СК РФ продолжает расследовать дело о гибели 71 человека при крушении самолета "Саратовских авиалиний"
18 августа 2022, 16:00
Спустя более четырех лет со дня крушения самолета Ан-148 рейса "Саратовских авиалиний" расследование уголовного дела, возбужденного по факту катастрофы, еще не завершено.
Об этом ИА "Взгляд-инфо" сообщили в Следственном комитете РФ.
Год назад редакция уже направляла запрос относительно хода расследования авиакатастрофы.
Тогда СК РФ ответил, что "по уголовному делу организован и проводится весь комплекс следственных и процессуальных действий, необходимых судебных экспертиз, направленных на установление обстоятельств происшествия и виновных лиц".
Однако "обвинение по уголовному делу никому не предъявлено".
Что касается вопроса об ответственности бенефициаров бывшего авиаперевозчика ("Саратовскими авиалиниями" фактически владел одиозный предприниматель Аркадий Евстафьев - сначала через офшоры в Белизе, а потом лично), то в ведомстве поясняли, что "данный вопрос, в том числе оценка действий руководства АО "Саратовские авиалинии", будет рассмотрен после сбора и анализа достаточных для принятия таких решений доказательств".
На этот раз на аналогичный запрос Следственный комитет дал менее исчерпывающий ответ, не указав, есть ли в деле подозреваемые или обвиняемые.
Вопросы, которые ставило ИА "Взгляд-инфо", были следующими:
- На какой стадии в настоящее время находится расследование уголовного дела по факту катастрофы указанного воздушного судна, какое процессуальное решение принято по его результатам;
- Установлены ли по соответствующему уголовному делу обвиняемые, подозреваемые;
- Дана ли в рамках расследования правовая оценка действиям руководства АО "Саратовские авиалинии" (и его бенефициаров), в деятельности которого проверками, проведенными Федеральным агентством воздушного транспорта, выявлены многочисленные нарушения требований законодательства, которые способствовали авиационной катастрофе;
- Вносились ли в адрес следственных органов представления в связи с затягиванием сроков предварительного расследования, и сколько раз продлялись сроки предварительного расследования по данному делу;
- С чем связан столь долгий срок проведения предварительного расследования по данному уголовному делу;
- Допрашивался ли по уголовному делу Евстафьев А.В. и в каком качестве, каков его процессуальный статус на настоящий момент.
В полученном нами ответе говорится, что "ГСУ СКР России в настоящее время продолжается расследование уголовного дела".
"Разъясняю, что предварительное следствие осуществляется следственными органами СК России в порядке, установленном нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства, в том числе с соблюдением требований ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о недопустимости разглашения данных предварительного расследования и нарушения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. С учетом изложенного, интересующие Вас сведения на данный момент не могут быть предоставлены. Вся возможная информация о предварительном следствии по мере допустимости публикуется на официальных ресурсах ведомства, открытых для ознакомления", - говорится в ответе управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета РФ.
Напомним, самолет "Саратовских авиалиний" Ан-148, выполнявший регулярный рейс по маршруту Москва-Орск, упал в Раменском районе Подмосковья 11 февраля 2018 года через шесть минут после взлета.
Погиб 71 человек - 65 пассажиров и 6 членов экипажа.
Специальная комиссия, расследовавшая обстоятельства случившегося, пришла к выводу, что основной причиной катастрофы стали ошибочные действия экипажа, которые могли стать следствием нещадной эксплуатации летного состава менеджментом авиакомпании.
"Катастрофа самолета Ан-148-100В RA-61704 произошла из-за ошибочных действий экипажа на этапе набора высоты в инструментальных метеоусловиях при недостоверных показаниях приборной скорости, вызванных обледенением (закупоркой льдом) всех трех ППД, что привело к потере контроля над параметрами полета самолета, переводу его на пикирование и столкновению с землей", - говорилось в отчете специалистов.
В ходе проверки авиакомпании Росавиацией выяснилось, что планирование работы членов экипажа воздушных судов происходило без учета нормирования рабочего времени, времени отдыха летного состава и контроля утомляемости. Были выявлены и другие нарушения: в частности, недостоверный учет рабочего времени и превышение максимальной продолжительности полетной смены экипажа в течение суток; допуск пилотов к полетам без прохождения повторного медосмотра.
Выводы МАК и регулятора впоследствии подтвердил Следственный комитет России под председательством Александра Бастрыкина, а Генпрокуратура РФ официально заявила, что второй пилот, нанятый руководством "Саратовских авиалиний", и вовсе не имел сертифицированного профессионального образования.
Глава федерального агентства Александр Нерадько указал акционерам на "беспрецедентное, безответственное отношение руководства авиакомпании к вопросам обеспечения безопасности полетов".
31 мая 2018 года "Саратовские авиалинии" лишены сертификата эксплуатанта и прекратили существование как авиаперевозчик.
Воспоминаниям о последней встрече с родными и трагическом дне катастрофы ИА "Взгляд-инфо" посвятило специальный репортаж.
Закрытие "Саратовских авиалиний" стоит признать закономерным и прогнозируемым финалом бизнеса, чья рентабельность была обеспечена дерзкой экономической стратегией. Компания, расширявшая территорию присутствия в регионах России, так и не сумела стать примером успешного и ответственного регионального бренда.
Стремление насыщать маршрутную сеть и увеличивать прибыль владельцы и топ-менеджеры подкрепили не столько обновлением воздушного парка и долгосрочной производственной программой, сколько нещадной эксплуатацией персонала и техники, что, по данным Росавиации, могло послужить предпосылкой катастрофы 11 февраля.
Примечательно, что расследование другой резонансной трагедии с массовыми человеческими жертвами - пожара в кемеровском ТЦ "Зимняя вишня" (там погибло 60 человек и 79 пострадало), случившегося через месяц после крушения рейса "Саратовских авиалиний" - продвигалось по совершенно иному сценарию.
По факту пожара и гибели людей Следственный комитет России возбудил уголовное дело по ст. 109, 219 и 238 УК РФ ("Причинение смерти по неосторожности", "Нарушение требований пожарной безопасности", "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности").
Буквально в течение недели после трагедии были задержаны пять подозреваемых, в том числе гендиректор ООО "Зимняя вишня Кемерово" (компания, непосредственно эксплуатировавшая торговый центр) Надежда Судденок - в тот же день.
За несколько дней их поместили под стражу и предъявили обвинение. На протяжении последующих двух месяцев был задержан еще ряд лиц, причастных к трагедии.
Спустя один год и один месяц, в апреле 2019 года, начался суд; 30 сентября того же года виновными по делу были признаны 12 человек, которые получили от 5 до 18 лет лишения свободы.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте