Ветеран УФСБ поделился с прессой воспоминаниями о Черчилле, Трумэне и Сталине

3888

23 сентября 2013, 13:58

В субботу, 21 сентября, в Саратове отпраздновал 90-летний юбилей ветеран УФСБ Андрей Яковлевич Пстыга.

Поздравить ветерана от имени управления прибыли замначальника регионального УФСБ Олег Заковенко, ветеран службы Александр Пронин, саратовские журналисты.  

Гости зачитали поздравительное послание начальника УФСБ области Олега Гайденко:

"Примите самые искренние и теплые поздравления от руководства, коллегии, личного состава и ветеранов УФСБ по Саратовской области по случаю 90-летия со Дня Вашего рождения.

Единожды избрав для себя благородный путь защитника Отечества, Вы прошли его так, как проходят люди, по-настоящему преданные своей профессии, своей Родине.

Ваша биография контрразведчика началась в суровые годы Великой Отечественной войны. Участием в боях на Донском фронте, борьбой с фашистскими диверсантами на территории Саратовской области, командировкой в Потсдам, где Вы обеспечивали безопасность исторической встречи глав трех государств. Затем возвращение в Саратов, где вы отдали службе в органах госбезопасности более четырех десятилетий, обеспечивая надежный заслон разведдеятельности иностранных спецслужб, осуществляя подбор молодого пополнения в органы государственной безопасности.

Вам всегда удавалось достигать высоких результатов на поприще служения интересам государства".

Заместитель руководителя управления также вручил юбиляру памятный подарок – гравюру с изображением УФСБ области и "самыми знаменитыми словами Феликса Дзержинского": "Чекист должен обладать горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками".

После этого Андрей Яковлевич Пстыга пообщался с журналистами.

Он рассказал, что родился в Башкирии, в белорусской семье. В апреле 1941 года, в возрасте 18 лет, Пстыга поступил в Стерлитамакское военное училище летчиков. С началом войны училище расформировали, а курсантов перевели в Энгельс, где они продолжили учебу в школе летчиков бомбардировочной авиации.

"С октября 1942 по январь 1943 я сражался на Донском фронте, где нас, молодых летчиков, брали на боевые вылеты. После окончания училища, летом 1943 года в составе группы из 15 человек я был отобран для прохождения учебы в разведшколе 4-го управления НКГБ СССР. Когда мы стали изучать основы диверсионной, оперативной работы в тылу, знакомиться со структурой и методами немецкой разведки и контрразведки, интенсивно осваивать шифровальное дело, разговорный немецкий язык, стало ясно, к чему нас готовят", - рассказал ветеран.

После окончания школы Пстыга не попал за линию фронта. Его направили в распоряжение саратовского управления НКГБ на должность помощника оперативного уполномоченного по борьбе с немецкой агентурой.

"Саратов и область на тот момент были объектами повышенного интереса для немецкой разведки: мощный военно-промышленный комплекс, стратегическое расположение, железнодорожный узел, аэродромы и т.д. Немцы неоднократно забрасывали своих агентов, которых мы вылавливали и в Базарном Карабулаке, и в Вольске, и в Хвалынске, и в других районах. В коридорах управления лежали тогда парашюты, снаряжение, рации диверсантов – все, что нам удавалось отыскивать при помощи населения и изымать при задержании", - вспоминал во время общения ветеран.

В начале июня 1945 года Андрея Пстыгу и 16 сотрудников управления во главе с полковником Григоровичем отправили в Москву, а затем они были переброшены на Запад, в Берлин.

Из столицы Германии часть советских чекистов была отправлена в пригород Потсдам, в район аристократических дач и коттеджей – Бабельсберг.

"Нас разместили в замке Августина, наследника германского кайзера. На следующий день пригласили на совещание, которое проводили заместители наркомов НКГБ и НКВД -генерал-полковник Серов и генерал-полковник Круглов. Нам коротко объяснили задачу: в связи с тем, что было принято решение о проведение в Потсдаме конференции руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании, ожидалось прибытие Иосифа Сталина, Гарри Трумэна и Уинстона Черчилля. Необходимо было принять чрезвычайные меры по обеспечению безопасности глав государств. На первом этапе мы должны были очистить местность ото всех, кто может вызвать малейшее подозрение. На втором  - осуществлять так называемую физическую охрану", - рассказал Андрей Яковлевич.

По словам ветерана, зачистка была проведена за месяц и территория была взята под строгий контроль. 15 июля чекистов перевезли на аэродром Гатов под Потсдамом – прилетал президент США Гарри Трумэн.

"Через некоторое время в сопровождении истребителей появился огромный четырехмоторный самолет, который журналисты прозвали "священной коровой". Вскоре на трапе возникла фигура Трумэна. Военный оркестр заиграл американский гимн, президент произнес пятиминутную речь и в сопровождении эскорта охраны уехал в Бабельсберг.

Нас не распустили в ожидании Уинстона Черчилля. Его самолет прибыл через два часа. Премьер-министр Великобритании появился в неизменном военном френче с сигарой в зубах. Гимн, речь, торжественный отъезд в резиденцию.

Сталин прибыл в Берлин на следующий день поездом. Нас снова поставили в охранном оцеплении, только теперь каждый из нас контролировал выходящие на вокзал дома. Было видно, что Сталина никто, кроме Жукова, не встречал. Сама церемония была тихой и короткой – рукопожатие, и делегация отбыла в свою резиденцию.

С 17 июля по 2 августа мы осуществляли охрану территории города Цецилиенхоф, где совещались главы союзных государств. Стояли на посту по 12 часов, с подменой на короткое время. Сказать, что за эти дни происходило что-то необычное - не могу. Даже наш руководитель, полковник Григорович, дежуривший в замке, мало что мог рассказать. Правда, нужно учесть, кого мы видели и в какое время! Единственное, что нас всех удивляло тогда, - это огромное отличие Сталина картинного от Сталина живого", -поделился воспоминаниями ветеран.

После конференции, по словам Пстыги, их снова собрал генерал-полковник Серов и, поблагодарив за службу, сказал: "Не все вы вернетесь домой".

Так и оказалось для Андрея Яковлевича – еще четыре года он пробыл в Германии, где участвовал в задержании и допросах личного врача Геббельса.

В завершении беседы ветеран отметил, что сотрудники саратовского управления госбезопасности охраняли Тегеранскую и Ялтинскую конференции глав трех союзных держав, но, к сожалению, живых участников тех событий на сегодняшний день не осталось.

"Если бы довелось прожить жизнь заново – я ничего не стал бы в ней менять. Для меня честь служить Родине и Отечеству", - подытожил ветеран УФСБ Пстыга. 

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.77 1 2 3 4 5

Главные новости