Дмитрий Трубецков заявил о капитуляции системы образования перед ЕГЭ

7633

27 августа 2015, 15:06

Уже на следующей неделе у школьников и студентов начнется новый учебный год. Накануне этого события наш постоянный автор, заведующий кафедрой электроники факультета нелинейных процессов СГУ, профессор Национального исследовательского ядерного университета (МИФИ), член-корреспондент РАН Дмитрий Трубецков выступил с программной публикацией, в которой сравнил особенности российской и американской систем образования. Предлагаем читателям ознакомиться с текстом статьи.

Приближается 1 сентября: "Час ученичества – он в жизни каждой торжественно неотвратим". Начальники от образования разных уровней отчитались об успешной кампании по набору в вузы. Успешность в их понимании определяется тем, что меньшее число уличили в списывании, меньшее число телефонов отобрали, везде сработало видеонаблюдение и не подвели магнитные ворота.

И как-то невдомек этим руководителям, что они оскорбляют школьников, заранее считая, что те обязательно обманут. Они не понимают, что запретительными методами не воспитаешь честных людей. И не стоит гордиться тем, что повысились баллы сдавших экзамены. Почему? Потому что в первые дни учебы в вузе выясняется, что определенная часть поступивших  и имеющих высокие баллы, не знает элементарных вещей. Вопрос: "Кого надо пропускать через магнитные ворота?".

И начальники почему-то лишь шепотом упоминают о том, что впервые за историю Международных олимпиад школьников по математике наших нет среди призеров: лучший на восьмом месте, а российская команда – на двадцать первом.

Несомненно, что это – "победа" ЕГЭ. Нельзя бездумно копировать других, потому что они другие, они по-другому воспитаны, у них другие приоритеты.

Приведу пример.

Недавно академик Роберт Искандерович Нигматулин, директор Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, член Президиума РАН, заведующий кафедрой волновой и газовой динамики, профессор механико-математического факультета МГУ прислал мне в числе прочих членов клуба "1 июля" свою книгу "4 Э нашей жизни: экология, энергетика, экономика, этнос". – М.: Литера, 2015, 112 с.

В книге приведены и ответы Р.И. Нигматулина на вопросы студентов СПбГУП. Одна из четверокурсниц поинтересовалась у академика, в каких зарубежных университетах ему приходилось читать лекции и как отличается система образования в этих вузах от российской системы?

"Я вел научную работу и читал лекционные курсы в качестве приглашенного профессора в Университете им. Пьера и Марии Кюри (Сорбонна, Париж, Франция) и в Ренсселаировском политехническом университете (Трой, Нью-Йорк, США). Читал я также лекции в Институте им. Исаака Ньютона (Кембридж, Великобритания) и в Университете Пурду (Вест-Лафайет, Индиана, США).

В Ренсселаировском политехническом университете я читал большой курс термодинамики. А в Университете им. Пьера и Марии Кюри в Париже – курс гидродинамики многофазных жидкостей. Читал и отдельные специальные лекции для аспирантов и научных работников. Консультировал аспирантов и постдоков.

В образовательной сфере США царит абсолютная честность. Никто не спишет, никто не спросит подсказку, и никто не подскажет. А если за кем-нибудь заметят подсказку, списывание или другое нарушение, обязательно донесут. Наказание очень жестокое. Студенты подписывают кодекс чести с обязательством выполнять эти условия", отвечает академик Нигматулин.

Согласитесь, что это не для нас. Еще в школе не дать списать было неприемлемым. А уж донести! Ябед просто били и презирали. В школе учителя прощают и списывание, и подсказку. Петр Леонидович Капица писал, что сильный ученик в классе, если он порядочный человек, может быть в ряде случаев важнее учителя. К нему обращаются за помощью: он свой.

"В США все экзамены только письменные. В моем большом курсе по термодинамике (один семестр по 5 часов в неделю) проводились 3 контрольные работы в течение семестра (они называются exam) и в конце финальная контрольная (final exam). Каждую неделю дается большое домашнее задание. Сдаешь его строго через неделю. Опоздал - получаешь ноль за это задание. Оценки по всем письменным работам от нуля до 100 баллов. Если только переписал задание, уже получишь 20 баллов, но это недостаточно для положительной оценки. Письменные работы для всех студентов абсолютно одинаковые. Все домашние задания выполняются абсолютно самостоятельно без обсуждений между студентами. Тем более при выполнении контрольных никто не спросит и не спишет. Даже если часть студентов пишет точно такую же контрольную в другой день из-за индивидуального расписания. Письменные работы проверяются ассистентами, которых нанимают из числа студентов старших курсов и аспирантов, за что они получают зарплату.

Финальный балл складывается из 3 слагаемых (каждое от нуля до 100 баллов): средний балл за все домашние работы, средний бал за три контрольные работы и финальная работа. Финальный балл ранжируется, и студент получает финальную оценку по нисходящей: А, B, C, D, F. Последняя F (failed) – провал. Все студенты знают только свои оценки. Потом студенты ставят оценки лектору и даже могут написать свои замечания – положительные или отрицательные.

Средняя школа в США называется high school. Школьники поступают в школу в 6 лет и учатся 12 лет. Ребенок идет в публичную (бесплатную) школу округа, где живет семья. Уровень обучения сильно различается. Во многих школах обучение очень поверхностное и облегченное. Часто говорят, зачем ребенку учить синусы, если он будет таксистом. Хочешь более качественное обучение – два пути. Первый – семья переселяется в округ, где хорошая публичная (бесплатная) школа. Второй – иди в частную школу, где образование платное и недешевое.

Прием в университеты происходит без каких-либо экзаменов на основании оценок SIT по английскому языку и математике (типа нашего ЕГЭ), оценок, полученных в школе, характеристики из школы, побед на различных конкурсах и домашнего сочинения на тему: "Почему я хочу поступить в данный университет?".

Все студенты университетов живут в общежитиях или снимают комнату в квартире для нескольких студентов (последнее дешевле).

Все школы и университеты сильно различаются по уровню и своему авторитету. Плата за обучение в престижных университетах может быть очень высокой (до 80 тыс. долларов в год). На это даются кредиты. Кроме того, плата в частных школах и в университетах может быть снижена и даже стать нулевой, если школьник или студент показывает усердие и хорошо учится, а семья не очень богатая. Все учебные заведения заинтересованы иметь очень успешных студентов и готовы не только освобождать их от оплаты, но и дают им возможность зарабатывать. Ответственные по этажам общежития, ассистенты для работы со студентами младших курсов, обслуживание в столовых и в ресторанах и другие работы в университетах выполняются студентами, которым нужны средства.

Если доход семьи меньше 13 тыс. долларов в год (эта цифра была в начале 2000-х годов), то она освобождается от налогов, а если в такой семье есть учащиеся, то выделяется 3500 долларов в год на обучение каждого.

Как и у нас, 10-15 процентов студентов учатся очень хорошо, 10 процентов – плохо", ответил Роберт Искандерович студентке.

У нас цифры приблизительно такие же. Молодежь сегодня неоднородная. Я читаю лекции по "Введению в специальность" первокурсникам, по "физике сплошных сред" третьекурсникам (и те, и другие бакалавры) и курс "Современные проблемы междисциплинарной науки XXI века (от радиофизики через кибернетику к синергетике и вновь к радиофизике)" магистрам первого курса.

Вижу, что студенты стали прагматичны и нелюбопытны. Не все, конечно, но многие. Главное – снижается уровень знаний. Много стало троечников, а на самом деле двоечников, поскольку ставлю тройку, лишь бы нерадивые студенты от меня отвязались. На лекции такие студенты не ходят – им не интересно.

Но есть и другие. Как-то ко мне подошли несколько сильных студентов и попросили прочитать им во внеурочное время лекции по истории науки. Это было необычно для наших дней, но приятно и интересно. Конечно, я прочитал им эти лекции. В июне они защищали выпускные работы бакалавров, и у каждого из них нашлись добрые слова в мой адрес за эти лекции. Сейчас они поступили в магистратуру, и думаю, что в дальнейшем будут заниматься наукой. Пока есть такие ребята, не страшен и ЕГЭ.

У Михаила Щербакова, которого называют главным бардом нового поколения, есть песня "Трубач". Она заканчивается следующими строчками:

"… И что бы ни плел, куда бы ни вел воевода,

Жди, сколько воды, сколько беды утечет.

Знай, все победят только лишь честь и свобода,

Да, только они, все остальное – не в счет".

Это стоит помнить нашим начальникам от образования.

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.35 1 2 3 4 5

Главные новости