В музее открылась выставка картин из коллекции саратовского депутата
12 апреля 2013, 12:22
Вчера в Саратовском государственном музее им. А.Н. Радищева состоялось открытие выставки "Европейское искусство XVII-XIX вв. из частной коллекции".
Картины предоставил депутат регионального парламента, директор фонда "Православие и современность" Сергей Курихин. На основе этой экспозиции в Саратове планируется создать первый частный художественный музей.
Мероприятие посетили: депутат областной думы Алла Лосина, министр-председатель комитета общественных связей и национальной политики Борис Шинчук, министр культуры Светлана Краснощекова, председатель Общественной палаты Александр Ландо, народный художник России, почетный гражданин Саратова и области Анатолий Учаев, коммерческий директор галереи "Каштан" Ирина Полюнова и другие. Вела церемонию директор Радищевского музея Тамара Гродскова.
После вступительных речей и краткого экскурса в историю меценатства заведующая отделом зарубежного искусства музея Татьяна Савицкая пригласила гостей осмотреть экспозицию и рассказала об уникальности каждого произведения.
В экспозицию вошли картины: "Мадонна с младенцем и Иоанном Предтечей" (итальянский художник XVI века), "Пейзаж" (Джованни Баттиста Чимароли), "Жертвоприношение Авраама" (итальянский художник XVII века), "Общество в лесу" (фламандский художник начала XVII века), "Охота на кабана" (европейский художник середины XIX века) и шпалера машинного ткачества "Король-Солнце" XIX века.
Комментарии
Тамара Гродскова:
- Сегодня очень значимое событие для всей культуры нашего города, потому что мы открываем выставку из частного собрания. Это предпосылка к созданию музея частной коллекции. У владельца этих произведений есть интеллектуальный багаж, есть понимание тех задач, которые могут стоять перед приобретением работ и пополнением коллекции. Это очень важно и перспективно для нашей культуры. Надеюсь, частный художественный музей будет основан, организован и будет пользоваться большим успехом. И я пожелаю автору идеи больших успехов.
Борис Шинчук:
- Совсем недавно мы с общественностью обсуждали, как обустроить уголок на пересечении улиц Рахова и Вавилова: сделать пешеходные зоны, художественно это оформить. Мы вспомнили фильм "Ирония судьбы, или С легким паром" - когда все, как спичечные коробки, наставлено. Человек, который приобрел эту коллекцию для Саратова, старается сохранить исторический облик нашего любимого города, придать ему художественность, красоту, уют. Здорово, что есть люди, которые понимают, что такое вечная ценность. Деньги тленны, а искусство вечно.
Светлана Краснощекова:
- Я поздравляю всех присутствующих с таким событием. Действительно, наша земля - потрясающая, росток культуры в сфере искусства, гениальная, плодородная земля. Это аура нашего города. На нашей земле появился первый общедоступный музей, на его базе первое рисовальное училище и те имена среди художников: Петров-Водкин, Боголюбов... Не каждый город может похвастаться таким музеем и училищем. Теперь, я думаю, не каждый город сможет похвастаться музеем, в котором будут выставляться частные коллекции. Замечательно, что это происходит весной, когда хочется обновлений, чего-то нового и радостного. Именно весной рождаются новые проекты. Думаю, музей, который планируется создать, станет визитной карточкой нашего города, на которую будут равняться не только города Поволжья, но и города России. Думаю, благодаря таким событиям наш город может по праву называться культурной столицей Поволжья.
Алла Лосина:
- Я вспомнила экскурсию в Лувре, где нам рассказали такую историю: когда Италия должна была проститься с картиной "Тайная вечеря", был объявлен трехдневный национальный траур. Я тогда подумала, что, к сожалению, в России такого никогда не было. Но, оказывается, у нас есть такие коллекционеры, которые едут на аукционы в Италию, привозят эти картины, чтобы они были у нас, в Саратове! Картина Чимароли, копия картины Рубенса... Я просто не подозревала, что в Саратове есть коллекционеры такого уровня! Это мировая сокровищница в нашем городе! Я желаю владельцу коллекции новых находок, вдохновения на этом благородном поприще, поздравляю присутствующих с таким знаменательным событием!
Александр Ландо:
- Очень важно, что у нас есть люди, которые являются собирателями сокровищ мирового искусства. Мы еще раз подчеркиваем, что Саратов входит в мировое, европейское сообщество. Во всем мире люди выставляют частные коллекции. Я слушаю своих товарищей и думаю, что правильная идея у губернатора - построить выставочный комплекс… Важно, что сегодня люди могут прийти, посмотреть эти чудеса и прикоснуться к европейскому искусству.
Ирина Полюнова:
- Сегодня звучало много слов благодарности владельцу этих произведений, но я хотела бы сказать спасибо Тамаре Викторовне Гродсковой. Благодаря ее внимательному участию, наблюдению за всеми процессами, начиная от доставки, заканчивая экспонированием, эта выставка смогла состояться. Хочу сказать, что такой четкой организации труда, такого отношения к работе я давно не встречала.
Анатолий Учаев:
- Я вспомнил историю, как Боголюбов пришел к императору и сказал, что саратовским музеям надо дать то, что находится в Эрмитаже. А главный хранитель заплакал. Но император есть император, и некоторые работы находятся сейчас в Саратове. Поэтому давайте сами будем настаивать - выходить на императора и главных хранителей художественных ценностей.
Справка
Живописное полотно "Мадонна с младенцем"
Как считают эксперты, картину можно считать работой знаменитого Рафаэля Санти или одного из его ближайших учеников. Облик Мадонны, ее прекрасные черты, несомненно, заимствованы у прославленного мастера эпохи Ренессанса.
Живописное полотно "Жертвоприношение Исаака"
Картина принадлежит кисти итальянского художника XVII века. Полотно рассказывает об одном из самых судьбоносных событий Библейской истории.
Чтобы испытать веру праотца израильского народа Авраама, Господь повелел ему принести в жертву всесожжения единственного сына, Исаака. Внезапно явившийся ангел остановил Авраама: "Теперь я знаю, что боишься ты Бога и не жалел сына своего". Эта библейская история воспринималась христианским миром, как предвестье жертвы, принесённой на кресте во имя спасения рода человеческого.
Живописное полотно "Охота на кабана"
В картине отчетливо "просвечивает" античный миф о Каледонской охоте, той, в которой Мелеагр копьем убивает калидонского вепря (этот миф изложен у Филострата Младшего в главе 15 его "Картин"). Здесь изображены все участники истории: вепрь стоит под деревом в плотном кольце охотников и злобно лающих собак. Аталанта только что пустила свою стрелу; копье Мелеагра вонзается в зверя. Около вепря лежит мертвый человек. Эта тема используется многими фламандскими художниками для картин, представляющих охоту на фоне лесного пейзажа. У Рубенса ярость схватки, физическое и духовное напряжение доведены до предельного накала.
Полотно, по сведениям прежних владельцев, датируется 1860 годом.
Живописное полотно "Общество в лесу"
Картина – образец фламандской живописи начала XVII века. Изображения прогулок, пикников и других развлечений знати были очень популярны во фламандском искусстве. В полном соответствии с традициями старой нидерландской школы картина написана на деревянной доске. Мягкий тающий свет, отражаемый белым цветом грунта, объединяет живописное пространство композиции.
Живописное полотно "Пейзаж с фигурами" кисти Джованни Батиста Чимароли
Этот итальянский мастер известен, прежде всего, как пейзажист. Он обучался в Болонье и работал в стиле пасторальных картин Франческо Цукарелли. Бывал в Венеции, путешествовал по Англии. Шесть его пейзажей находились в коллекции английского короля Георга III. Несмотря на признание современников, художник оказался забытым вплоть до середины XX века. В настоящее время в Италии издан каталог его картин.
В декабре прошлого года на аукционе "Sotheby's" две картины Чимароли были проданы за 180 тыс. долларов.
Шпалера "Король-солнце". Неизвестный художник
Шпалера выткана во второй половине XIX века, в эпоху историзма, когда на художественном рынке появились многочисленные собиратели из разбогатевших буржуа, сильно возрос спрос на старую живопись, шпалеры, предметы роскоши.
Тканый ковёр, видимо, в основе имевший гравюрное изображение, имитирует старинную шпалеру ручного производства.
Фото Юрия Набатова
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте