Екатерина Лавренко начала отвечать на вопросы читателей "Взгляда"
3 декабря 2020, 10:48
И.о. министра Саратовской области – председатель комитета по управлению имуществом Екатерина Лавренко начала отвечать на вопросы онлайн-конференции ИА "Взгляд-инфо".
Общение с интернет-аудиторией посвящено результатам определения в этом году кадастровой стоимости объектов капитального строительства: зданий, помещений, машино-мест и единых недвижимых комплексов.
Всего в адрес чиновницы поступило 11 вопросов.
Обращаем внимание читателей, что ответы будут публиковаться постепенно – в течение дня.
Биография:
Екатерина Валерьевна родилась 15 марта 1974 года в Саратове.
В 1996 окончила Саратовский государственный технический университет по специальности "Автоматизированные системы обработки информации и управления" с присвоением квалификации "инженер-системотехник".
В 2017 прошла профессиональную переподготовку в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ по программе "Государственное и муниципальное управление".
Трудовую деятельность начала в 1996 инженером-метрологом в ОАО "Саратовский подшипниковый завод".
С 2001 работает в комитете по управлению имуществом Саратовской области. Прошла все ступени профессионального роста - от специалиста 1 категории до первого заместителя председателя КУИ.
27 января 2020 года распоряжением губернатора Саратовской области № 59-р на Екатерину Лавренко возложено исполнение обязанностей министра – председателя комитета по управлению имуществом Саратовской области.
Является действительным государственным советником Саратовской области 1 класса.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Отвечая на Ваш вопрос необходимо отметить, что кадастровая стоимость устанавливается только в отношении объектов недвижимости. К ним Гражданский кодекс Российской Федерации относит объекты, прочно связанные с земельным участком, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Это, в том числе и здания, к которым можно отнести дачные домики при наличии у них прочной связи с землей.
Все объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона 13 июля 2015 года
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Для постановки объекта на государственный кадастровый учет он должен обладать рядом обязательных характеристик, которые вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Из Вашего вопроса следует, что Ваш дачный домик находится на государственном кадастровом учете и сведения о нем внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Однако по Вашему утверждению он не имеет фундамента. Следовательно, возможно предположить, что он не обладает всеми характеристиками, присущими объекту недвижимости и может быть снят с кадастрового учета.
В связи с этим Вам, в первую очередь, необходимо понять какие именно сведения (адрес, площадь, материал стен, год постройки, наличие фундамента и т.д.) на сегодняшний день в отношении Вашего домика имеются в ЕГРН. Учитывая, что государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем, на территории нашей области осуществляют органы регистрации прав в лице Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области и филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области (г. Саратов, Театральная пл. 11, ул. Кутякова, 5), Вам необходимо обратиться в указанные ведомства для получения интересующей Вас информации и соответствующих консультаций по вопросам снятия с кадастрового учета.
Если все же Ваш дачный домик обладает всеми признаками объекта недвижимости, все характеристики домика, содержащиеся в ЕГРН, верные, но Вы не согласны с размером установленной в отношении него кадастровой стоимости, полагаете, что она явно выше рыночной, Вы вправе воспользоваться механизмом ее оспаривания. На сегодняшний день кадастровую стоимость объектов недвижимости возможно оспорить в комиссии, созданной при Управлении Росреестра по Саратовской области, или суде.
Помимо этого, кадастровая стоимость может быть изменена в случае исправления технических ошибок в сведениях ЕГРН, допущенных в отношении принадлежащего Вам объекта недвижимости.
Также необходимо иметь в виду, что в текущем году всем объектам капитального строительства, в том числе зданиям, была присвоена новая кадастровая стоимость, которая будет применяться уже с 1 января 2021 года. Узнать новую кадастровую стоимость возможно из приложения № 1 к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области
№ 1110-р от 16 ноября 2020 года, которое размещено на официальном сайте комитета. В январе следующего года сведения о новой кадастровой стоимости также будут доступны на официальном сайте Росреестра посредством электронного сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»
Указанное дело рассматривается в порядке производства, вытекающего из административных и иных публичных правоотношений (статья 29, главы 22, 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее – АПК РФ).
При производстве арбитражных дел данной категории процессуальным законодательством рассмотрение вопросов, содержащих спор о праве, не допускается.
Оспаривание результатов приватизации объектов недвижимости, принадлежащих АО «Саратовские авиалинии» влечет за собой предъявление требования о прекращении права собственности на принадлежащие акционерному обществу объекты недвижимости, то есть требования, содержащего спор о праве.
В связи с этим, указанное в Вашем обращении предложение об инициировании судебного производства об оспаривании результатов приватизации объектов недвижимости, принадлежащих АО «Саратовские авиалинии», не может быть реализовано в рамках рассмотрения дела № А57-9803/2020, поскольку такое требование содержит спор о праве, подлежащий рассмотрению в порядке искового производства (статья 28, главы 13 – 20 АПК РФ).
Необходимо также отметить, что для обращения в суд в порядке искового производства с требованиями об оспаривании результатов приватизации и прекращении права собственности АО «Саратовские авиалинии» на приватизированные объекты недвижимости, необходимо наличие соответствующих правовых оснований.
В случае установления таких оснований комитетом будет инициировано судебное производство об оспаривании результатов приватизации объектов недвижимости, принадлежащих ООО «Саратовские авиалинии»
Для всех органов исполнительной власти области главный и основной принцип работы – это соблюдение законодательства. При принятии управленческих решений, нормативно-правовых и распорядительных актов, сотрудники комитета и я лично руководствуемся федеральным и областным законодательством. Свою деятельность комитет осуществляет в рамках полномочий, определенных Положением о комитете, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 23 мая 2018 № 280-П «Вопросы комитета по управлению имуществом Саратовской области».
В последние годы коррупция является существенной системной проблемой, в этой связи одной из первостепенных задач, поставленных на государственном уровне в России, является противодействие коррупции.
В комитете утвержденПлан мероприятий противодействия коррупции, создана Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственныхгражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Со всемисотрудниками проводится разъяснительная работа по вопросам соблюдения госслужащими запретов иограничений, связанных с прохождением гражданской службы, ведется работа по выявлению, предотвращению и урегулированию случаев конфликта интересов, в том числе при осуществлении закупок для государственных нужд комитета.
Ежегодно, врамках Международного дня борьбы с коррупцией, в декабре проводится «прямая линия» с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения. Гражданам предлагается сообщать конкретные факты о коррупционных действиях сотрудников комитета, а также информацию о неисполнении (недобросовестном исполнении) служебных обязанностей сотрудниками комитета, нарушениях требований к служебному поведению и случаях возникновения конфликта интересов, превышении служебных (должностных) полномочий, нарушениях прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, фактах вымогательства со стороны должностных лиц комитета, необоснованных запретах и ограничениях. Следует отметить, что таких сообщений от граждан до настоящего времени не поступало.
Начну с того, что приватизация государственного имущества Саратовской области – это не основная функция комитета. Полный функционал комитета далеко уходит за рамки обозначенной Вами темы. Говоря о размере доходов (поступлений) от мероприятий по приватизации, важно понимать то, что в прогнозный план (программу) реализации государственного имущества области включаются лишь объекты, невостребованные органами государственной власти и областными учреждениями в рамках исполнения возложенных на них полномочий.
Текущий год также не стал исключением. В частности, в результате отказа региональных структур от ряда объектов недвижимости в конце прошлого месяца в план приватизации государственного имущества Саратовской области на 2020 год включены два объекта, расположенные в Балтайском районе и г. Саратове.
В настоящее время уже объявлен аукцион по продаже имущества в Балтайском районе, и осуществляются мероприятия по подготовке к проведению конкурса по продаже объекта культурного наследия по адресу: ул. им. Пугачева Е.И., 78 во Фрунзенском районе Саратова. Торги по ним будут проводиться в электронной форме на площадке АО «Единая электронная торговая площадка» по адресу: http://roseltorg.ru в сети Интернет.
Обращаю также Ваше внимание на то, что с исчерпывающей информацией об объектах, включенных в план приватизации на соответствующий год, и итогах его исполнения можно ознакомиться на сайте комитета по адресу: https:/property.saratov.gov.ru - Дополнительные разделы – в разделе «Приватизация государственного имущества Саратовской области».
Необходимо отметить, что указанный налог отнесен к местным налогам и действует на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. На территории муниципального образования «Город Саратов» – это правовые акты Саратовской городской Думы.
До 2018 года на территории Саратовской области налоговая база определялась в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора, на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта
2013 года. Коэффициент-дефлятор по налогу на имущество физических лиц устанавливался ежегодно приказом Министерства экономического развития Российской Федерации.
Ставки налога на имущество физических лиц непосредственно на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2015-2017 годы были установлены решением Саратовской городской Думы от 27 ноября
2014 года № 41-465 «О налоге на имущество физических лиц».
Впоследствии порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц в нашем регионе был изменен.
С 1 января 2018 года в соответствии с Законом Саратовской области
от 26 октября 2017 года № 81-ЗСО «Об установлении единой даты начала применения на территории Саратовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» размер данного налога определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Действующие на сегодняшний день на территории муниципального образования «Город Саратов» налоговые ставки установлены решением Саратовской городской Думы от 23 ноября 2017 года № 26-193 «О налоге на имущество физических лиц».
Следует обратить внимание, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты имущественных налогов, а также начисление налогов физическим лицам производят налоговые органы. Таким образом, в случае возникновения у Вас вопросов, касающихся правильности исчисления налога, Вам необходимо обратиться в инспекцию Федеральной налоговой службы по месту нахождения Вашей квартиры.
В случае же явного несоответствия кадастровой стоимости объекта квартиры ее рыночной стоимости, Вы вправе воспользоваться процедурой оспаривания кадастровой стоимости. На сегодняшний день Вы можете оспорить действующую кадастровую стоимость квартиры в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Саратовской области (г. Саратов, ул. Кутякова, 5), или в суде. С 1 января 2021 года это можно будет сделать обратившись с заявлением об установлении кадастровой стоимости квартиры в размере ее рыночной стоимости в государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» (г. Саратов,
ул. Зарубина, 176) в порядке, установленном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Порядок предоставления в аренду государственного имущества законодательно строго регламентирован статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Исходя из реализации норм данного Федерального закона, ведение плана по доходам от сдачи в аренду государственного имущества области, к сожалению, не представляется возможным, что обусловлено рядом причин.
Во-первых, необходимо отметить, что такая форма собственности как государственная существует, прежде всего, для реализации полномочий органов государственной власти и ведения государственными организациями (учреждениями и унитарными предприятиями) своей уставной деятельности, а не для коммерческого использования. В аренду же сдается только то государственное имущество, которое областными организациями в своей деятельности не используется.
Здесь следует добавить, что значительная часть объектов государственной собственности области находится на балансе государственных организаций – в оперативном управлении областных учреждений и хозяйственном ведении унитарных предприятий. Они как раз и являются основными арендодателями областного имущества, а стало быть, получателями дохода от сдачи в его аренду. При этом, обращаю внимание, что сдача объектов в аренду носит заявительный характер.
Во-вторых, при заключении договора аренды размер арендной платы определяется в соответствии с отчетом об оценке ее рыночной стоимости. Отчет готовится независимым оценщиком в рамках действующего законодательства об оценочной деятельности, за исключением законодательно установленных льготных ставок арендной платы. Поэтому законодательно исключены какие-либо способы влияния на формирование цены арендной платы государственного имущества.
По вопросу свободных активов области, способных принести дополнительный доход региону, поясню следующее. Объекты областной собственности, в которых балансодержатель в своей уставной деятельности не нуждается, и которые, как правило, не обременены арендными отношениями, предлагаются другим областным, федеральным или муниципальным учреждениям, нуждающимся в дополнительных площадях, либо включаются в прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества.
Также следует отметить, что часть высвобождаемых объектов областной собственности ежегодно включаются в перечень государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) в рамках действующего федерального и регионального законодательства о поддержке малого и среднего предпринимательства. С данным перечнем Вы можете ознакомиться на нашем официальном сайте в разделе «Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства».
Таким образом, при реализации полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом области комитетом проводится постоянная работа по наиболее рациональным вариантам его использования в интересах, как основной уставной деятельности областных учреждений – как правило, речь едет об учреждениях социальной направленности – так и развития региона в целом.
Нежилое здание столовой, о котором Вы упоминаете в своем вопросе, находится в собственности Саратовской области и закреплено на праве оперативного управления за ГАПОУ СО «Балаковский политехнический техникум». Действительно, несколько помещений, входящих в состав указанного объекта, арендуются субъектами малого и среднего предпринимательства.
Однако преимущественное право на приобретение арендуемых помещений может возникнуть у арендаторов только в случае отказа техникума от использования их в своей деятельности. При этом стоимость таких помещений будет определяться в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Срок рассрочки оплаты за выкупаемые помещения составляет семь лет.
Если гараж является капитальным строением (объектом недвижимости), построен законно и имеются документы, предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», необходимые для государственной регистрации, то для оформления права собственности на такой гараж следует обратиться в Росреестр.
В то же время отмечаю, что согласно информации, размещенной на официальном сайте Росреестра и Минэкономразвития России, в настоящее время в Правительство Российской Федерации внесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены», устанавливающий так называемую «гаражную амнистию».
Проект разрабатывался Минэкономразвития России совместно с Росреестром в течение двух лет. При подготовке законопроекта велась работа с органами власти в регионах и с органами местного самоуправления.
Если Правительство Российской Федерации и парламентарии поддержат документ, то согласно законопроекту вступление в силу нового порядка ожидается в 2021 году.
Принятие данного законопроекта должно значительно упростить процедуру оформления гаражей в собственность граждан.
«О государственной кадастровой оценке» на основании рыночной информации, складывающейся из совокупности всех характеристик квартир подобных Вашей, и косвенно учитывающей их состояние. Однако методы массовой оценки не позволяют учесть абсолютно все индивидуальные особенности каждого отдельно взятого объекта недвижимости.
В связи с этим действующее законодательство предусматривает процедуру установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе квартир, в размере их рыночной стоимости: до 1 января 2021 года путем оспаривания кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, действующей при Управлении Росреестра по Саратовской области, или суде, а после 1 января посредством обращения в государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки».
Для этого необходимо подготовить отчет об определении рыночной стоимости, в котором будут учтены все индивидуальные характеристики Вашей квартиры. Подготовка рыночного отчета осуществляется независимыми рыночными оценщиками, размер платы за его подготовку определяется индивидуально. Сведениями о стоимости услуг по составлению такого отчета комитет по управлению имуществом Саратовской области не располагает, поскольку данный вопрос находится вне компетенции комитета.
Сама же процедура оспаривания кадастровой стоимости в комиссии или установления ее в размере рыночной стоимости с 1 января 2021 года в рамках деятельности ГБУ СО «Госкадастроценка» осуществляется без взимания платы. Размер государственной пошлины, подлежащей уплате за обращение в суд, составляет 300 рублей для физических лиц.
Напротив, в силу действующего регионального законодательства – это обязанность государственных унитарных предприятий по итогам года перечислять в областной бюджет 35 процентов от чистой прибыли. Однако, учитывая ее отсутствие у областного БТИ на протяжении последних лет, указанные средства в бюджет региона предприятием перечислены не были.
Касательно же документирования фактов эффективности работы областного БТИ замечу, что ГУП «Сартехинвентаризация», как и любое другое унитарное предприятие, созданное на территории Саратовской области, отчитывается ежеквартально о результатах своей деятельности перед Правительством области, а также ежегодно направляет бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту регистрации.
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте