Активист "Опоры России" доложил замминистра РФ о бедах саратовского бизнеса
24 ноября 2015, 19:16
Замминистра экономического развития РФ Олег Фомичев проинформирован о ситуации с реализацией федеральных инициатив в сфере защиты прав предпринимателей на территории Саратовской области.
Данную сферу в регионе курирует министр экономического развития и инвестиционной политики Владимир Пожаров.
О непростом положении саратовского бизнеса федеральному чиновнику рассказал председатель комитета по проблемам безопасности предпринимательства саратовского реготделения "Опоры России" Алексей Требунский на седьмом съезде лидеров общественной организации.
Съезд лидеров проходит 23 и 24 ноября в Москве, в мероприятии принимают участие: президент "Опоры России" Александр Калинин, замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, генеральный директор, председатель правления корпорации развития малого и среднего предпринимательства Александр Браверман, заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Егоров, председатель правления ОАО "Сбербанк России" Герман Греф и другие.
По словам Алексея Требунского, ситуация в нашем регионе "складывается парадоксально".
"Федеральная власть, принимая то или иное решение, задавая тот или иной тренд, существенно меняет регулируемые сферы экономики и происходящие в ней процессы, но делает это зачастую, вариативно, проявляя готовность коррекции решения на стадии его реализации.
Возьмем, к примеру, ситуацию с введением платы с большегрузного транспорта за пользование федеральными дорогами. Сегодня на федеральном уровне речь идет об уменьшении сумм выплат, а также о моратории на взимание штрафов в случае неуплаты.
Но вот что интересно - в некоторых регионах ведется разговоры о введении платы за проезд фур уже по региональным дорогам. Тут начинается так называемая "региональная специфика".
Нам все это известно, взять хотя бы один их последних примеров, когда при содействии, в том числе "Опоры России", происходило смягчение региональной специфики – 3 ноября 2015 года правительством Москвы одобрен законопроект о внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций", предусматривающий недопущение высокой налоговой нагрузки на имущество организаций на период 2016-2018 гг. (в 2016 г. будет составлять 1,3 % (сейчас ставка 1,2 %), в 2017 г. – 1,4 %, в 2018 г. – 1,5 %, а ведь планировались гораздо большие по значению цифры).
Чтобы исключить "региональный крен", федерацией принимается ряд решений системного характера, например, в сфере оказания государственных услуг – создание многофункциональных центров, электронная регистрация прав на недвижимое имущество, сокращение очередей и количества документов, предоставляемых для получения государственной услуги – все это реально работает.
Однако есть и иные примеры. Министерством экономического развития Российской Федерации создан нужный и полезный ресурс - Федеральный портал малого и среднего предпринимательства, который содержит различные сервисы, всевозможную информацию как для начинающего, так и опытного предпринимателя, сведения прикладного характера, календарь бизнес-событий и мероприятий, а также статданные и аналитические материалы.
Но что если посмотреть региональный разрез? Начнем с того, что порталы не созданы в 12 регионах.
В Саратовской области такой портал действует. Возьмем только один пример - Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства в Саратовской области. Деятельность этой организации мы рассматривали 20 ноября на заседании комитета по проблемам безопасности предпринимательства, взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов и противодействию коррупции саратовского регионального отделения "Опоры России".
Так вот на региональном портале малого и среднего предпринимательства о Фонде заполнен только раздел "Общая информация". При открытии предусмотренных порталом разделов "Информация о помещениях", "Активные конкурсы", и главное "Необходимые документы и бланки" высвечивается надпись "НЕТ ДАННЫХ".
Более того, на портале предусмотрен инструмент "Имущественный взнос в некоммерческую организацию "Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства в Саратовской области". По логике привлечения инвестиций в этом инструменте региональные власти должны быть крайне заинтересованы. В условиях дефицитного бюджета и регионального госдолга привлечение средств инвестора или взносов вкладчика в Фонд было бы как нельзя кстати. Но при открытии инструмента на портале мы опять заполненным увидим только раздел "Общая информация". Разделы "Финансирование и исполнение", "Достижение целевых показателей" совершенно не заполнены. Как в таких условиях финансировать Фонд стороннему инвестору?
Согласно отчетности, баланс Фонда по состоянию на 31.12.2013 составил 91 млн. 401 тыс. руб., при этом 75 млн. 926 тыс. из них составляют целевые средства, то есть львиная доля - это средства федерального и регионального бюджета, а чистая прибыль Фонда, по данным Рейтингового агентства "Эксперт", за 9 месяцев 2015 г. составила 44 тыс. руб. По оценке Рейтингового агентства "Эксперт", Фонду присущи недостаточно консервативная политика резервирования и ограниченные масштабы деятельности (на 01.10.2015 активы фонда составили 91,4 млн руб.), а также низкие показатели рентабельности (рентабельность капитала за период с 01.10.2014 по 01.10.2015 составила 0,4%) и концентрация деятельности в регионе с невысокой инвестиционной привлекательностью.
И вот в этих условиях совершенно не используется такой инструмент как портал малого и среднего предпринимательства, созданный Министерством экономического развития Российской Федерации… Вот она региональная специфика…
И такой региональной специфики у нас хоть отбавляй!
В результате проработки аспектов региональной проблематики ведения малого и среднего бизнеса и проведенного сравнительного анализа условий для хозяйствующих субъектов на состоявшемся 22 октября заседании нашего Комитета был рассмотрен проект закона Саратовской области "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О введении на территории Саратовской области патентной системы налогообложения". К сожалению, при подготовке проекта не были учтены результаты предыдущих лет, когда патенты в Саратовской области получило незначительное количество индивидуальных предпринимателей, а в сфере розничной торговли - 0, и сумма поступлений в бюджет также оказалась невелика.
По данным отчета ФНС России на 01.01.2015 г. "О количестве индивидуальных, принимающих патентную систему налогообложения и выданных на право применения ПСН (патентная система налогообложения) в разрезе видов предпринимательской деятельности" по субъектам РФ, по виду деятельности розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной сети с площадью торгового зала не более 50 кв.м. по каждому объекту организации торговли, всего в РФ выдано 40375 патентов, из них в Московской области 14519 шт., в Ульяновской области 2973 шт., Ханты-Мансийском АО-Югра — 3965 шт., в Саратовской области — 0 шт.
Размер потенциально возможного дохода в данных регионах составляет: Московской области — 194780 р. по каждому объекту ХМАО — 500000 р. по каждому объекту организации торговли, Ульяновская область — 12 000 р. за 1 кв. м. площади торгового зала каждого объекта. Саратовская область — 2400000 р. по каждому объекту, в 2016 г. планируется установить 48 000 р. за 1 кв.м. площади торгового зала.
Из вышеперечисленных цифр нетрудно рассчитать, что стоимость патента для магазина площадью 40 кв.м. в Московской области составляет 194780 х 6% = 11686 р., в ХМАО — 500000 х 6% = 30000 р., в Ульяновской области 40 х 12000 х 6% = 28 800 р., в Саратовской области — 2015 г. 24 00000 х 6% = 144000 р., на 2016 г. планируется 48 000 х 40 х 6% = 115 200 р.
Мы дали свои рекомендации, которые подкреплены подробным экономическим обоснованием, учитывающим особенности бизнеса в Саратовской области, опыт и законодательство соседних регионов, ведь соседние регионы предлагают предпринимателям более привлекательные условия ведения бизнеса с точки зрения патентной системы налогообложения (например, Ульяновская обл. установила данный показатель на уровне 3000 р.)
Также нами проанализирована используемая саратовским министерством экономического развития и инвестиционной политики практика согласования с Региональным отделением "Опоры России" проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые, по имеющейся информации, направляются в Региональное отделение, к сожалению, для формальности.
Есть еще много интересного, когда руководители нашего регионального министерства экономики проводят закрытое совещание с руководителями саратовских местных отделений "Опоры России", при этом ведут себя так и ставят такие вопросы, что формируется ощущение, что они являются председателями "Опоры".
Проанализировав практику работы региональных властей других регионов и результаты их взаимодействия с бизнес-сообществом, проиллюстрированную примерами выше, мы отмечаем, что не везде региональная специфика проявляется так явно.
Однако, предприниматели тех регионов, в которых региональная специфика имеет неэффективный или антистимулирующий бизнес-сообщество окрас, были бы благодарны, если Министерство экономического развития Российской Федерации еще раз акцентирует свое внимание на региональной специфике реализации федеральных инициатив и по возможности внедрит механизм стимулирования региональных органов власти к их эффективному исполнению с использованием как системы бонусов, так и системы штрафов", - рассказал Алексей Требунский.
Олег Фомичев обещал разобраться в ситуации и отреагировать на нее, заверил наш собеседник.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте