Сегодня исполнилось ровно три года с того дня, как 6 июля 2013 года в Пугачеве Саратовской области ударами в спину скальпелем был жестоко убит 20-летний местный житель, бывший десантник Руслан Маржанов.
Обвиняемыми по уголовному делу проходили выходцы из Чечни – 16-летний Али Назиров и его родственники Руслан Хайдаев, Хизир и Хамзат Назировы. 10 апреля 2015 года Саратовский областной суд вынес приговор по делу об убийстве Маржанова.
Руслан Хайдаев приговорен к 14 годам колонии строгого режима с ограничением свободы на два года (позже по решению Верховного суда ему увеличили срок заключения до 17 лет). Хизир Назиров получил четыре, а Хамзат Назиров – 3,5 года колонии общего режима. Всем зачтено содержание под стражей с лета 2013 года. С Хайдаева будет взыскан 1 миллион рублей и деньги на погребение. Назировы заплатят по 100 тысяч рублей.
По версии следствия, именно указанные лица спровоцировали конфликт в кафе "Золотая бочка", вывели свою жертву на улицу и зарезали в десяти метрах от дома тогдашнего главы администрации района Станислава Сидорова.
Это преступление спровоцировало массовые народные волнения, которые продолжались в городе и его окрестностях целую неделю. События продемонстрировали полную некомпетентность кураторов внутренней политики в регионе. Этот экзамен полностью провалил тогдашний вице-губернатор Денис Фадеев.
Жители дважды перекрывали трассу на Самару, провели четыре несанкционированных митинга общей численностью около четырех тысяч человек, совершили попытку поджога кавказского кафе "Халяль".
Основным требованием протестующих являлось выселение из города представителей чеченской общины. Душой, болью и символом протеста стала Светлана Маржанова, мать Руслана, в то время как его отец Шамиль занял примирительную позицию.
Урегулировать конфликт удалось во многом благодаря личному участию полпреда президента в ПФО Михаила Бабича, который на месте разбирался в ситуации: откровенно и публично обсуждал наболевшие вопросы с пугачевцами, координировал работу силовых ведомств, инициировал применение мер воздействия к нарушителям миграционного законодательства.
Полномочный представитель Владимира Путина справедливо критиковал районную власть за бездействие, а региональных чиновников - за предсказуемость, неторопливость и неумение работать в условиях форс-мажора.
Жесткая и оперативная реакция полпреда позволила начать беспристрастное и объективное расследование убийства (изначально единственным обвиняемым пытались "назначить" несовершеннолетнего Али Назирова). Было выполнено одно из требований протестующих. В город прибыли сотрудники Следственного комитета РФ во главе с тогдашним начальником ГСУ Александром Щукиным.
Михаил Бабич первым дал четкое идеологическое объяснение причин народных волнений. Он ввел в политический язык новый термин "национальный анклав" - территория компактного проживания национальных общих и диаспор, не подконтрольных законам РФ и имеющих ресурсы для влияния на коррумпированных представителей власти и правоохранительной системы.
Первый заместитель Генерального прокурора Александр Буксман позже на примере пугачевских событий конкретизировал проблему. По его словам, конфликту способствовали невнимание властей к интересам молодежи и подростков, неисполнение обязанностей должностными лицами администрации района и правоохранительных органов, несправедливость и коррупция.
"Пугачевская межрайонная прокуратура и прокуратура Саратовской области вовремя не увидели проблему, не вмешались, не отреагировали на нарушение законности", - подчеркивал господин Буксман.
Итогом выездной проверки Генпрокуратуры РФ стала отставка районного прокурора Андрея Воеводина, который тогда был переведен на службу в Балашов.
Произошли кадровые изменения и в районной полиции. В первые дни волнений волевым решением генерала Сергея Аренина своего поста лишился начальник отдела Игорь Лопаткин.
Позже областная полиция приняла исчерпывающие меры для нормализации ситуации в самом Пугачеве и в сопредельных районах, в том числе, в национальных анклавах. Многие сотрудники провели в полевых условиях более трех недель. Личный состав проявил стойкость и выдержку в сложной обстановке - не допустил конфликтов с жителями Пугачева, вместе с тем жестко реагируя на провокации.
В события (их сразу же окрестили "восстанием Пугачева"), происходившие в 40-тысячном райцентре в течение недели, оказались втянуты основные политические и общественные силы региона и страны.
В освещении "пугачевского бунта" участвовали как областные издания, так и федеральные журналисты.
Спустя три года корреспонденту ИА "Взгляд-инфо" удалось пообщаться с одним из главных действующих лиц тех событий, матерью убитого десантника Светланой Маржановой.
"За эти годы ситуация, конечно, изменилась, но я с тех пор ничего не забыла. У меня с национальностями напряженная обстановка. Возможно, это необъективно, но оно есть. Обо всем, что происходило, я не забыла. Многие из тех, кто стимулировал те события, уехали отсюда. Они теперь здесь не живут", - коротко рассказала она.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте