Самый опытный гандболист "СГАУ-Саратов" Владислав Олейник дал интервью корреспонденту ИА "Взгляд-инфо". Он рассказал о прошлом и настоящем саратовского гандбола, своей карьере в России и Германии, разнице в отношении к виду спорта в этих странах.
- Честно говоря, сейчас в высшей лиге играть тяжеловато, - откровенничает Владислав. - Все-таки мне уже 41 год, и я не тренируюсь так много, как остальная команда. Однако, ранее накопленный опыт помогает справиться. Команды из Уфы и Омска, которых мы принимали в Саратове - принципиальные соперники, в прошлом сезоне занявшие более высокие места в турнирной таблице. У обоих - сыгранные составы, выступающие вместе не один год. Но и у нас подобралась очень хорошая команда, намного перспективнее, чем год назад. После стартового тура в Таганроге, несмотря на два поражения в трех матчах, было ощущение, что дома можем сильно прибавить. Сыгранные матчи показали, что мы действительно прибавляем. Трижды мы сломили сопротивление соперников, в четвертой уступили один мяч. Подобная ситуация была в Таганроге в матче с "Технолог-Спартаком" из Белгорода. Очень обидно так проигрывать. Нам пока не хватает опыта, чтобы побеждать в напряженных концовках, но очевидно, что команда прибавляет. Сейчас важно сохранить игроков, тренеров - чтобы не растерять накопленное и продолжить совершенствоваться.
- Родные стены помогали выигрывать?
- Очень помогали. Всегда приятно играть в родном городе, при своих болельщиках. Еще когда я 17-летним играл в чемпионате России за Саратов, выиграть на нашей площадке считалось очень нелегким делом. Местная публика намного активнее, чем в других городах "вышки". Впрочем, и ей далеко до гандбольной торсиды в странах Европы. Там болельщики любят и понимают суть игры, поддерживая своих настолько яростно, что набирать менее 70-75 процентов очков в родных стенах не получается. Конечно, там намного лучше залы. В Саратове мы уже сыграли в Манеже дворца спорта и ФОК "Солнечный".
Манеж мне памятен с молодости, там ощущение родных стен особенно велико. Но покрытие для гандбола не слишком подходит. Мало, кто до сих пор играет на "резинке" - тем более такой старой, как в Саратове. На паркете "Солнечного" играть приятнее и удобнее. Вдобавок тут есть трибуна, а не балкон, на которой и зрители себя комфортней чувствуют, и мы их лучше ощущаем. Да, тесновато, душновато, но в России для гандбола вообще мало хороших залов. Их не хватает даже для суперлиги. Если оценивать "Солнечный" по 10-балльной системе, я бы поставил семь. Слышал, следующие домашние матчи "СГАУ-Саратов" должен проводить в новом зале. Интересно будет посмотреть на него.
- Давайте окунемся в прошлое. Почему вы стали гандболистом?
- В детстве я очень любил футбол и хотел стать футболистом. Но играл решительно во все: в хоккей, баскетбол, волейбол, ходил на все секции. Решающим фактором в выборе гандбола оказалось наличие секции прямо в нашей школе - №73, что в Пугачевском поселке. У нас, можно сказать, был гандбольный класс, которым руководил Владимир Петрович Комраков. Он сам собрал команду, сам тренировал ее в школьном зале. Поначалу гандбол мне не нравился, но тренер уделял мне очень много внимания. Когда я бросал гандбол, уходил в другие секции, связывался с плохими ребятами во дворе, он приезжал домой и уговаривал. Общался со мной, родителями, учителями. В итоге я сдался. В девятом классе Владимир Петрович пригласил меня в команду мастеров "Мелиоратор", которую курировало общество "Урожай". С 17 лет я начал ездить по матчам чемпионата СССР в классе "А". Тогда в стране была серьезная программа поддержки спортсменов после окончания школ. Благодаря ей поступил на факультет физвоспитания Саратовского педагогического института. Параллельно получал высшее образование и играл в гандбол. Видел, какой высокий уровень был у нашего вида спорта, сколько им занималось детей. В сравнении с нынешним временем - земля и небо. Быть гандболистом считалось престижным, у нас были серьезные перспективы. Я, в частности, в 1991 году сумел уехать в клуб высшей (элитной - Ред.) лиги - столичный "Кунцево". Там провел четыре года, которые в разы увеличили мою любовь к гандболу. Кунцево - район Москвы, который буквально жил гандболом, нас буквально носили на руках. Мы попадали в пятерку лучших в чемпионате России. Но положение спорта в стране все ухудшалось, и я уехал в Германию.
- Куда именно?
- Шесть лет отыграл в ТУСПО из Обернбурга-на-Майне - недалеко от Франкфурта-на-Майне. Гандбол в Германии - это очень круто. Уровень гандбола в стране очень высок, его поддерживают власти, СМИ, обожают болельщики. Пожалуй, именно в Германии я понял, что такое наша игра. Почувствовал игру для зрителей, ощутил себя не просто настоящим профессионалом, но и своего рода артистом. Полученной в России школы хватило для быстрого обживания в команде. Начинал я в региональной лиге - третьей среди шести тамошних. Даже на этом уровне хватало легионеров уровня сборных: России, Хорватии, Дании, Швеции. На второй сезон моего пребывания в команде удалось выиграть "регионалку" и выйти во вторую бундеслигу, в которой были в середине таблицы: восьмые-девятые из 18 участников. Для нашего 10-тысячного города - очень приличный результат. Наш четырехтысячный зал в основном заполнялся под завязку. Чтобы вы окончательно убедились в разнице в уровнях германского и российского чемпионата, сажу - в первой бундеслиге сейчас не играет ни одного россиянина.
- Можно сказать, что в Германии гандбол среди игровых видов - второй после футбола?
- В последние десять лет германский гандбол уверенно стоит на втором месте после футбола. Баскетбол, волейбол, хоккей не стоят на месте. Хоккеисты играют при полных трибунах, но их матчи все-таки не имеют такого ажиотажа, как гандбольные. Скажу больше: в таких регионах, как баварский, в котором я жил, наш вид спорта опережал футбол. Я не стесняюсь рассказывать о том, что пережил, своим друзьям в России вообще и в Саратове, в частности. Учиться хорошему ведь не зазорно, правда? Сейчас "СГАУ-Саратов" только встает на ноги. Чтобы он рос быстрее, нужно чаще встречаться с хорошими соперниками. Было бы очень хорошо устроить поездку, например, в Германию. Я мог бы помочь, поскольку до сих пор езжу в Германию на матчи. Там осталось много друзей - в частности, в гандбольном матче. Там можно получить много уроков по тренировочному процессу, ведению экономических дел, подготовке резерва. Гандбол - очень красивый вид спорта, динамичный, развивающий массу навыков. Его существование на достойном уровне сделало бы честь Саратову - и я вижу, что областные, городские власти это понимают. Верю, что наш вид вернется на рубежи, на которых был во времена СССР.
- Как вам жилось в чужой стране?
- Поначалу мне сильно помогал вратарь Саша Вайт. Саратовцы его лучше знают как Вейта. Он уехал в Германию раньше меня, воспользовавшись историческими корнями, получил гражданство. Саша-то и позвал меня в ТУСПО, в котором мы вместе играли четыре или пять сезонов. Благодаря ему я быстро влился в команду, привык к условиям жизни, научился общаться на новом для себя языке. Были сложности, но их удалось преодолеть. Меня любили и уважали в клубе, отлично относились. Было бы здорово попасть туда пораньше - о гандбольной карьере в Германии можно только мечтать.
- Уровень заработка в России и Германии сильно отличался?
- Когда я играл за "Кунцево", получал примерно такие же деньги. Из России погнала экономическая нестабильность. Уехал я не за деньгами - попробовать силы в более сильном чемпионате, с более сильными игроками. В России на гандбол не хватало денег, клубы банкротились один за другим, гандболисты "пачками" уезжали в Европу: в Германию, Италию, Испанию, Францию… привлекал и более высокий уровень жизни, который был в Германии.
- Когда и почему вернулись в Россию?
- Я вернулся в 2004 году, закончив карьеру достаточно рано - в 32 года. В Германии все устраивало, но поступило предложение работать в России для немецкой компании, которая являлась спонсором нашего клуба. Он развивал производство в нашей стране, и меня попросили им заняться. Компания наша производит и продает строительные материалы. Я рад, что нашел себя в новом деле - но гандбол не забываю. Играю за Саратов и три ветеранских команды: московский "Ударник-Царицыно", подмосковную команду Королева и украинский "Легион-21" из Киева. Участвую в массе турниров: от чемпионата Москвы и второй лиги чемпионата России до международных. С командой Королева дважды выиграл крупный турнир "Кубок космонавтики", проходящий в этом городе. Были на Кубке Европы среди ветеранов в Словении: около 60 команд, три мужских возраста, два женских… Там мы стали третьими - считаю это достижение самым значимым для себя. Чувствую себя прекрасно, от всех поездок получаю удовольствие. В конце октября должны поехать в США - в Чикаго.
- Гандбол работе не мешает?
- Начинает мешать. В этом сезоне я играл в обоих турах "вышки", в прошлом сезоне помогал команде в Саратове, Оренбурге, Москве. В целом выходит 13 матчей - плюс переезды. Поездки со "СГАУ-Саратов" требуют большого времени - четыре-пять дней. Мое отсутствие на работе начинает ощущаться. Хоть сил хватает, придется, наверное, выбирать, где играть и что пропускать. Но саратовская команда - в безусловном приоритете. Если я ей нужен, приеду в любой момент. За свой родной город готов играть бесплатно - просто ради развития гандбола в городе, возвращения на прежние позиции. Мы, ветераны, не требуем оплаты за свою игру. Бывают небольшие компенсации расходов на переезды - этого достаточно. Хочется своим опытом, знаниями помочь родному клубу. Два следующих тура "СГАУ-Саратов" на первом этапе в моих планах значится, но сыграю ли в них, будет решаться примерно за неделю до первого матча.
- Сейчас живете в Москве?
- Да. Семьи нет - разведен. В Саратове жил до 21 года, здесь жили бабушки, дедушки, сейчас здесь живут мама, брат. Брат работает в строительстве, мама - на пенсии. Когда играл в Германии, приезжал к ним очень редко, сейчас визиты участились. За последний год приезжал шесть раз.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте