Двенадцатый арбитражный апелляционный суд опубликовал полный текст нового решения о признании незаконным выделения мэрией Саратова земельных участков в рамках масштабной аферы, получившей название "Ларечная комбинация". Это арбитражная часть громкого антикоррупционного процесса о махинации муниципалитета в бытность руководства Михаила Исаева, которую удалось раскрыть благодаря журналистским расследованиям ИА "Взгляд-инфо".
Сотни миллионов мимо бюджета
Ответчикам в рамках иска, поданного в конце марта прошлого года прокуратурой, выступали саратовский ИП Вячеслав Ноздрин и горадминистрация.
Речь идет о передаче муниципалитетом индивидуальному предпринимателю земельных участков в качестве компенсации за снесенные ларьки на улице Вавилова и в Мирном переулке.
В поданном в региональный арбитраж иске говорилось о шести наделах, расположенных на проспекте 50 лет Октября (в районе Трофимовского моста; площадью 1624 кв. метра), на улице Шехурдина (1766 кв. метров), на улице Орджоникидзе, 6 (2394 кв. метра), на улице Огородной (941 кв. метр), в квартале, ограниченном проспектом Строителей, улицами Антонова и Производственной (5369 кв. метров) и на улице Белоглинской (600 кв. метров).
При этом, как ранее отмечало наше издание, общая торговая площадь снесенных в сквере на Вавилова и в Мирном переулке ларьков составляла всего 350 квадратных метров, а сама сделка напоминает схему по выводу земельных участков рыночной стоимостью в сотни миллионов рублей из муниципальной собственности.
Арбитражный истец требовал признать ничтожными компенсационные сделки между предпринимателем и мэрией и обязать его возвратить городу предоставленную в аренду землю.
1 июня коллегия в составе председательствующего Сергея Никольского, а также Марины Цуцковой и Ольги Дубровиной постановила: признать сделки с земельными участками недействительными.
Суд обязал Ноздрина вернуть муниципалитету пять земельных участков, а ЖСК "Строитель" – передать городу участок на Антонова (который Ноздрин успел уже реализовать).
Теперь, когда появился полный текст документа, стала ясна мотивировка и причины принятого коллегией решения.
Постановление довольно объемное, и люди, интересующиеся юриспруденцией, могут ознакомиться с ним здесь.
По мнению редакции, в решении суда описывается преступление.
Схемы КУИ и "везунчик" Ноздрин
Есть смысл напомнить, что обвиняемой по уголовному делу о ларечной комбинации в начале этого года стала председатель комитета по управлению имуществом Светлана Чеконова, которая сейчас отстранена от должности, но пока не уволена.
Само дело о превышении должностных полномочий сотрудниками мэрии возбудили еще в октябре 2021 года.
Поводом стали публикации "Взгляда".
СУ СКР сообщало, что в 2005 году администрация Саратова предоставила в аренду двум физлицам земельные участки в Мирном переулке, на которых были размещены торговые павильоны.
По одному из участков срок аренды истек в 2017 году, а по второму договор аренды был расторгнут в судебном порядке в декабре 2020 года. Между ноябрем 2020 года и апрелем 2021 года собственники продали принадлежащие им ларьки.
Когда в конце 2020 года - начале 2021 года мэрия стала освобождать участки от торговых павильонов, вдруг появившийся новый владелец Ноздрин (именно он купил ларьки у их владельцев) смог получить взамен утраченных объектов землю в других городских локациях.
Никаких торгов не проводилось, а размер компенсационных наделов в сотни раз превышал те, которых он лишился.
Итак, согласно тексту решения суда, еще с 2000 года участки на улице Вавилова (между Рахова и Мирным переулком) находились в аренде у предпринимателей.
Фактически там располагалась территория общего пользования в виде сквера - было разрешено только проектирование и строительство временных объектов торгово-бытового обслуживания.
Согласно техническим паспортам и выпискам от 2005 года, указано, что торговые павильоны представляют собой металлическую сборно-разборную конструкцию, где вместо фундамента используется бетонная плитка. Фактически указанные объекты являлись торговыми павильонами – временными сооружениями.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что торговые павильоны не являются самостоятельными объектами недвижимости и не подлежат отдельному техническому учету.
Регистрация в ЕГРН изымаемых объектов - как объектов недвижимости - была осуществлена в нарушение требований действующего законодательства.
В 2017 году администрация Саратова своими постановлениями отказалась от договоров аренды - они были расторгнуты, о чем соответствующая запись появилась в ЕГРН.
Но незаконное право собственности на ларьки (ведь они не являлись объектами недвижимости) продолжало оставаться у предпринимателей, следует из судебного решения.
Ноздрин выкупает два ларька 12 ноября 2020 года, и еще по одному 20 ноября и 1 декабря 2020 года, а также 21 апреля 2021 года.
При этом еще 2 октября 2020 года администрация Саратова издала постановление об изъятии земли под ними.
Несмотря на это, 23 ноября, сразу после покупки Ноздриным ларьков, мэрия заключает с предпринимателем договор аренды земли под ними.
А уже 1 декабря 2020 года между Ноздриным и администрацией Саратова было заключено первое соглашение об изъятии земли с ларьками с предоставлением взамен других участков на территории Саратова.
Кроме того, мэрия еще 2 октября 2020 года (ее руководил Михаил Исаев) за средства бюджета провела оценку рыночной стоимости объектов, при отсутствии на то оснований, так как право собственности Ноздрин приобрел значительно позднее.
С учетом незаконного статуса ларьков как объектов недвижимости, произведенную оценку вряд ли стоит считать реальной – такова логика судебного решения.
Как сделать 50 миллионов из воздуха?
25 мая 2021 года Ноздрин всего лишь за 100 тысяч рублей уступил некоему Дмитрию Туганову права и обязанности по договору аренды на самый большой из полученных земельных участков площадью 5369 кв. метра.
В свою очередь, Туганов уже 9 июня 2021 года уступил аренду ЖСК "Дом на Шарике" (переименовано в ЖСК "Строитель").
Стоимость передаваемых прав составила уже 50 млн (!) рублей.
В связи с тем, что оплата за уступаемое право не произведена, то земельный участок находится в залоге у Туганова под эту сумму.
Взамен указанный гражданин намеревался получить нежилые помещения на 50 млн. рублей, после строительства многоквартирного дома на этом участке.
По мнению редакции, сумма в 50 млн. рублей уже является потенциальным ущербом муниципалитету только за один из компенсационных участков раскрытой ларечной комбинации.
В итоге суд и подтвердил, что предоставленные Ноздрину земельные участки неравноценны изъятым объектам.
Кроме того, судебная коллегия установила нарушение земельного и антимонопольного законодательства, наличие антиконкурентного соглашения.
Администрация Саратова нарушила установленную процедуру по обеспечению равного доступа к предоставлению земельных участков и оформлению прав на них. Это может расцениваться как предоставление преференций предпринимателю Ноздрину.
Как установил суд, сами по себе соглашения совершены с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности.
И могут быть квалифицированы как сделки, которые нарушают основополагающие начала российского правопорядка, принципы общественной, политической и экономической организации общества, его нравственные устои.
Таким образом, в описываемых событиях раскрыто не только превышение должностных полномочий сотрудниками мэрии Саратова, но и есть явный состав мошенничества, совершенного организованной группой в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ - относится к категории тяжких преступлений).
Особо стоит отметить, что изначально в ларечной комбинации мэрии и Ноздрина фигурировали восемь земельных участков.
Но в арбитражное дело по иску прокуратуры вошло только шесть из них.
Два следующих участка по каким-то причинам оставили Ноздрину:
- площадью 642 кв. м. с кадастровым номером 64:48:010240:41, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Зарубина В. С., д. 1 (кадастровая стоимость земельного участка составляет 5 476 606,68 руб.)
- площадью 1569 кв. м. с кадастровым номером 64:48:020637:61, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Ново-Астраханское шоссе, д. 57 (кадастровая стоимость земельного участка составляет 2 117 600,85 руб.).
Прокуроры одобряли, а Исаев ушел в облдуму
Кроме того, согласно публикации ИА "Версия-Саратов" от 22 февраля, решения о выделении участков Ноздрину проверялись прокуратурой Саратова в порядке надзора. И она даже их санкционировала (!).
Но после выхода серии материалов "Взгляда" позиция надзора, пусть и избирательно (прокуроры заявились на шесть участков, а не восемь), но изменилась.
Само арбитражное дело выглядело комично. Истцом выступает первый заместитель прокурора области в интересах Саратова – в лице администрации города.
Но при этом борьба на процессе как раз и шла с администрацией Саратова, которая и является ответчиком.
В свою очередь, чиновники настаивали на законности своих действий, а также рьяно защищали интересы Ноздрина.
"Взгляд" неоднократно отмечал, что реализованная руководством города коррупционная ларечная комбинация стала возможной благодаря вносимым в областное законодательство изменениям, предполагающим возможность предоставления земли в обход конкурсных процедур.
В настоящее время аналогичным образом участки могут получить, например, те, кто реализует "крупные инвестпроекты", или некоммерческие организации, созданные областью или муниципалитетом "для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации" социального жилья, а также инвесторы, выплачивающие денежные компенсации обманутым дольщикам или предоставляющие им квартиры.
Многолетнее отсутствие земельных аукционов стало не только системным коррупциогенным фактором, но и вкупе с жестким административным давлением (флагманская роль принадлежит прокуратуре во главе с Сергеем Филипенко) привело к тяжелейшему кризису строительной отрасли региона.
В частности, схема с компенсациями дольщикам активно использовалась для передачи земель без аукционов пензенской фирме "Тропиканка", чьи интересы в Саратове представлял Роман Усанкин, родной брат депутата облдумы и члена политсовета "ЕР" Юлии Литневской.
Данной теме посвящен отдельный аналитический материал "Меры (не)реагирования. Как прокуратура "не замечает" коррупционных преступлений".
Наконец, несмотря на все многолетние декларативные заявления областного надзора о необходимости открытых и прозрачных земельных аукционов, таковые в Саратове не проводятся.
И, как мы видим, появляются все новые изощренные схемы вывода участков из муниципальной собственности, которые сама же прокуратура либо не опротестовывает, либо, как следует из повествования, даже санкционирует.
Особую актуальность тема непрозрачных земельных отношений приобрела на встрече спикера Госдумы Вячеслава Володина с саратовским активом, которая состоялась 19 мая.
Тогда федеральный политик указал на еще одну коррупционную схему.
Он рассказал, что после сноса ветхих и аварийных домов в Саратове освободилось 310 участков.
Еще до расселения неоднократно обсуждалось, что на этих территориях необходимо строить жилые дома и социальную инфраструктуру.
По словам Володина, вместо этого некоторые участки отдали под платные парковки и магазины.
"Не имели права!" - сказал спикер Госдумы.
"Говорят, что якобы какая-то норма была в областном законе. Надо убрать эту норму, потому что это лазейка, и посмотреть, кто ее создавал", – подчеркнул Володин.
Добавим также, что бывший мэр Саратова, а ныне спикер облдумы Михаил Исаев о причинах использования муниципалитетом таких коррупционных схем (ларечная комбинация, непрозрачное распределение земли под расселенными домами и т.д.) не высказывался, хотя есть вероятность, что он обладает всей полнотой информации, которая в перспективе могла бы заинтересовать Следственный комитет России.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте