Реформа МСУ. Муниципальные чиновники жалуются на "давление из Саратова"
4 октября 2013, 08:50
В Саратовской области назревает очередной конфликт между региональной властью и органами МСУ. На этот раз "камнем преткновения" стал Вольский район, где глава администрации Игорь Пивоваров отказывается писать заявление об увольнении "по собственному желанию".
Журналисты портала "Вольск.ру" отмечают, что против идеи правительства о переизбрании руководителей исполнительной власти в муниципалитетах выступает и глава Вольского района Анатолий Краснов.
На пресс-конференции, которую г-н Краснов провел 24 сентября, он заявил о "давлении из Саратова" и сообщил о солидарности с Пивоваровым. Глава выразил мнение, что кто-то решил использовать инициативу губернатора в качестве инструмента политического давления: "Я предполагаю, что кто-то, когда вот эти бумажки писал, продумал: "Это ведь одна из возможностей убрать неугодных глав!".
Кроме того, глава района сообщил, что направлял запрос по проведению процедуры в Государственную Думу, а перед этим задавал соответствующие вопросы в Саратове.
По словам чиновника, первый замминистра территориальных образований области Сергей Зюзин объяснил, что заявление об увольнении надо написать главе района и главе администрации. После сложения полномочий должна быть назначена конкурсная комиссия (входят представители городского и районного собраний, а также областной думы и правительства), которая вынесет решение по кандидатам.
"Чепрасов (глава администрации Балаковского МР – авт.) написал заявление, снял с себя полномочия, и вот они там играют сейчас. Снял с себя полномочия, а нам зачем это делать? Я говорю: "Мне не надо!", - сообщил Краснов.
Напомним, о реформе МСУ в апреле прошлого года заявил вице-губернатор области Денис Фадеев, на которого был возложен контроль ее проведения. По его словам, данная мера должна позволить сократить количество чиновников, которые фактически дублируют функции друг друга.
В мае 2012 года тогдашний министр по делам территориальных образований региона Сергей Нестеров объявил о том, что "губернатором области обозначены новые приоритеты взаимодействия с муниципальными образованиями".
Он подчеркнул, что основными задачами реформы органов МСУ являются "финансовое оздоровление" и "оптимизация избыточных функций". Сергей Нестеров убеждал журналистов, что данное решение позволит высвободить миллионы рублей, а правительство "чувствует перекосы и знает, на какие цели можно направить средства". Как подчеркивал чиновник, реформа "будет примером государственнического подхода".
Как следует из слов министра, региональная власть намеревалась сократить штат муниципальных чиновников за счет объединения аппаратов районных и поселковых администраций. В "анонсе" реформы Нестеров говорил в основном о заместителях глав администраций. В то же время министр отмечал, что преобразования позволят контролировать власть на местах: "знать, что там происходит".
В интервью ИА "Взгляд-инфо" в декабре того же года вице-губернатор Денис Фадеев сообщил, что считает процедуру оптимизации органов МСУ не реформой, а "настройкой".
Чиновник рассуждал о необходимости соблюдения 131 ФЗ, отмечая при этом, что он "не всегда реализовывался в области с максимальным эффектом".
Видимо, в случае с Вольском региональные чиновники и вовсе забыли о положениях данного закона и Конституции РФ.
Например, в п. 2 ст.1 ФЗ-131 отмечается: "Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций".
В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ ("Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") говорится о "самостоятельном осуществлении своих полномочий органами местного самоуправления".
Независимость органов МСУ прописана и в главном документе страны - Конституции РФ.
Так, статья 12 Конституции гласит: "В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти".
О том, что региональная власть должна контролировать процесс, а не вмешиваться в него, напомнил чиновникам и депутат областной думы, член комитета по экономической политике, собственности и земельным отношениям Леонид Писной.
"У нас Конституция 1993 года (глава №8) провозгласила независимость органов местного самоуправления от региональной власти. Я считаю, что реформа МСУ с точки зрения снижения затрат, конечно, необходима. В 2003 году, когда ее начинали, несколько переборщили. Гнуть через колено и ломать сложившиеся стереотипы и связи на уровне местного самоуправления нельзя. Мы должны, конечно, рекомендовать, но прерогатива принятия решения должна быть за депутатами местных органов власти (в рамках принятых региональных законов об объединении и т.д.)", - считает Писной.
Парламентарий также согласился с мнением Краснова о том, что реформа может в некоторой степени служить политическим инструментом.
"Вполне возможно это имеет место быть, потому что любое изменение предусматривает изменение структуры и руководителей исполнительной власти органов МСУ. Этот механизм возможно использовать для устранения неугодных глав", - сказал народный избранник.
И.о. главы администрации Балаковского района Иван Чепрасов в комментарии нашему агентству выразил несогласие с позицией главы Вольского района Анатолия Краснова.
"Я считаю, что Анатолий Иванович немножко неправ. Каждый волен сам принимать решения. Я не берусь давать комментарий по юридической стороне - это работа правового управления, юристов. Нужно ли так делать, идти по тому пути, по которому я пошел – у них свое мнение.
Не как юрист, а как человек, который имеет определенный жизненный опыт, считаю, что поскольку у нас произошло объединение администраций, и городские депутаты передали полномочия на уровень районной администрации, они тоже имеют право голоса в выборе исполнительной власти. В нашем случае избрали трех кандидатов, членов конкурсной комиссии. Они будут лоббировать интересы города. Я считаю, что наш вариант самый справедливый – три человека от правительства, три от города и три от района, и эта комиссия будет определять, кому они доверят исполнительную власть.
Считаю, что чиновников такого ранга и с таким положительным опытом, как у Игоря Ивановича Пивоварова, не так много. Сегодня ситуация непростая, но на мой взгляд, людей, которые могли бы его полноценно заменить на этой должности, на сегодняшний день в Вольске нет", - сказал Чепрсов. В то же время он отметил, что другого варианта соблюдения условий реформы МСУ, по словам правовиков, нет.
Министр по делам территориальных образований области Людмила Жуковская пообещала нашему агентству предоставить комментарий "через пресс-службу", сославшись на юридические тонкости вопроса.
"Паузу" для подготовки также попросил прокурор Вольского района Юрий Гладких.
Отметим также, что случай с Вольском не первый, когда региональная власть фигурирует в историях о вмешательстве в работу органов МСУ.
Так, в сентябре этого года после вынесения депутатского вотума недоверия подал в отставку глава администрации Марксовского района Владимир Андреев, которого называли креатурой и ставленником Дениса Фадеева. В отношении экс-чиновника в настоящее время проводится доследственная проверка по факту увода муниципального имущества.
В 2012 году вице-губернатор выезжал в Балашов, где у депутатов возникли вопросы о передаче полномочий от администрации города к району. Фадеев призвал местных народных избранников "умерить амбиции".
Также вице-губернатор посещал Балашовский район в июле этого года, где обсудил с депутатами тему управленческого кризиса. По итогам встречи министерство по делам территориальных образований региона распространило релиз. В нем, в частности, отмечалось, что со стороны областного правительства работа с главами МО ведется системно: "проводится анализ работы муниципалитетов, ротация кадров, как это произошло в Красноармейском и Калининском районах".
Не обошлись без вмешательства региональных чиновников и вопросы с проведением референдумов по отсоединению от Саратовской области Балашовского, Петровского и Романовского районов.
Недвусмысленно в данном ключе звучат и слова зампреда регионального правительства Сергея Канчера, адресованные муниципальным служащим на сентябрьском совещании, посвященном падению объемов ввода жилья в регионе.
В частности, в общении с главами и представителями администраций МР области г-н Канчер заявил: "Это ваша персональная ответственность. Почему персональная? Потому что это персональная ответственность губернатора. Чтобы не подставлять ни себя, ни субъект, ни руководителя. Ни с какими просьбами не подходите не обращайтесь. Для глав администрации он (губернатор – авт.) в общем-то, опосредованный работодатель".
Изложенная выше информация позволяет задуматься о том, что кадровая политика вице-губернатора Фадеева и сами попытки правительства вмешаться в дела муниципалитетов могут носить противоправный характер – нарушения положений ФЗ №№131, 184 и Конституции РФ. При этом удивляет отсутствие реакции районных и областной прокуратур на попытки "настроек" областными чиновниками органов МСУ.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте