Андрей Звягинцев рассказал саратовцам о белой лошади и цензуре
28 сентября 2018, 11:45
Вчера в рамках церемонии открытия 15-го международного кинофестиваля документальной мелодрамы "Саратовские страдания" прошла творческая встреча с одним из самых известных кинорежиссеров России Андреем Звягинцевым.
В большом зале Дома кино был аншлаг, многие зрители стояли всю двухчасовую встречу. В первом ряду оказались министр культуры области Татьяна Гаранина, глава ОП Александр Ландо, депутаты областной думы Юлия Литневская и Алексей Наумов, чиновницы мэрии Елена Злобнова и Наталья Нефедова.
Долгожданного для фестиваля гостя представила директор "Саратовских страданий" Татьяна Зорина. Но оказалось, что режиссер, сценарист, двукратный номинант "Оскара", лауреат Золотого глобуса, Каннского фестиваля, Венецианского фестиваля, премии Сезар, премии Европейской киноакадемии, премий "Ника", "Золотой орел" и многих других в молодости все-таки уже был в Саратове.
Предлагаем читателям ИА "Взгляд-инфо" некоторые фрагменты ответов Андрея Звягинцева на вопросы саратовских зрителей.
- Я уже был в Саратове однажды, правда, очень давно, в 1991 году. Мой однокурсник по ГИТИСу Денис Банников предложил съездить на серебряную свадьбу родителей (народной артистки России Риммы Беляковой и покойного главного режиссера Саратовского театра оперетты Георгия Банникова – ред.). Мы пробыли здесь несколько дней. Так что не нужда приводила меня в ваш город, а сплошное удовольствие.
- Мне всегда удивительно слышать, что в "Нелюбви" некого любить. Кино делается долго, два-три года, и, конечно, для меня без любви, без влюбленности не только в актеров, но и в героев это делать невозможно. Все дело в глазах смотрящего.
- А разве сейчас нет цензуры? В Конституции декларируется, что ее нет. Но она есть. Виталий Манский потерял возможность показывать документальные фильмы, которые жадно ищут ток времени. Министр Мединский заявил, что не будет поддерживать "такой" фестиваль (по заявлению Минкультуры, "Артдокфест" лишился финансовой поддержки из-за политической позиции Манского – ред.).
Марина Арсеньевна Тарковская говорила, что раньше был чугунный пресс идеологической цензуры. Сейчас молодежи еще труднее, прибавился пресс денег.
- Я абсолютный счастливчик, мне крупно повезло. Человек без образования – у меня актерское образование – смог снять первый фильм. Для продюсера Димы Лесневского это тоже была первая работа в кино. Никто не верит, что "Возвращение" снято за 420 тысяч долларов. Как говорится, сначала ты работаешь на авторитет, потом авторитет работает на тебя. На съемки "Изгнания" у нас уже было 20 тысяч метров пленки за "Золотого льва" (главная награда Венецианского фестиваля – ред.) и 17 тысяч метров пленки от "Ники".
А потом появился продюсер Александр Роднянский. Я сам никогда не искал деньги на фильмы, ни на один фильм из пяти. Ни одной копейки государственных денег в нашем кино нет. Это ирония, что исключением стал "Левиафан". Мы думали, что получим защиту титрами "Министерство культуры РФ представляет…" Но мы даже не представляли, чем это обернется. Лучше бы мы обошлись без них.
- Белая лошадь в "Елене" – это конь Мадрид. Конечно, с нами были профессиональные ветеринары. Они нам дали 20 минут, мы сняли восемь дублей. Потом конь стал приходить в себя, а съемочная группа держала его стоя. Он не зря полежал на асфальте, все зрители его помнят. Для главной героини это ужас, ее внутренний ад, с которым она не расстанется уже никогда.
- Сценарий "Елены" мы писали с моим соавтором Олегом Негиным, несколько месяцев ходили по кафе, где не было музыки. Вы же знаете, что это проблема - найти такие места. Офиса у нас не было. Уже был готов сценарий, когда я где-то в телевизоре заметил бегущую строку: "Предпринимательница из Подмосковья заказала своего мужа за 40 тысяч рублей". Это был 2011 год, наверное, около тысячи долларов. Из сообщения длиною в несколько слов мне представились судьбы этих трех людей. Я начинал делать этот фильм с ощущением тихой катастрофы в нашей жизни.
- Про "Левиафан" мексиканцы говорили мне: замените водку на текилу, а берег океана на кактусы, и это абсолютно наша история. А итальянцы говорили – это наша история, если заменить православную церковь на католическую.
- Я считаю героями волонтеров из "Елены", не актеров, а реально существующих этих людей. Это республиканцы, это настоящее гражданское самосознание. Конечно, для меня Олег Сенцов – это подвиг духа (украинский режиссер приговорен в России на 20 лет по обвинению в терроризме, объявил бессрочную голодовку – ред.). Кирилл Серебренников (больше года находится под домашним арестом – ред.) с достойным покоем и смирением, как-то даже по-буддистски воспринимающий реальность происходящего.
- Знаете выражение "от смеха упал со стула"? Когда мне было лет 12, я думал это фигура речи. Но в зрительном зале мне реально пришлось выкарабкиваться из-под кресел. Это был Чаплин, конечно "Золотая лихорадка". Лет в 9-10 я ходил на все подряд сеансы "Великолепного", Бельмондо был моим кумиром.
А лет в 16 в Новосибирске я увидел "Осеннюю сонату" Бергмана. Я рыдал весь фильм. Это было сотрясение всех основ. Потом были "Полет над гнездом кукушки", все фильмы Тарковского – особенно "Рублев" меня распластал совершенно. А в 1988 году я посмотрел "Приключение" Антониони. Это кино перевернуло меня с ног на голову.
- Фильмы я делаю для себя. Это единственно правильный путь к зрителю. Если ты честен и искренен с собой, ты будешь честен и со зрителями. Ты не дом быта. И мы не обслуживаем население. Ты свидетельствуешь время.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте