Президент РФ призвал не заводить дела на закрывших налоговые долги предпринимателей
4 февраля 2022, 09:58
Тема уголовного преследования предпринимателей поднималась на вчерашней встрече президента РФ Владимира Путина с членами Общероссийской общественной организации "Деловая Россия".
Как сообщает пресс-служба Кремля, по этому вопросу выступила руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов "Деловой России" Екатерина Авдеева.
По ее словам, в своей работе она сталкивается с ситуациями административного и силового давления на бизнес. Такая практика имеет место, несмотря на то, что "сегодня государством уже многое сделано для организации обеспечения защиты прав предпринимателей в случае возникновения уголовно-правовых рисков".
"Для бизнеса это приводит к необратимым последствиям, в том числе к его ликвидации и потере работы сотнями граждан. Бизнес делает все, чтобы работать по правилам, не нарушать их. Многие государственные органы содействуют в этом, становясь все более совершенными и технологичными, как, например, налоговая служба", – отметила выступающий, добавив, что, например, по налоговым составам уголовных дел до суда доходит только около 10 процентов, а между тем само преследование руководства хозяйствующих субъектов оборачивается для них тяжелыми экономическими последствиями.
"Уголовные риски не мотивируют налогоплательщика к скорейшей оплате, а гарантия невозбуждения была бы стимулом для оплаты даже в случае несогласия с решением налогового органа, так как потом можно доказывать свою позицию в арбитражном суде. Предприниматель понимает, что ему необходимы ресурсы для защиты в уголовном процессе, а налоговую недоимку можно оплатить позднее. В результате это негативно сказывается на бюджете, на бизнесе, на коллективе.
Для решения этой проблемы мы предлагаем внести изменения в статью 24 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрев на уровне законодательства основания для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в случае полного погашения выставленной налоговым органом недоимки до принятия такого решения", – сказала представитель "Деловой России".
Также Авдеева обратила внимание на ситуацию со сроком давности привлечения к уголовной ответственности по налоговым составам, которая составляет 10 лет, а, например, срок хранения документов в соответствии с законом составляет шесть лет. В результате предприниматели зачастую просто не в состоянии "доказать свою добросовестность семь-восемь лет тому назад".
"Налоговый орган сейчас видит нарушения практически в режиме реального времени, и 10 лет представляется сроком избыточным, для того чтобы выявить и расследовать. Может, не стоит наказывать предпринимателя за прошлые периоды только за то, что его контрагент не сохранил документы свыше срока? Да и ведь взыскание налоговой недоимки не должно уходить в уголовно-правовую плоскость", - заметила правовик, которая предложила внести изменения в части вторые статей 199, 199.1 и 199.4 УК РФ, снизив санкцию в виде лишения свободы всего на один год.
По мнению Авдеевой, такая мера "переведет квалифицированные составы из категории тяжких в категорию средней тяжести, а значит, срок давности будет составлять шесть лет". Она подчеркнула, что это важно для предпринимателей и бизнеса, очень просила президента поддержать идею и дать соответствующие поручения.
Глава государства согласился с озвученными мыслями и признал, что "как-то не обращал на это раньше внимание". В оценке данной ситуации нужно исходить из здравого смысла, считает он.
"Если задолженность погашена, то какой смысл возбуждать уголовное дело и преследовать людей, создавая проблемы на производстве, которые касаются конкретного, может быть, действительно нарушителя и трудового коллектива? Это первое.
Второе: это выгодно для бюджета, потому что будет стимулировать должника гасить соответствующие задолженности. Это для государства в конечном итоге было бы правильным решением.
И третье: можно оспорить потом с обеих сторон и в рамках арбитражного разбирательства, доказывать свою правоту, поэтому я считаю, что Вы правы, и, конечно, я Вас поддерживаю.
Далее, что касается сроков хранения, документов и срока давности: шесть и десять лет – явное несоответствие. Я сейчас не хочу говорить, каким способом это надо решить, но решить нужно, согласен", - заявил Владимир Путин и поблагодарил Авдееву за то, что она обратила внимание на проблему.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте