В декабре в Саратове открылся обновленный театр кукол "Теремок". Здание на углу Бабушкиного взвоза и Мичурина ремонтировалось впервые - с тех пор, как было построено в 1967-м.
Длившийся почти год ремонт омрачился историей с "неожиданно появившимися" цветными полосами на фасаде – их убрали только после возмущения профессионалов и экспертов, публикаций и видеосюжета ИА "Взгляд-инфо".
Напомним, что больше полувека назад здание "Теремка" придумал и спроектировал саратовский архитектор Валентин Дегтярев.
В этом году ему могло бы исполниться 90 лет.
Сегодня о своем отце рассказывает его дочь – журналист Наталья Дегтярева.
В Саратове не так уж много объектов, возведенных по проектам Валентина Дегтярёва. При этом каждый – заметная и выразительная точка в городском ландшафте: театр кукол "Теремок", Центр детского творчества (бывший Дворец пионеров) Ленинского района, архитектурная группа с Вечным огнем перед Театром оперы и балета. Дегтярёв был соавтором проекта стадиона "Локомотив" и "сталинки" на углу Московской и Некрасова, среди его неосуществленных проектов – реконструкция санатория "Октябрьское ущелье", гостиница "Интурист", учебный корпус консерватории на проспекте Кирова.
Проживи он дольше, список был бы гораздо более длинным и ярким. Но отца уже давно нет с нами - он скоропостижно скончался в 39 лет.
1960-е. Прекрасная эпоха свершений, надежд, энтузиазма, но и годы разочарований, лицемерия, расставания с идеалами. Для моего отца, как и для многих его сверстников, это было десятилетие реализации планов и надежд, воплощения многих творческих замыслов, время отчаянного отстаивания жизненных принципов. Конец прекрасной эпохи стал для отца и концом его яркой, короткой жизни.
Валентин Михайлович Дегтярёв всего 15 лет проработал архитектором в Саратове. В 1955 году после демобилизации из армии, где, кстати, трудился на восстановлении Ашхабада после разрушительного землетрясения, он поступил на работу в институт "Дорпроект" Приволжской железной дороги.
В 31 год был назначен руководителем группы архитекторов в институте "Саратовгипропромсельстрой". В 36 уже стал главным архитектором одной из крупнейших проектных организаций – "Саратовпромпроект".
Для молодых сотрудников созданной по его замыслу архитектурной мастерской он был авторитетом и "гуру". Работал над интересными проектами, получал хвалебные отзывы о их реализации. Папа, как мне кажется, пользовался уважением и любовью коллег. Что касается официального признания, то и оно, думаю, было. И всё-таки даже мне, подростку, порой чувствовалось в нём неудовлетворение жизнью.
Отчетливо помню, как в день открытия Дворца пионеров в Ленинском районе пришла из школы и застала отца лежащим на кровати в крохотной комнате-кабинетике и пристально смотрящим в потолок. Над его головой к потолку кнопками была приколота почетная грамота за участие в строительстве Дворца.
"Да вот, лежу, да в потолок поплёвываю", – усмехнулся папа в ответ на мой вопрос. И в этих словах даже тринадцатилетней девочке была слышна горькая ирония.
Чуть позже я услышу, как взрослые говорят о премиях, которые получили за строительство Дворца некоторые руководящие лица, но только не отец, придумавший, отстоявший и добившийся идеального исполнения привязки типового проекта здания к местности.
А ведь это именно он придумал и парк вокруг дворца, и устремлённую к небу фигуру Орлёнка, которую по его модели выполнил скульптор Илья Петрович Елин, и стелы с именами пионеров-героев, придающие особую торжественность маршам лестницы к вершине холма – всю прекрасную рекреационную зону, которая и полвека спустя так украшает безликий проспект Строителей.
Низкий поклон всем, кто несколько лет назад отстоял, не дал разрушить в угоду очередному коммерческому проекту здание дворца, этот парк на холме и гордого Орлёнка.
"Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав, к сожалению, трудно", – прочту я значительно позже строфу Бродского. И сердце ёкнет: "Это ведь и про моего папу тоже".
Время безжалостно, и остается всё меньше людей, которые знали и помнят его. Именно они убедили меня, что обязательно нужно написать о замечательном архитекторе и замечательном человеке Валентине Дегтярёве.
Хотя рассказ о своей жизни папа много лет назад уже начал писать сам. В семейном архиве сохранились четыре пожелтевшие странички, аккуратно вынутые из школьной тетради.
Тонким пером, каллиграфическим почерком на листочках то ли в клеточку, то ли в линейку (теперь уже не понять, время всё стёрло) выведено: "Автобиография Дегтярёва Валентина Михайловича. Родился я 1-го мая 1931 года в с. Тамбовка Федоровского района Саратовской области. Отец мой в течение 22-х лет работает учителем и в настоящее время преподаёт литературу и русский язык и заведует учебной частью средней школы № 33 станции Красный Кут Рязано-Уральской железной дороги. Мать моя тоже работает учительницей в этой же школе…
До 12-летнего возраста мы проживали в гор. Сталинграде, где я окончил начальную школу. В 1941 году отец мой был мобилизован в Советскую армию, а в 1942 году мы эвакуировались из Сталинграда в Саратовскую область, где я учился и окончил среднюю школу…
Общественные поручения я выполнял различные, но основной моей общественной работой было редактирование и художественное оформление школьной стенной газеты, выходившей еженедельно. С раннего детства и до настоящего времени я увлекаюсь рисованием, поэтому художественное оформление здания школы к революционным праздникам и другим событиям школьной жизни всегда поручалось мне, и я аккуратно выполнял эту работу.
По рисованию я самоучка, но последние 2 года я рисовал под руководством талантливого художника – учителя рисования нашей школы Онкеля Николая Константиновича. Этому человеку уже свыше 60-ти лет, и он всю свою сознательную жизнь занимается рисованием, окончив в своё время высшее художественное училище".
Отец всегда говорил, что нужно искать людей, у которых есть чему учиться, и учиться у них как можно старательнее. И рассказывал, как определила его собственный выбор жизненного пути встреча с Николаем Онкелем. Николай Константинович был единственным в посёлке профессиональным художником - в войну его эвакуировали в Красный Кут из Ленинграда.
У меня дома висит картина – уголок Дьяковского леса, до боли знакомый уголок родного Заволжья с автографом: "Николай Онкель". У автора этого пейзажа и начал брать уроки рисования восьмиклассник Валентин Дегтярёв.
Рисовать ему очень нравилось, но учитель, хваля мальчика за успехи, советовал все-таки выбрать более "практическую" профессию. Например, стать архитектором. Не только рисовать, но и самому создавать замечательные – как в Петербурге – городские пейзажи. Это было очень заманчиво! Тем более, что первый свой дом они с отцом, практически вдвоём, уже построили, и получился он самым красивым в те времена на краснокутской улице.
"На архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института я намереваюсь потому поступать, что именно здесь сочетается художественное творчество с промышленным производством – а это цель моей жизни", – закончил Валентин Дегтярёв свою автобиографию 10 июля 1949 года.
Сочетание художественного творчества с промышленным производством – именно это стало основным принципом профессиональной деятельности отца на всю жизнь.
Он поступил в ЛИСИ и успешно закончил его. Правда, получил специальность не архитектора, а инженера городского строительства и хозяйства, но это не помешало ему потом всю жизнь работать архитектором. При этом не единожды я слышала от папиных коллег, что одним из главных его профессиональных достоинств было именно качественное инженерное образование: он не только мог придумать стильный облик будущего объекта, но и найти оптимальное инженерное решение, делающее здание не только выразительным, красивым, но и удобным и долговечным.
Здание "Теремка" функционировало без ремонта 53 года! И мало кто знает, сколько сил вложил отец в этот проект. До этого саратовский театр кукол располагался в бывшей лютеранской кирхе - практически на углу улицы Радищева и проспекта Кирова.
Когда было принято решение строить в Саратове новый кукольный театр, место ему (не знаю кем) было выбрано не самое удобное – небольшой участок на склоне Бабушкиного взвоза на пересечении узких улиц, в окружении старинных одно- и двухэтажных домов.
Типового проекта кукольного театра, который можно было бы привязать к местности, "вписать" в ландшафт, в стране в то время не было. Даже знаменитое здание Центрального Театра кукол Образцова в Москве еще только строилось.
Для Саратова все было нужно делать впервые, и это было очень непросто. С каким азартом взялся за это дело папа! Он докапывался до мельчайших нюансов функционирования "особенного" театра, ездил в командировки, изучал работу и обустройство подобных театров в других городах.
Много лет спустя, в начале 1980-х, по журналистскому заданию мне довелось встречаться с Сергеем Владимировичем Образцовым. И он, узнав, чья я дочь, с большим уважением отзывался об архитекторе Дегтярёве, которого хорошо помнил.
Так что, чтобы ни говорили некоторые нынешние саратовские "краеведы", "Теремок" проектировался и строился именно как театр кукол и именно на том месте, где он и стоит сегодня, с учетом всех его особенностей.
И это компактное, легкое, светлое здание уникально уже потому, что не имеет ранее созданных аналогов. И у него есть свой автор – архитектор Валентин Михайлович Дегтярёв.
После капитального ремонта многое поменялось в соответствии с современными требованиями, но, к счастью, внешний и внутренний облик "Теремка" остались прежними.
Наша семья благодарна всем, кто отстоял сохранность здания театра. Очень ценны оценки специалистов, говорящих о "Теремке" как о замечательном образце архитектуры модерна 1960-х годов.
Да, пока это не объект культурного наследия, но театральное здание сохранено еще на долгие годы. И разве помешала бы небольшая табличка на фасаде, сообщающая, когда и кто спроектировал и построил для саратовских детей этот замечательный театр?
К слову, о памяти и способности держать слово. Очень хорошо помню, как, начиная работу над проектом "Теремка", папа рассуждал – важно не только строить новое, но и сохранять лучшие образцы старой саратовской архитектуры, в том числе и здание лютеранской церкви в центре Саратова. Говорил, что настойчиво убеждает чиновников высокого ранга не сносить старинное здание, обязался разработать проект реконструкции кирхи совершенно бесплатно. Очень радовался, что ему обещали это. Но сразу после переезда театра кирху снесли.
… Прекрасная эпоха кухонных посиделок в крохотных "хрущевках"! Не будь их, откуда подростку было бы знать проблемы архитектурного сообщества. Кто только не собирался на нашей кухне. Молодые папины сотрудники, по собственной инициативе занимавшиеся переписью населения Глебучева оврага, чтобы с цифрами в руках доказать экономическую целесообразность сноса трущоб и создание на месте оврага новых кварталов.
Не удалось, не доказали: квартир в новых домах не хватило бы и половине прописанных в старых халупах. Новых кварталов в этом месте нет и по сей день.
Коллеги допоздна засиживались за рюмкой, обсуждая – как было бы здорово организовать частную (это в Советском Союзе в 60-е годы прошлого века!) архитектурную контору, брать заказы на разработку оригинальных индивидуальных проектов и творить! Творить!
Один из самых близких папиных друзей инженер-конструктор Виталий Петрович Бочкарёв вспоминает: "Валя был удивительно творческим человеком. Дружил со многими скульпторами и художниками. И они относились к нему с большим уважением, часто обращались за помощью. Мне не раз приходилось наблюдать, как они общались – скульптор, переживающий за визуальный образ статуи, и архитектор, подсказывающий, как выигрышнее внешне и надежнее с инженерной точки зрения сделать постамент, вписать объект в окружающую среду.
Архитектурная часть памятника борцам революции на Театральной площади, памятный знак со скульптурным портретом Карла Маркса и памятник ему же в городе Марксе, памятник Яблочкову возле колледжа радиоэлектроники СГУ – вот только некоторые из подобных работ Валентина.
Но особенно внимательно он относился к молодым архитекторам. Некоторые, кого он брал в свою "бригаду", в то время еще и не были профессиональными архитекторами, но Валентин активно их поддерживал.
Анатолий Ягнятинский по первой профессии был геологом- нефтяником и в 60-е годы только еще учился на строительном факультете Саратовского политехнического института, Юрий Демидов – выпускник саратовского техникума транспортного строительства. Но Валентин видел в них что-то особенное. Он мог подсесть к начинающим архитекторам и говорить с ними о зодчестве, указывать на ошибки, показывать варианты их исправления.
Однажды я ему говорю: "Валя, вот ты учишь архитектуре Толю, Юру, какую-то девочку, а мне ничего поучительного об архитектуре никогда не рассказываешь". На что он мне ответил: "Доктор (он так в шутку звал меня)! Нет у тебя искры божьей. Ты хороший конструктор. Вот и будь им".
У самого Валентина, безусловно, она была – искра божья. И это касалось не только архитектуры. Например, нас сблизило общее увлечение игрой на гитаре. В 1963 году мы поселились в одном подъезде новой "хрущёвки", и очень скоро я стал звать его Валя, а он меня "доктор гитаристических наук". Мы часто играли вдвоем. Валя очень интересно вёл аккомпанемент. Я до сих пор "Самарку" выполняю по схеме, разработанной Валентином".
Концерты, которые устраивали папа и Виталий Петрович в нашей квартире, я вспоминаю всю жизнь. Летний душный вечер. Все окна, выходящие на узенькую Тверскую улицу, открыты, звучит романс на два мужских голоса. Стихают последние звуки, и вдруг –аплодисменты и крики: "Браво!" Оказывается, все балконы пятиэтажки напротив заполнены, соседи требуют: "Пойте еще!". Так они и пели. Ещё и ещё.
"Всегда приятнее отдать, чем взять", – учил папа меня и двух моих младших сестёр. И сам жил только так – щедро делясь тем, что имеет, с готовностью помогая другим.
Архитектор Валентин Михайлович Дегтярёв скоропостижно скончался 16 июля 1970 года. Похоронен на Воскресенском кладбище Саратова.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте