Кто и зачем устроил гонения на "Взгляд"? Первая часть редакционного расследования

10300

25 апреля 2022, 07:58

ИА "Взгляд-инфо" и TVSAR публикуют первую часть собственного расследования причин, мотивов и обстоятельств массированного силового и политического давления на редакцию. Мы считаем, что события последних двух недель - допросы, обыски, выемки, изъятия компьютеров и гаджетов в офисе и квартирах журналистов - тщательно спланированная кампания по блокировке работы творческого коллектива. По нашему мнению, инициаторы преследований избрали самые жесткие и иезуитские методы расправы - возбуждение уголовных дел и медийную травлю.

Эпизод первый. Дело депутата Воробьева

Первое и самое главное: у правоохранителей и заявителей (депутата ГД от "Единой России" Андрея Воробьева и прокурора Кировского района Саратова Анжелики Романовой) нет претензий вообще к какой-либо публикации "Взгляда". Попытки издания Вадима Рогожина и другого агитпропа представить ситуацию иначе мы расцениваем как клевету, фальсификацию и черный PR.

Материалы нашего агентства, как их авторы и редакция, ни в уголовных делах, ни в доследственных проверках не фигурируют. Все аналитические и расследовательские статьи, публикуемые на сайте "Взгляда", проходят многоступенчатый фактчек, юридическую экспертизу, тщательную редактуру.

Мы осознаем, что такие персоны, как прокурор области Сергей Филипенко и его кураторы в региональной номенклатуре, ищут любой ничтожный предлог для оказания давления и атаки. Когда же такового не было, оппоненты, похоже, воспользовавшись утратой суверенности СУ СКР и его растущей зависимостью от надзора, прибегли к опасным экзерсисам.

Наших сотрудников пытаются "назначить" администраторами анонимных Telegram-каналов, где критикуют или подшучивают над представителями саратовской элиты - областными и муниципальными чиновниками, работниками правоохранительной системы, парламентариями разных уровней. Для таких беспочвенных подозрений оказалось достаточно заявления госдепа Воробьева.

Как нам стало известно, используя бланк депутата Госдумы (!), в конце февраля он обратился в защиту своих личных интересов к руководству регионального ГУ МВД. И молниеносно, в течение нескольких дней, некий сотрудник полиции составил предположительный рапорт о том, что главред TVSAR Андрей Триадский якобы ведет канал, в котором нелестно отзываются о Воробьеве.

Это и послужило основанием для возбуждения уголовного дела о клевете и обысков у Андрея и в редакции, в ходе которых изъяли 16 компьютеров (в том числе бухгалтерский и гендиректора), практически блокировав финансово-хозяйственную деятельность агентства и выпуск новостей.

Топоры, болгарки, бронежилеты. "Маски-шоу" в редакции "Взгляда" 8 апреля

В тот день, 8 апреля, в атаке на "Взгляд" и его журналистов принимали участие, по меньшей мере, 40 силовиков: следователи СУ СКР по особо важным делам, оперативники уголовного розыска, отделов "К" и "Э" областного ГУ МВД, БЭП МВД России, спецназ МВД "Гром".

Судя по всему, это первое в РФ уголовное дело о клевете, к расследованию которого привлечены не только спецназовцы, но и сотрудники управления по борьбе с экономическими преступлениями федерального главка.

Такие силы и средства брошены на поиск человека или людей, рассказавших в одной из анонимных "телег" о фирме "Межрегионстрой", в которой до попадания в ГД пост исполнительного директора занимал Воробьев. А конкретно: как она строила скандально известный "бассейн-фантом" в Перелюбе, о чем, кстати, подробно повествовали надзорные структуры и саратовские медиа, включая наше, а ФАС возбуждала на подрядчика и заказчика дела и вела многомесячные разбирательства.

"Cтроительство бассейна начато застройщиком без разрешения на строительство, в процессе строительства исполнительная документация не ведется, извещение о начале строительства в министерство строительства и ЖКХ не направлено. Невыполнение требований градостроительного законодательства при строительстве бассейна может привести к отклонениям от проектной документации и создаст угрозу жизни и здоровью посетителей бассейна", - рапортовала областная прокуратура еще в январе 2021 года.

"Межрегионстрой" - король госзаказов в Саратовской области, портфель подрядов по освоению средств на строительство детсадов, школ, бассейнов и др., прежде всего, по линии президентских нацпроектов, только с мая 2020 года превышает полтора миллиарда рублей.

При этом к качеству и своевременности выполнения работ регулярно возникают резонные вопросы со стороны медиа. И даже у губернатора Валерия Радаева, которого вряд ли можно заподозрить в искусном фрондерстве.

Сам Воробьев, нам представляется, заслуживает реноме хрестоматийного персонажа саратовской эрзац-политики и кошелька местной "руководящей и направляющей силы", чей разветвленный бизнес "при бюджете" вызывает безусловный общественный интерес.

Вот вы помните его заявления за четыре года нахождения в статусе депутата Саратовской облдумы? А ведь они, пусть и крайне редкие, были.

Чего стоит только критика Воробьевым действий областной прокуратуры в контексте попытки "родной" фирмы взыскать с муниципальной казны 20 миллионов рублей. Или, что тоже интересно, как следует из деклараций с 2017 по 2021 годы, более чем трехкратный рост его официальных доходов.

Наконец, кейс "подруги жизни" Алины Зиминой. Фото этой брюнетки формально разведенный депутат (ни в одной из деклараций с 2017-го жены нет) в ходе госдумской предвыборной кампании щедро постил в соцсетях, рисуя себя перед электоратом в образе примерного мужа и семьянина. "Мы с Алиной вместе уже 17 лет", - подчеркивал Воробьев. И так усердно это делал, что могло создаться впечатление: развод с Зиминой принадлежит к тому типу юридически оформленных расставаний, которые называются фиктивными или дипломатическими, "для отвода глаз".

Учитывая, что Зимина известна как руководитель и/или учредитель многочисленных фирм (строительство дорог, жилых и офисных зданий, теплоэнергетика и др.), зарегистрированных, в том числе, по одному адресу в Энгельсе с вышеупомянутым "Межрегионстроем", выводы напрашиваются вполне определенные.

Можно выдвинуть версию о диверсификации или, что точнее, десемейнизации обширных воробьевских активов, а попросту о сокрытии доходов, оборотов, имущества. Об этом "Взгляд, наряду с другими независимыми саратовскими СМИ, обстоятельно и доходчиво рассказывает своей аудитории. Никакой клеветы здесь нет и в помине - только факты, анализ, сравнения и оценки, о чем знает сам Воробьев, ни разу за несколько лет не пытавшийся опротестовать в судебном порядке какой-либо расследовательский журналистский текст.

Открытые данные из ЕГРЮЛ, сайты судов и госзакупок, базы юрлиц - общедоступная фактура, против которой у Воробьева и его политических пасторов нет контраргументов.

И тогда, получается, если клеветы нет, то ее надо выдумать? Оказалось, где-то в анонимной "телеге", на условном заборе, появилась информация о якобы возможной причастности Воробьева к некой преступной деятельности.

Специально не конкретизируем, к чему именно, потому что соответствует ли действительности, шутка ли это или вброс - совершенно не наше дело. Саратовские журналисты, судя по мониторингу СМИ, проведенному "Взглядом", верификацию сведений пока не осуществляли или просто не делились ее итогами.

Неужели успели спрогнозировать правовые и политические последствия мнимой или реальной сенсации? Как бы то ни было, но с обысками пришли... к нам.

Воробьев же, будучи сам издателем информационного агентства, сыграл уготованную ему незавидную роль "торпеды" - обиженного заявителя, для пущей важности использовавшего статус депутата Госдумы, чем только подчеркнул политический характер преследования "Взгляда".

Эпизод второй. Дело прокурора Романовой

Второе уголовное дело, в рамках расследования которого прошли обыски и допросы, еще абсурднее. Фабула: в июле-сентябре прошлого года в служебном кабинете прокурора Кировского района Анжелики Романовой кто-то зафиксировал на аудио ее телефонные разговоры. Записи впоследствии попали в анонимный Telegram-канал. В СУ СКР сочли все это нарушением тайны служебной и личной жизни и возбудили дело по ч.1 ст. 137 и ч.1 ст.138 УК РФ. Как позже мы поняли, из разговоров следует, что прокурор давала указания водителю своего служебного авто развезти ее родственников, а также настойчиво рекомендовала директору престижной саратовской школы взять на учебу какого-то ребенка, напоминая при этом о лимите наполняемости классов.

Господа заявители. Депутат Андрей Воробьев и прокурор Анжелика Романова

Главред "Взгляда" Николай Лыков, по версии следствия, мог быть причастен не только к установке прослушки в кабинете Романовой, но и к распространению записей в Telegram.

"Уверен, что оппоненты прекрасно осведомлены о том, что я никогда не вел и не веду анонимные каналы, а в прокуратуре Кировского района ни разу не был. В их руках безграничные оперативные возможности и информация сексотов в журналистских кругах, позволяющие эти факты многократно подтвердить", - комментировал ранее Лыков.

Особой пикантности этому уголовному делу придает то, что своим заявлением Романова фактически подтвердила и подлинность записей, и истинный смысл своих "рекомендаций" и "поручений". Легализовала то, в чем кто-то мог бы сомневаться или увидеть банальный фейк.

Не правда ли, подозрительной кажется "личная тайна", когда служебный автомобиль эксплуатируется как бесплатное социальное такси для родственников, ведь бензин, амортизацию, труд водителя оплачивает государство? Или в чем "служебная тайна", когда прокуроры по звонку и с намеком на проверку устраивают в учебные заведения детей своих знакомых и друзей?

Мы полагаем, что СУ СКР могло ошибиться с квалификацией, здесь больше подходит иной состав преступления - превышение и злоупотребление должностными полномочиями. И фигурантом уголовного дела, что концептуальнее, логичнее и справедливее, могла бы стать сама... прокурор Романова.

Эпизод третий. "Шьется" еще одно дело

Шьется нам и третье дело - и тоже по анонимным "телегам". Среди них есть такие, даже названия которых мы не слышали. Идут новые допросы журналистов "Взгляда". Круг чрезвычайно высокопоставленных обиженных ширится и углубляется.

Не будем называть должности и фамилии, поскольку СУ СКР, как мы говорили, умеет строго и неукоснительно охранять их "служебные тайны". С тех коллег, кто уже давал пояснения, следователи по особо важным делам взяли подписки о неразглашении, впрочем, внятно не уточнив, о чем именно нельзя рассказывать и как такие драконовские ограничения в принципе согласуются с процедурой доследственной проверки.

На вопросы же, когда редакция получит назад изъятую технику, в которой остро нуждается - речь идет о дальнейшем существовании коллектива, в СУ СКР разводят руками: "Ждите".

Но для нас очевидно: инициаторы гонений вовсе не заинтересованы в возвращении редакции к привычному ритму работы. Цели у них прямо противоположные, а значит - будут еще невероятные дела, гнусные провокации, сумасбродные подозрения, усиление прессинга и травли.

Они через чревовещателя Рогожина и ему подобных, опьяненных и зардевшихся от ресентимента, признаются в том, что это репрессии против "Взгляда" и его основателя Сергея Курихина. А тем, кто нашел в себе мужество публично поддержать нашу редакцию, тут же грозят лишением почетных званий и ставят под сомнение их общественные заслуги.

Мы же продолжаем работать. Ответственно и честно. И гарантируем: продолжение следует.

Редакция ИА "Взгляд-инфо"

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.4 1 2 3 4 5

Главные новости