а также могут сами их защищать (видимо, от родителей).
Причем, все это будет происходить с той целью, чтобы "гармонизировать деятельность России по защите прав и интересов детей с деятельностью мирового сообщества". То есть цель разработчиков Указа – "слиться в экстазе" с мировым сообществом. Какие граждане вырастут в России при действии подобных нормативных актов – разработчиков Указа не волнует.
В Указе одной из первоочередных мер предлагается "разработка и утверждение стандартов минимальных гарантий доступа к доходам и социальным услугам, определяющих основные показатели качества жизни детей, включая минимальный гарантированный доход, гарантированное социальное жилье, семейный отдых и качество питания". Таким образом, разработчики считают показателем того, насколько хорошо живется ребенку в семье, лишь материальные критерии. Стало быть, те семьи, которые не впишутся в установленные стандарты, будут находиться под пристальным наблюдением местных чиновников. Не исключено, что те семьи, в которых дети наряду с родителями держат пост, также попадут в списки семей, где детям не гарантировано установленное стандартами качество питания. А в какое положение ставятся школьные учителя светских школ, в которых обучаются дети, соблюдающие пост? Они же вынуждены будут бить тревогу о том, что такой-то ребенок питается не по стандарту: ведь в школьных столовых никто не будет предусматривать наличие постных блюд, и такие дети будут питаться тем, что принесут с собой из дома.
Зато вместо того, чтобы акцентировать внимание на духовном воспитании и просвещении детей, в качестве одной из мер по созданию дружественного к ребенку здравоохранения приводится "Проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних" (ясно, что речь идет не о пропаганде целомудрия, а о рассказе про т. наз "безопасный секс"). Однако в другом пункте Указа одной из основных задач представлена такая задача, как "Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Явное противоречие одной нормы Указа другой норме этого же Указа.
Предлагаемый Указом "переход к системе открытого усыновления с отказом от тайны усыновления" полностью противоречит части первой статьи 23 Конституции Российской Федерации, в которой сказано: "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени". Ведь речь идет о семейном мире и благополучии, психическом и психологическом здоровье детей.
3. Совершенно очевидно, что под лживой вывеской "защиты прав детей" западные общественные, правозащитные и прочие организации пытаются внедрить в России чуждые нашему народу "современные ценности" и "ювенальные технологии" (разд. VI гл. 3 абз. 5), которые направлены на разрушение традиционной российской семьи – основы нашего общества, многовековых устоев российского государства, а также на ослабление духовно-нравственной основы нашего народа, подрыва исторических корней страны и, в конечном итоге, общего ослабления России. Не случайно, что все подобные проекты и инициативы в области т.н. "прав детей" щедро финансируются и продвигаются из-за рубежа.
Указом предусматриваются меры по созданию дружественного по отношению к ребенку правосудия, т.е. "системы гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующей уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела". В числе прочих принципов и элементов дружественного к ребенку правосудия названо "наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка". То есть права ребенка в соответствии с Указом отчуждаются от прав семьи. Это давно происходит в Европе, в связи с чем родители зачастую боятся собственных детей, которые могут пожаловаться на собственных родителей куда следует, и ребенка могут забрать из семьи, где нарушают его права, в приют. В Указе также предлагается "разработка программы восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, предусматривающей комплекс воспитательных мер и мер социально-психологического и педагогического сопровождения, а также обеспечение взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям - медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками при ее реализации".
То есть речь идет о ювенальных судах, давно существующих в Европе. Однако в этом нет никакой необходимости в России. Нужно, прежде всего, серьезно совершенствовать судебную систему в Российской Федерации, освобождая ее от коррумпированности, некомпетентности судей, действия "телефонного права"; добиваясь независимости судебной власти. А при рассмотрении уголовных и гражданских дел с участием детей в судах общей юрисдикции необходимо привлекать психологов, социальных педагогов, других специалистов. Создание ювенальных судов само по себе не сделает судебную систему в России более милосердной и справедливой по отношению к детям.
А вот для снижения преступности среди малолетних как раз нужно другое. Нужно воспитывать детей в традиционной семье в духе уважения к родителям, к традиционным российским ценностям. Нужно прививать им любовь к русской истории и культуре. В СМИ необходимо пропагандировать нравственные и духовные ценности, создавать позитивное отношение к семьям с детьми вообще и к многодетным семьям в частности.
4. Показательным является тот факт, что на состоявшихся 29 марта 2012 года парламентских слушаниях в Совете Федерации РФ по обсуждению указанного документа практически все выступавшие эксперты (кроме разработчиков и гостей из Евросоюза) высказались за сохранение в России традиционных семейных ценностей и о недопустимости слепого копирования западных норм. Таким образом, подавляющее большинство выступавших (в их числе Павел Астахов, Рашид Нургалиев, советник Президента РФ Евгений Юрьев, губернатор Тамбовской области Олег Бетин, ректор МППУ Виталий Рубцов и др.) высказались против изложенных в Национальной стратегии принципов. Несмотря на это, документ был принят. Кроме этого, никакого общественного обсуждения по данному документу не проводилось вообще!
На состоявшихся слушаниях Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов высказался в пользу поддержки кровной семьи ребенка. Ведь главным его защитником, по его словам, является не столько государство, сколько родители. И главной ценностью для нашей страны, подчеркнул он, должна стать именно семья, которая и есть государство для ребенка. О никчемности слепого копирования чужого опыта в решении вопросов защиты детства сказал Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев. Семейные ценности, по его словам, являются основой нашей самобытной страны. Он высказал мнение, что страна возвращается к своим историческим и нравственным корням. Губернатор Тамбовской области Олег Бетин подчеркнул, что государство не должно подменять семью, а должно быть рядом и помогать ей. Глава областной администрации подчеркнул необходимость четкого определения в законодательстве понятия "семья", а также закрепления ответственности родителей за своих детей. Докладчик высказался в пользу расширения и развития практики трудового воспитания подрастающего поколения. Ректор Московского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов обратил внимание участников слушаний на необходимость организации широкой просветительской работы с родителями. Надежда Бабкина, советник по культуре Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, считает необходимым убрать с экранов телевизоров насилие, кровь, и обратить серьезное внимание на Интернет. "Мы должны защищать информационное пространство нашей страны для наших детей. Это и вопрос национальной безопасности", - сказала Н.Бабкина. Она также предложила уделить особое внимание вопросам формирования образа положительного героя нашего времени. Евгений Юрьев, советник Президента Российской Федерации сказал, что Национальный план должен рассматривать проблему в комплексе, не отрывая проблемы ребенка от проблем его семьи.
Таким образом, никакого единодушия на парламентских слушаниях 29 марта не было.
Не было и обсуждения проекта Стратегии широкой общественностью, что просто необходимо было сделать, так как речь идет о документе, затрагивающем семейные основы и традиции. Общество состоит из граждан, граждане выходят из семьи, и этим самым гражданам не дали принять участие в обсуждении того, что является истоком существования общества.
Следует отметить, что в части второй статьи 38 Конституции РФ сказано: "Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей". Права родителей Указом от 01.06.2012 ограничиваются, так как в семейные отношения теперь вмешивается государство. Часть вторая статьи 55 Конституции гласит: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина".
Владимир Владимирович Путин, я, Ваш избиратель и гражданин России, возлагая большую надежду на Вас, как на человека, способного положить начало возрождению Великой России, прежде всего через возрождение ее традиционных исторических, духовно-нравственных и семейных ценностей, прошу Вас:
1. Приостановить действие Указа № 761 от 01.06.2012.
2. Организовать доработку Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы с широким и гласным общественным обсуждением этого документа.
Чижов Юлий
Уважаемые читатели моего блога если вы поддерживаете мое письмо , то прошу Вас так же обращаться к Президенту РФ В.В. Путину об отмене данного указа.
Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".
Другие записи в блоге
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте