Свиная голова для Табакова и суд по "Тангейзеру". Мнения деятелей искусства
3 апреля 2015, 13:00
Еще не успел утихнуть скандал вокруг постановки оперы "Тангейзер" в Новосибирске, как позавчера случилась еще одна антитеатральная акция. В Москве десяток активистов "Божьей воли" отметились возле МХТ имени Чехова (художественный руководитель Олег Табаков). Активисты заявили, что чувства верующих задел спектакль "Идеальный муж" режиссера Константина Богомолова. В ходе акции протестующие оставили у входа в театр свиную голову с надписью "Табакову".
Стоит ли вмешиваться в репертуар театров и ограничивать режиссеров в их трактовках классики? Корреспондент ИА "Взгляд-инфо" поинтересовался, что об этом думают саратовские деятели искусства и московский режиссер, неоднократно ставившая спектакли в нашем Театре драмы.
Марина Глуховская (Москва), режиссер театра и кино, лауреат областного фестиваля "Золотой Арлекин", номинант премии "Золотая маска":
– На мой взгляд, это недопустимое и совершенно уродливое явление в нашем обществе. Мы живем в светском государстве и согласно Конституции РФ, а не по религиозным законам. Простите, но искусство вообще никому и ничего не должно. Оно включает в себя все – от шока до классики. И каждый художник сам решает, в каком направлении ему работать.
История с оперой "Тангейзер", а теперь и с постановкой "Идеальный муж" – это абсолютно ненормальное явление. Теми, кто устраивает подобные акции, движет принципиальная позиция. Ведь они проделали такой огромный труд. К примеру, в случае с "Тангейзером" этим людям надо же было написать заявления, сходить в ряд инстанций. И все ради того, чтобы снять спектакль из репертуара театра. Это совершенно ненормально. Какое-то безумие.
Если все-таки какую-то постановку и запретят через суд, это, на мой взгляд, не будет прецедентом. В России все-таки не прецедентное право. Между прочим, суд по "Тангейзеру" – это первый случай, когда суд разбирал собственно спектакль. Мне кажется, это дело будут разбирать как уникальный случай идиотизма в судебной практике. Считаю, в судебное производство не должны принимать такие странные и глупые дела.
И теперь акция против спектакля "Идеальный муж". Постановка задевает религиозные чувства? Так не смотрите ее. Иначе я вообще не понимаю логику. Повторюсь: если кого-то что-то оскорбляет, так зачем же он принципиально идет туда, где испытывает нездоровые и болезненные муки? Да и постановка вопроса, на мой взгляд, очень странная. Религиозные чувства, если они есть, оскорбить ничем нельзя. Когда люди искренне и глубоко верующие, им даже не до театров. У них другие цели и задачи. А играть в оскорбленные чувства – это точно такой же театр, иногда цирк, а иногда это переходит в гладиаторские бои.
Виктор Григорьев, народный артист России, солист Саратовского академического театра оперы и балета:
– Почему-то наши режиссеры, да и дирижеры считают, что они талантливее и грамотнее авторов произведения. Допустим, в Большом театре просто изуродовали оперу Чайковского "Пиковая дама", перенеся все действия в дурдом. Или, когда в опере "Тангейзер" Венера появляется с Иисусом Христом, которого в оригинальной версии нет. Почему они решили, что умнее автора? Видимо, им таланта не хватает для самовыражения в классическом варианте. Понимаю, им трудно, уже много разного рода постановок было. Естественно, если сравнивать бездарного режиссера и талантливого, то бездарный проиграет. Чтобы это не получилось, начинают выворачиваться наизнанку и делают черти что.
Люди приходят в театр прикоснуться к прекрасному. А у нас зачастую показываю такое, что плеваться хочется. После ходим и удивляемся, почему у нас публика плохо посещает театр. Все-таки эту культуру надо воспитывать. И когда ее воспитывают такими акциями…
Часто у нас все делается ради шоу, эпатажа. Начинают так извращать всю классику, что диву даешься. А представляете, каково в такой ситуации актерам? Я вот в такой ситуации был не единожды. И мы вынуждены идти на поводу у дирижеров и делать то, что они от нас требуют. Ведь мы в коллективе.
Душа противится подобному издевательству над классикой. Так себя ощущаю не только я. Конечно, хочется, чтобы все было показано красиво, в соответствующих костюмах. А у нас зачастую в спектакле современные пиджаки и какие-нибудь пальто в постановке середины XIV века. Такого я не понимаю. И это касается не только саратовской постановки оперы "Риенци". Вот в "Бале-маскараде" такие же костюмы. Два-три человека стоят одетые нормально, а на остальных какие-то жакеты и пальто. Опера "Риголетто" – тот же самый случай. Все настолько уродуют, что самим смотреть не хочется.
Когда приходит молодежь, еще не видевшая этих постановок, ей может даже и понравится. А знающие люди, которые видели все это в классическом варианте, в лучшем случае пребывают в недоумении. Именно поэтому я категорически против таких вольных трактовок. Если вы уж хотите самовыражения, то придумайте свое и там делайте что угодно. А классику уродовать совсем непотребно.
А то, что верующие в суд обращаются, – так нет других способов защиты от подобного. Считаю, правильно делают, нужно с этим бороться. Возможно, одному из режиссеров нужно хорошо дать по башке, чтобы другие задумались на эту тему.
Римма Белякова, председатель регионального отделения Союза театральных деятелей России, педагог, профессор консерватории, народная артистка России:
– Богомолова я не понимаю. Он в "Братьях Карамазовых" сделал Екатерину и Грушеньку лесбиянками. Этого не понимаю и не принимаю, потому что я была воспитана на другом театре. Я училась в театральной студии МХАТа.
Когда на сцену несут такие провокационные вещи, что они хотят дать зрителю? Вседозволенность и распущенность? Я вообще против пошлости на сцене. Шок может быть разным. Если шок ради шока, тогда это совсем не искусство! К примеру, Мэрилин Монро на съемочной площадке читает монолог Грушеньки и срывает с себя одежду. Это оправданный шок. И я за оправданный шок, несущий смысл. Нужно делать так, чтобы затронуть глубинные струны души.
Современную версию оперы "Тангейзер" не видела, поэтому не могу оценивать и говорить, что это плохо или хорошо.
На мой взгляд, современный театр сам провоцирует и вызывает негативную реакцию у людей. Иногда делают клубничку, чтобы привлечь больше зрителей. Вот эта смелая, дурная эротика меня абсолютно не волнует. Но в то же время меня пугает, куда идет театр. Мне даже обидно, что люди начинают с того, чем мы в свое время заканчивали. Раньше думали: как сыграть первый поцелуй? Как показать зарождающиеся чувства? Теперь это все стерто, на это постановщики смотрят с цинизмом.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте