УФССП: что делать, если вам позвонил "коллектор"
14 января 2021, 13:20
Возвратом просроченной задолженности занимаются различные юридические лица, в том числе:
- основным видом деятельности которых является возврат просроченной задолженности, включенные в государственный реестр и получившие соответствующее свидетельство (разрешение), дающее право осуществлять деятельность по возврату просроченной задолженности. Это, так называемые "коллекторы". Контрольно-надзорные функции, в том числе проведение проверок в отношении "коллекторов", возложены на ФССП России;
- микрокредитные, микрофинансовые (МФО) и кредитные организации (банки). Контрольно-надзорные функции в отношении данных юридических лиц, в соответствии с действующим законодательством, осуществляет Центральный Банк РФ.
Следует обратить внимание, что органы ФССП России не наделены контрольно-надзорными полномочиями в отношении МФО и кредитных организаций, в том числе не наделены полномочиями и по проведению проверок их деятельности.
В случае возникновения вопросов, связанных с возвратом просроченной задолженностии и вытекающих из деятельности МФО и кредитных организаций, в целях сокращения сроков рассмотрения обращения, заявитель вправе обращаться непосредственно в Центральный банк Российской Федерации (его отделения). При этом, заявитель в любом случае вправе направить обращение и в органы ФССП России.
Узнать, является ли организация "коллекторским агентством", МФО или кредитной (банковской), можно на официальных интернет-сайтах ФССП России (http://fssprus.ru/gosreestr_jurlic/), а также ЦБ РФ (http://www.cbr.ru/; http://www.cbr.ru/credit/; https://www.cbr.ru/microfinance/registry/).
Обращаем Ваше внимание, что государственные органы имеют также и интернет-приёмные, размещенные на официальных интернет-сайтах. Подача документов через интернет-приёмные сократит время на почтовую пересылку.
Основополагающим законодательным актом, установившим правила осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности и обеспечивающим при этом защиту прав и законных интересов физических лиц, является Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее – Закон).
Положения Закона устанавливают единые правила поведения кредитора и должника при осуществлении возврата просроченной задолженности.
Напоминаем, что Закон не освобождает заёмщиков (должников) от исполнения обязательств, поэтому сами по себе требования кредиторов и лиц, действующих от их имени, предъявленные в рамках Закона, правомерны и сами по себе не могут рассматриваться как нарушение прав.
Кредиторы и лица, действующие от их имени, имеют право контактировать с должником посредством личных встреч, телефонных переговоров, голосовых и смс- уведомлений, электронной и почтовой переписки.
Важным моментом являются следующие ограничения при взаимодействии с должником.
Любые контакты с должником запрещены с 22 до 8 часов в рабочие, и с 20 до 9 часов в выходные/праздничные дни (по местному времени), личные встречи могут осуществляться не чаще одного раза в неделю.
Телефонные переговоры допускаются не более одного раза в сутки, не более двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Следует отметить, что речь идет именно о состоявшихся телефонных переговорах, а не количестве "сброшенных, не отвеченных" звонков! Если Вы не ответили на звонок кредитора и между Вами и кредитором не состоялся диалог, сам по себе вызов не считается телефонными переговорами. Закон не регламентирует количество телефонных звонков, Закон регламентирует количество телефонных переговоров!
Сообщения (телеграфные, текстовые (смс), голосовые) разрешено направлять не более двух раз в сутки, четырёх раз в неделю и шестнадцати раз в месяц. Кредитору при любых контактах с должником запрещены угрозы причинения вреда здоровью или жизни, уничтожения или повреждения имущества.
Не допускается оказывать психологическое давление на должника и иных лиц, использовать выражения и совершать иные действия, унижающие честь и достоинство должника и иных лиц, как и не допускается вводить должника и иных лиц в заблуждение относительно правовой природы и размера не исполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства.
Кроме того, следует отметить, что кредитор (его представитель) может осуществлять взаимодействие в целях возврата просроченной задолженности с третьими лицами (родственниками, соседями, коллегами должника и т.д.), но только с письменного согласия должника и отсутствия несогласия со стороны этих третьих лиц.
Обращаем внимание, что лучшая защита от "коллектора" - взвешенный подход и оценка своей реальной платежеспособности при оформлении договора займа (кредитного договора). Поэтому ВСЕГДА читайте условия предоставления кредита (займа) и уточняйте существенные моменты, в том числе возможные способы урегулирования просроченной задолженности.
Если же, в силу сложившихся обстоятельств, у Вас возникла просроченная задолженность, не уклоняйтесь от возврата задолженности, а также от общения с кредитором. Кредитор не меньше Вас заинтересован в достижении соглашения о порядке и способах погашения долга. Кредитор не заинтересован возвращать долг в судебном порядке или прибегать к услугам "коллекторских агентств". Для него это крайняя мера, требующая дополнительных финансовых и временных затрат. Поговорите с ним.
Позвоните кредитору первыми. Узнайте возможные способы решения проблемы (отсрочка, реструктуризация и т.д.). Во многих кредитных организациях действуют соответствующие программы урегулирования вопросов задолженности. Предложите свои варианты. Начните диалог!
Если Вы имеете займы и иные денежные обязательства, сохраняйте свои экземпляры документов, подписанных при оформлении займа, на период исполнения договора, а также в течении 3 лет после его исполнения. Храните все квитанции и расписки о погашении долга.
Если вы заметили, что кредитор применяет неправомерные методы воздействия, фиксируйте вашу беседу с помощью диктофона (аудио - и видеофиксация общения). Как правило, предупреждение оппонента о том, что разговор будет записан, помогает оппоненту быть более корректным.
Если Вам звонят слишком часто или в ночное время, фиксируйте точное время звонков, обратитесь к своему оператору связи, попросите у него распечатку (детализацию) звонков, содержащую время звонков, номера абонентов.
При поступлении в Ваш адрес угроз причинения вреда здоровью или имуществу, угрозе убийством от лиц, осуществляющих действия по возврату просроченной задолженности, незамедлительно сообщайте об этом в правоохранительные органы по месту жительства (нахождения).
При попытке неизвестных лиц, под видом проведения переговоров о возврате просроченной задолженности, проникнуть в Ваш дом, незамедлительно вызывайте сотрудников полиции, привлеките внимание соседей, которые станут свидетелями противоправных действий.
При совершении микрофинансовыми или "коллекторскими" организациями действий по возврату просроченной задолженности в нарушение требований законодательства по возврату просроченной задолженности виновные лица могут быть привлечены к ответственности по статье 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, за нарушение микрофинансовой организацией требований законодательства о возврате просроченной задолженности для юридического лица предусмотрена ответственность в виде административного штрафа от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
За нарушение "коллекторской" организацией требований законодательства о возврате просроченной задолженности для юридического лица предусмотрена ответственность в виде административного штрафа от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Напоминаем, что в случае осуществления с гражданином действий по возврату просроченной задолженности с нарушением норм Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", он вправе подать обращение в УФССП России по Саратовской области лично либо почтовой корреспонденцией по адресу: 410012, г. Саратов, Театральная пл., д. 11, а также через раздел "Интернет-приемная" на официальном сайте ведомства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В обращении заявителю рекомендуется указать контактный номер телефона для связи, адрес электронной почты, причины обращения, приложить детализацию телефонных переговоров (отметив номера, с которых осуществляются действия, направленные на возврат просроченной задолженности), скриншоты сообщений (смс, писем), аудиозаписи телефонных переговоров.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте