Обнародована полная версия доклада прокуратуры об экологической ситуации в регионе
23 августа 2013, 12:51
Прокуратура Саратовской области обвинила региональные власти в ухудшении экологической ситуации в губернии.
В опубликованном сегодня заявлении надзорного органа говорится о том, что "средства, поступившие в бюджет области в качестве компенсации за ухудшение качества окружающей среды, не направляются на ее восстановление, а расходуются на иные нужды".
По мнению прокуроров "за счет ухудшения качества окружающей среды, восполняются недостатки бюджетного финансирования, что влечет за собой угрозу экологической безопасности населения области".
Соответствующие данные приводятся в докладе, подготовленном прокуратурой области и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой. Документ представлен губернатору Валерию Радаеву и председателю облдумы Владимиру Капкаеву.
Напомним, об ухудшении экологической обстановки свидетельствует, в частности, мгла наблюдавшаяся в атмосфере Саратова большую часть прошлой недели.
По данным синоптиков, это явление природы не было связано с техногенными причинами. В то же время управление Роспотребнадзора, изучив состав воздуха, пришло к выводу, что в нем наблюдается превышение допустимых норм по оксиду углерода и диоксиду азота.
Региональный комитет окружающей среды и природопользования призвал горожан на время отказаться от передвижения на личном транспорте.
"В информации освещены результаты проведенных органами прокуратуры проверок органов государственной власти, местного самоуправления, органов государственного экологического и транспортного надзора, а также хозяйствующих субъектов. Отражены общие тенденции изменения качества атмосферного воздуха в области за предыдущие годы, причины происходящих процессов.
Особое внимание в анализе уделено вопросам финансирования областным бюджетом мероприятий, связанных с охраной атмосферного воздуха.
Так, областная целевая программа "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы" за весь период своего действия предусматривает на данные цели лишь 500 тысяч рублей.
В то же время только в 2012 году поступления в бюджет Саратовской области от платы за негативное воздействие на окружающую среду составили более 77 миллионов рублей, из них за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух почти 10 миллионов рублей", - говорится в докладе, подготовленном прокуратурой для первых лиц области.
За комментарием по этому вопросу корреспондент ИА "Взгляд-инфо" обратился к заведующему сектором охраны окружающей среды мэрии Игорю Шопену. Чиновник отказался отвечать на наши вопросы, сославшись на то, что "не имеет отношения ни к одной из конфликтующих сторон".
В свою очередь член Общественной палаты Саратовской области Ольга Пицунова, пояснила, что "в данном случае полностью поддерживает позицию прокуратуры".
"Я думаю, что они отреагируют, потому что уже направлялось обращение в адрес президента России Владимира Путина в связи с серьезным недофинансированием экологической целевой программы. По крайней мере, мне бы хотелось в это верить", - отметила общественница.
В распоряжении ИА "Взгляд-инфо" оказался текст доклада надзорных ведомств, представленный руководителям областной власти. Мы приводим его полностью:
"Прокуратурой Саратовской области и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой проведена совместная проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха.
Ежегодно стационарными источниками предприятий, расположенных на территории области, в атмосферный воздух выбрасывается около 120 тыс. тонн загрязняющих веществ. При этом наблюдается устойчивая тенденция роста выбросов: если в 2010 г. выброшено 346 тыс. тонн загрязняющих веществ, то в 2012 – 360 тыс. тонн.
Уровень загрязнения атмосферного воздуха в 2012 году также увеличился, в г. Саратове индекс загрязнения атмосферы составил 12,6 (в 2011 г.– 12,3), в г. Балаково – 11,43 (в 2011 г. – 10,9).
Основная доля в выбросах загрязняющих веществ от стационарных источников принадлежит предприятиям, осуществляющим эксплуатацию нефте- и газопроводных систем, в процессе которой в атмосферу поступают углероды различного состава.
Наибольшее количество вредных газов образуется при сжигании попутного газа. За последние годы в Саратовской области удалось несколько увеличить объемы утилизации добываемого газа предприятиями топливно-энергетического комплекса. Так, в 2012 году потери газа составили 178,7 млн. м3, тогда как в 2009 г. они составляли 303,8 млн. м3.
В то же время целевой показатель доведения до 2012 года уровня его полезного использования до 95 процентов, установленный постановлением Правительства РФ от 08.01.2009 N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках", не достигнут.
В 2012 году "на факелах" сожжена почти треть от добытого попутного газа.
При этом львиная доля потерь газа в области, а именно 72 % от общего объема приходится на ООО "РедОйл". В 2012 году это предприятие сожгло "на факелах" 112 млн. м.3 добытого газа, то есть 99,1 %.
Также наибольшие потери допущены: ОАО "Саратовнефтегаз" – 31 млн. м3, ООО "Диал-Альянс" – 17 млн м3, ООО "ЛукБелОйл" – 6 млн.м3.
При этом Управлением Росприроднадзора по Саратовской области не принимается каких-либо эффективных мер к выполнению постановления Правительства РФ "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках".
Проверкой, проведенной Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой ООО "НК Проспект", установлено, что в 2012 году фактическое использование попутного газа составило 0 % от общего объёма добытого газа.
Вклад передвижных источников (автотранспорта) в общий выброс загрязняющих веществ в атмосферу по области в 2012 г. составил 64,5 %.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 №83 предписано проводить регулярные проверки транспортных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
Указанные проверки осуществляются МВД РФ, а тракторов, самоходных дорожно-строительных - органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин.
В 2008 году во исполнение представления об устранении нарушений закона прокуратуры области Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Саратовской области приобретено десять дымомеров для контроля за соответствием техническим нормативам выбросов вредных веществ самоходными машинами.
В то же время на сегодняшний день обеспеченность дымомерами в инспекции Гостехнадзора составляет лишь 25% от потребности, при среднероссийской обеспеченности 57%.
Проверки деятельности органов ГИБДД показали, что ими также не в полной мере выполняются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за содержанием загрязняющих веществ в выбросах автотранспорта.
В текущем году органами ГИБДД за выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума составлено только 56 протоколов, а за эксплуатацию таких автомобилей к административной ответственности привлечено лишь 285 водителей.
На фоне общего количества легкового транспорта в области приближающегося к миллиону, данные показатели контрольно-надзорной деятельности органов ГИБДД области нельзя признать удовлетворительными.
Также следует отметить, что проверкой, проведенной Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2013 году выявлены многочисленные нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности предприятий, эксплуатирующих передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха.
Наиболее распространенными нарушениями являются превышения дымности отработавших газов у транспортных средств, нарушения периодичности контроля на СО и СН, привлечение к проверке автотранспорта специалистов, не прошедших обучение по работе с приборами для проведения замеров.
В целом экологическая политика на территории области осуществляется путем реализации областной целевой программы "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы".
Сравнение запланированных объемов изначально по Программе средств с фактически произведенными расходами показывает значительную нехватку средств, выделяемых на решение проблем экологии на территории области.
Так, в целом объем финансирования по Программе с учетом средств федерального, местного бюджета, а также внебюджетных источников уменьшился с 15,423 млрд. руб. до 10,261 млрд. руб., при этом финансирование Программы за счет средств областного бюджета уменьшилось почти в 3 раза (с 1 755,87 млн. до 657,3 млн. руб.), а по охране атмосферного воздуха уменьшение составило более 2,5 раз с мизерных 1,3 млн. руб. до 500 тысяч рублей.
Следует отметить, что финансирование мероприятий из регионального бюджета в сфере охраны атмосферного воздуха Программой не предусматривается и вовсе ни в 2009 г., ни в 2011, 2012, 2013 годах.
Наиболее удручающая ситуация с финансированием Программы сложилась в 2013 году. Объем финансирования областным бюджетом мероприятий, направленных на оздоровление экологической ситуации в области, уменьшился по сравнению с первоначальной редакцией Программы более чем в 950 раз с 478,28 млн. руб. до 0,5 млн. руб.
При этом только в 2012 году поступления в бюджет Саратовской области от платы за негативное воздействие на окружающую среду составили 77,1 млн. руб., из них за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух 9,7 млн. руб.
Таким образом, средства, поступившие в качестве компенсации за ухудшение качества окружающей среды, не направляются на её восстановление, а расходуются на иные нужды.
Одним из ведущих звеньев в системе управления качеством атмосферного воздуха является лабораторный контроль.
Наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха на территории области проводятся Саратовским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в двух крупнейших промышленных центрах области: в г. Саратове на шести стационарных постах государственной сети наблюдений и в г. Балаково на трех стационарных постах.
В Саратове государственная сеть наблюдений по количественному составу не соответствует ГОСТ 17.2.3.01-86 (должно быть 10 постов). Не ведутся наблюдения за состоянием атмосферы в двух центральных районах города (Октябрьском и Фрунзенском).
Мониторинг в других крупных населенных пунктах, где проживает значительная часть жителей области, также не налажен.
В рамках областной целевой программы "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы" в 2008 году комитетом охраны окружающей среды и природопользования области закуплено 4 стационарных поста и передвижной пост для наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха стоимостью 8,569 млн. руб. и 2,5 млн. руб. соответственно, которые в 2009 г. переданы из государственной собственности области в федеральную собственность в Саратовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Данные посты сформировали дополнительную территориальную сеть наблюдений, функционирование которой должно финансироваться из областного бюджета.
Однако за период 2009-2013 г. г. средства из областного бюджета для проведения наблюдений за состоянием атмосферного воздуха в рамках территориальной системы наблюдения при помощи приобретенного областью оборудования стоимостью более 11 млн. руб. выделялись только в 2012 году в размере всего 1 млн. рублей при необходимых 4 млн. руб. в год.
Таким образом, приобретенные за счет областного бюджета посты наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха фактически не используются, что свидетельствует о крайне неэффективном расходовании бюджетных средств.
Проведенными прокурорскими проверками выявлены недостатки при осуществлении возложенных на органы государственной власти регионального и федерального уровней полномочий в сфере охраны атмосферного воздуха.
Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области в нарушение требований федерального законодательства разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выдавались филиалам юридических лиц.
Проверкой в Управлении Росприроднадзора по Саратовской области установлены факты нарушения сроков рассмотрения материалов о согласовании проектов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее – проект ПДВ), требований законодательства к проверке таких материалов в части достоверности содержащихся в них сведений. Выявлялись случаи утверждения нормативов ПДВ организациям, эксплуатирующим несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, не имеющим стационарные источники выбросов; выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух филиалам юридических лиц, а также в отсутствие надлежаще оформленной доверенности, без утвержденных в установленном порядке нормативов выбросов. В деятельности Управления имели место факты согласования планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, фактически содержащих не природоохранные, а организационно-технические мероприятия.
Органами государственного экологического надзора лишь в единичных случаях принимаются меры к расчету и взысканию ущерба, причиненного фактами незаконного загрязнения атмосферного воздуха.
При этом широко распространены нарушения в деятельности хозяйствующих субъектов. Зачастую выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух ими осуществляется без соответствующего на то разрешения, с превышением утвержденных нормативов ПДВ, а также без внесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Так, в 2012 году наибольший удельный вес неудовлетворительных проб атмосферного воздуха по содержанию сероводорода отмечался в зоне влияния ОАО "АркадакСпирт" в Аркадаке.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой области в декабре 2012 г., производственная деятельность спиртзавода была приостановлена, организация и её должностные лица привлечены к административной ответственности, решением суда предприятие обязано ликвидировать загрязнение почвы, начальник Аркадакского подразделения предприятия привлечен к уголовной ответственности.
Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2012 году проведена проверка исполнения названного законодательства в деятельности ОАО "СПЗ", являющегося одним из крупнейших загрязнителей атмосферного воздуха на территории области. Проверкой выявлены не учтенные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, превышения утвержденных нормативов выбросов, а также нарушения при эксплуатации ГОУ. По данным фактам должностные и юридическое лица привлечены к административной ответственности. К предприятию предъявлен иск с требованием проведения инвентаризации источников выбросов и получения на них разрешительной документации, который рассмотрен и удовлетворен.
Также в 2013 году Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения названного законодательства в деятельности ЗАО "Электроисточник", в ходе которой установлены превышения нормативов предельно допустимых выбросов от 2 до 25 раз по свинцу на отдельных источниках выбросов предприятия. По результатам проверки в суд направлено исковое заявление с требованием приостановить деятельность участков производства ЗАО "Электроисточник", на которых выявлены превышения ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу.
Результаты проверки исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха обсуждены 28.05.2013 на совместном межведомственном совещании прокуратуры Саратовской области и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры с участием уполномоченных органов контроля и управления регионального и федерального уровней, где выработаны конкретные меры, направленные на активизацию их деятельности в сфере охраны атмосферного воздуха".
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте