Суд увеличил в шесть раз сумму компенсации Ландо за незаконное преследование

17594

29 июля 2022, 15:29

Фото: © ИА "Взгляд-инфо"/Константин Халин

Сегодня в Волжском районном суде Саратова состоялось повторное рассмотрение иска Александра Ландо к Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием.

Председательствовала в процессе судья Наталья Гончарова.

При первом рассмотрении дела истец требовал с государства сумму в 3 млн рублей, однако Волжский райсуд суд в лице Дмитрия Серова оценил моральный вред, причиненный Ландо, в 80 тыс. рублей.

Это решение оставили без изменения Саратовский областной суд (председатель Олег Ляпин) и Первый кассационный суд общей юрисдикции (председатель Николай Подкопаев), который расположен в Саратове.

Александр Ландо не смирился и дошел до Верховного суда, который 21 апреля отменил решения всех саратовских судов, отправив дело на новое рассмотрение.

Напомним, Александр Ландо подозревался по делу о мошенничестве в особо крупном размере. Оно было возбуждено 23 апреля 2019 года на основе показаний директора "Автокомбината № 2", депутата областной думы Андрея Беликова ("Единая Россия"), который в тот момент находился в СИЗО по обвинению в мошенничестве с выплатами компенсаций за перевозки льготных категорий граждан и коммерческом подкупе.

После дачи показаний на Александра Ландо Андрея Беликова выпустили из следственного изолятора: сначала под домашний арест, затем меру пресечения смягчили на запрет определенных действий.

Впоследствии Андрей Беликов был полностью оправдан по своим делам — суды первой и апелляционной инстанций сочли доводы прокуратуры области (возглавляет Сергей Филипенко) неубедительными, а от подачи кассационной жалобы гособвинение и вовсе отказалось.

В июне прошлого года дело Ландо было окончательно, в третий раз, прекращено по реабилитирующим основаниям. Сам общественник высказывал мнение, что инициатором преследования был именно Филипенко. 

В сегодняшнем процессе представитель минфина Наталья Петюкина заявила, что "Ландо имеет право на компенсацию, но ее размер истцом существенно завышен" (как и при первом рассмотрении сумма иска составляет 3 млн рублей).

После этого по ходатайству адвоката Ландо Татьяны Штода допросили супругу истца Любовь Исаченко.

Как заявила свидетель, она замужем за Ландо 56 лет (самому Александру Соломоновичу 79), и всегда супруг был веселым жизнерадостным и активным.

Когда началась история с уголовным преследованием, его поведение существенно изменилось - он стал напряженным, сосредоточенным и подавленным, у него начались нарушения сна, ему пришлось чаще обращаться к врачам в связи с проблемами с давлением и пить антидепрессанты.

Описывая проведенный в квартире Ландо обыск, Любовь Исаченко упомянула, что нашли 100 тысяч рублей и изъяли эти деньги, отложенные на санаторное лечение, которое планировали супруги.

Во время проведения обыска Ландо пришлось лечь, так как он плохо себя почувствовал.

"После этого начались мытарства с вызовами (к следователю - прим ред.). Потом началось еще страшнее - ему стали предлагать уйти из СГЮА, чтобы не уволили по статье. И в итоге его уволили в декабре 2019 года. Он всегда активно работал, и студенты его любили. Оказалось, что следователь прислал представление, чтобы его уволили (так как он якобы мог негативно повлиять на студентов), хотя ему еще не предъявили обвинение", - сказала она, добавив, что после увольнения здоровье Ландо еще больше ухудшилось, пропал аппетит, пришлось снова обращаться к врачам.

Также Исаченко отметила, что после того как Ландо уволили из СГЮА (занимал должность директора Института законотворчества), и он ушел из Общественной палаты, ее супруг еще больше сник, так как ему "некуда было пойти", он "сидел дома, как старик".

После того, как уголовное преследование прекратили, а потом возобновили, ему вновь понадобилось лечение в больничном стационаре (всего его госпитализировали не менее четырех раз).

"Сказать все просто невозможно - это надо писать небольшую повесть", - резюмировала свидетель.

В свою очередь, сам истец, выступая в процессе, сказал, что "представить не мог, что что-то подобное с ним может когда-нибудь произойти". Он упомянул, что его делом занимались 10 следователей, собранных со всей области (одновременно 5 сотрудников), объем уголовного дела составил 18 томов (4 тысячи страниц).

Его привлекали для участия в следственных действиях, разговоры прослушивались, телефонные переговоры отслеживались, отправлялись запросы в госорганы и банки, чтобы найти у него и его родственников деньги и имущественные активы; допрашивались не только он и его родные, но и коллеги из Общественной палаты и просто знакомые, не имевшие никакого отношения к делу Беликова.

В частности, парикмахера Ландо спрашивали, платил ли он за оказанные ему услуги, а у женщин интересовались, вступал ли подозреваемый с ними в интимные отношения.

Многочисленные публикации об уголовном деле в СМИ, в том числе по релизам СУ СКР, серьезно негативно отразились на состоянии здоровья истца, как и его увольнение из СГЮА, которое инициировало следствие.

Представление следственного органа было отправлено по требованию областного прокурора, добавил Александр Ландо и назвал ситуацию с его преследованием "процессуальным террором".

"Три раза прекращали дело. Это все нервы, волнения, страдания. И два раза идти за реабилитацией - после каждой отмены мне разъясняли право на реабилитацию. И пока я не пошел в суд, прокуратура не принесла извинения", - подчеркнул истец, высказав мнение, что извинения должен приносить именно Сергей Филипенко, а не его заместители (извинения приносил Андрей Корноваров), "а у нас прокурор области никогда не извиняется".

Выступающий перечислил несколько случаев госпитализации, которые имели место на фоне волнений из-за уголовного преследования, причем уволили его из СГЮА как раз тогда, когда он находился в больнице на лечении.

По версии Ландо (истец сослался на слова следователя), его дело возникло, так как следствию "нужны были совершенно другие люди", чтобы он дал на них показания.

Говоря о своей общественной и государственной деятельности, Ландо сказал, что за время работы уполномоченным по правам человека ему удалось помочь 30 тыс. гражданам. Будучи депутатом облдумы, он стал автором 100 законопроектов, а при его руководстве Общественной палатой области местная ОП входила в пятерку лучших региональных палат страны.

50 лет безупречно работал в СГЮА, имею более 100 научных работ, 22 государственные, ведомственные и областные награды, перечислил Ландо.

"В возражениях на иск министерство финансов пишет, что я имел возможность вести обычный образ жизни. Но это звучит кощунственно", - заметил он и упомянул, что в его защиту высказывались многие известные в России и регионе люди, отмечавшие вклад Ландо в общественную и политическую жизнь.

Публичные заявления в поддержку сделали совет региональной Общественной палаты, соавтор Конституции РФ и бывший президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев, Герой Советского Союза, почетный гражданин Саратовской области Борис Громов, правозащитник и член Совета по правам человека при президенте Александр Брод и др.

"А меня представили как преступника по совершенно надуманным основаниям", - развел руками Ландо.

По его словам, раньше он даже занимался спортом, а теперь его здоровье подорвано, особенно тяжело ему было в связи с осознанием того, что уголовное преследование необоснованно, а его "просто мочат".

"Как будто головой сунули в ведро помойное. Тут сколько бы ни дали, все равно это не компенсирует потерю здоровья", - констатировал истец.

Даже почетную грамоту президента РФ Владимира Путина ему вручили не торжественно, а кулуарно – в кабинете у вице-губернатора, добавил Ландо.

В свою очередь, Татьяна Штода подчеркнула, что в случае с Ландо следует учесть "индивидуальные особенности человека" - его должность, положение в обществе, награды, репутацию и так далее. "А возбуждение уголовного дела развязало руки правоохранительной системе залезть во все сферы жизни Александра Соломоновича, включая личную", - обратила внимание адвокат.

Представитель минфина Наталья Петюкина заявила, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда "не отвечает требованиям разумности и справедливости". В частности, за 15 месяцев Ландо "всего лишь 7 раз допрашивался", "обвинение ему не предъявлялось", а причинно-следственная связь между уголовным преследованием и ухудшением здоровья не подтверждена.

Аналогичные тезисы озвучили представители прокуратуры и СУ СКР, которые посчитали, что свобода Ландо не ограничивалась (избиралось обязательство о явке), заявленная им сумма является явно завышенной и не отвечает принципам разумности, а вред здоровью именно в связи с уголовным преследованием не доказан.

После этого суд перешел к исследованию материалов, в том числе имеющихся в уголовном деле Александра Ландо и рассмотренных в первом процессе по требованию им компенсации морального вреда.

Комментируя озвученные данные, включая медицинские документы, истец подчеркнул, что после прекращения дела его ни разу не госпитализировали, "нервное напряжение спало", хотя таблетки он продолжает пить.

"Был нанесен удар не только по мне, но и по моей семье, моим друзьям. И вред нанесен невосполнимый, - подчеркнул под занавес слушаний Ландо, добавив, что сумма морального вреда должна быть такой, чтобы она не унижала человека. - А та сумма, что была взыскана, - это был плевок в лицо".

После того как стороны высказались, судья удалилась в совещательную комнату, вернувшись из которой, огласила решение: удовлетворить иск Ландо о взыскании с минфина РФ (он требовал 3 млн рублей) частично – на сумму 420 тыс. рублей.

Также судья пояснила, что данная сумма учитывает уже полученные истцом 80 тыс. рублей, присужденные ему при первом рассмотрении иска, то есть размер компенсации морального вреда составляет фактически 500 тыс. рублей.

Иными словами, сумма выросла более чем в шесть раз.

Материал подготовил Константин Халин

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 2.81 1 2 3 4 5

Главные новости