Руины Филипенко. Архитектурный шедевр в центре Саратова будет демонтирован

24735

12 сентября 2023, 07:47

Руководство прокуратуры области, несмотря на новые правовые реалии, продолжает добиваться сноса здания "Сарграда" на улице Октябрьская в Саратове.

Как стало известно ИА "Взгляд-инфо", очередная "кавалерийская" атака организована с привлечением газовых служб и судебных приставов.

"В ближайшие дни здание отключат от газоснабжения, что в осенне-зимний период приведет к разморозке системы отопления, а это грозит естественным разрушением конструкций", - рассказал нашему агентству источник в надзорном ведомстве.

По оценкам собеседника, часть личного состава региональной прокуратуры "такой вандализм не поддерживает", считая, что в этом слишком "много личного".

В самом "Сарграде" добавляют: "Мы убеждены, что месть и антипатии Сергея Филипенко могут привести к утрате одного из самых узнаваемых и ярких образцов неоклассической архитектуры в Саратове".

Как сейчас развиваются события вокруг этого здания, почему искусственно создаются условия для его руинирования, какой выход из ситуации видит компания-инвестор - в обзоре нашего агентства.

Позиция Верховного суда и "ромашка" Бусаргина

Новые правовые обстоятельства, о которых мы писали выше, это, во-первых, определение судьи Верховного суда Ирины Грачевой от 15 марта 2023 года.

В нем говорится о том, что собственники при получении земельного участка, строительстве и эксплуатации здания закон не нарушали и теперь имеют право на компенсацию понесенных расходов.

"…Поскольку в настоящем деле признаны не соответствующими закону действия и разрешения уполномоченных органов, на основании которых был возведен спорный объект недвижимости, предприниматель не лишен возможности защитить свои интересы в установленном гражданским законодательством порядке, в том числе заявить требование о взыскании убытков, возникших в результате незаконных действий государственных органов (статья 1069 ГК РФ)", - говорится в определении ВС РФ.

Иными словами, за действия чиновников и амбиции Филипенко, как и в случае крушения ЖК "Победа" (там счет идет на миллиарды рублей) и по многим другим рукотворным кейсам, вновь придется расплачиваться бюджету, т.е. нам, налогоплательщикам. Ведь из документа высшей судебной инстанции следует однозначный вывод: законодательство грубо нарушили кабинет министров Валерия Радаева и мэрия Саратова, полностью согласовавшие строительство, а потом по политическим мотивам начавшие агрессивную кампанию против объекта "Сарграда". Инвесторы же действовали исключительно в легальном поле, с любовью к городу построив здание, признанное экспертами-архитекторами мирового уровня одним из лучших в России, а в Саратове лучшим за последние десятилетия.

В новаторский проект, украсивший собой исторический центр, вложены усилия сотен людей - архитекторов, проектировщиков, строителей, а также сотни миллионов рублей плюс затраты на обустройство прилегающей муниципальной территории.

Во-вторых, правительство Романа Бусаргина, ранее по письменному настоянию Филипенко само подавшее иск о сносе, теперь решило сыграть в "ромашку" - вместо демонтажа просит экспроприировать здание. Сейчас в арбитраже рассматривается заявление чиновников о передаче объекта в областную собственность.

По мнению редакции, подача этого иска преследовала имиджевую цель - саратовской номенклатуре необходимо отмежеваться от токсичной истории, чтобы не выглядеть коллективным Геростратом и субъектом откровенной политической расправы.

Вместе с тем сложилась парадоксальная правовая коллизия: инвестор построил здание абсолютно законно, по решению суда оно подлежит демонтажу за счет самого инвестора (исполнительное производство открыто), но с перспективой взыскания убытков с регионального бюджета, а параллельно областные чиновники добиваются его изъятия.

Несмотря на подачу правительством заявления в арбитраж об изменении порядка и способа исполнения решения суда, встречное заявление о приостановлении исполнительного производства по сносу здания судья Юлия Огнищева рассматривать не спешит и уже неоднократно откладывала (каждый раз на месяц) решение данного вопроса.

Делается ли это по результатам внепроцессуального общения с прокурорами, или суд просто самоустранился до тех пор, пока ситуация не разрешится сама, остается только догадываться. Хотя, принимая во внимание, что данный судебный процесс в рамках исполнительного производства посещает один из самых доверенных сотрудников Сергея Филипенко - Ольга Аристова, первая версия звучит предпочтительнее.

Ситуация, прямо скажем, патовая, и, на первый взгляд, странно, когда сейчас предпринимаются попытки отключить здание от коммуникаций. Но "странно" - это в логике здравого смысла и юриспруденции, но никак не в представлении тех, кто развязал вендетту против основателя "Сарграда" Сергея Курихина.

И все это происходит на фоне отсутствия внятной реакции прокуроров на тотальное бездействие муниципалитета (только по поручению председателя СК Александра Бастрыкина возбуждаются уголовные дела) в вопросах сноса десятков ветхих и аварийных домов, которые со странной регулярностью горят в Саратове.

Итак, напомним хронологию событий.

1) В конце 2009 года Фединский музей добровольно передает в казну области по согласованию с региональным правительством земельный участок.

2) В апреле 2010 года областной КУИ разделил этот участок на две части - площадью 1557 и 1009 кв. м. Первую предоставили музею на праве постоянного бессрочного пользования, вторая осталась во владении областной казны.

3) В октябре 2010 года депутаты Саратовской городской думы обратились в правительство РФ и Генеральную прокуратуру по вопросу законности передачи музеем участка в пользу области. В ходе проверок, а они продолжались около полугода, сотрудники надзорного ведомства никаких нарушений законодательства не выявили.

4) В 2012 году правительство губернатора Валерия Радаева объявило сначала аукцион на продажу оставшегося в казне участка, а потом и публичное предложение о возможности заключения договора аренды, разместив соответствующее уведомление в "Саратовской областной газете", которая тогда являлась официальным публикатором в регионе.

5) В октябре 2012 года правительство заключило с инвесторами на 49 лет договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности еще с 2009-го, т.е. спустя три года, как его передал музей.

6) В июне 2013 года мэрия Саратова выдала согласованный градостроительный план земельного участка.

7) В августе 2014 года ГАУ "Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве" (подведомственно правительству Радаева) выдало положительное заключение экспертизы на проект строительства.

8) В феврале 2015-го и в сентябре 2017-го соответственно разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию подписаны мэрией Саратова.

9) В мае 2018 года здание "Сарграда" стало победителем национального этапа конкурса FIABCI (в мире эта награда считается архитектурным "Оскаром").

Мнения профессионалов

"Здание, выполненное в стиле французского ампира, является продолжением лучших традиций купеческой застройки Саратова Серебряного века России, символизирующего расцвет государства.

Для внешней и внутренней отделки применены современные высококачественные материалы, позволившие выполнить сложный, долговечный декор здания.

Конструкции здания, его инженерные системы находятся в отличном состоянии, имеют минимальную степень износа и прослужат еще долгие десятилетия, если не столетия, на благо общества.

Считаем, что утрата такого здания, безусловно, нанесет большой урон архитектуре города и его историческому центру. Здание уже стало знаковым элементом городской застройки. Его утрата только возбудит негативные процессы в общественном сознании жителей", - подчеркивал президент Союза архитекторов России Николай Шумаков в письме Валерию Радаеву в феврале 2022 года.

А европейский эксперт в архитектуре Антонио Кампаньоли, комментируя ценность работы "Сарграда", отмечал, что во время строительства впервые в Саратове применен декор из фибробетона, создающий эффект историзма.

Оригинальным стало использование дорогостоящего и высококачественного клинкерного кирпича, указывал он.

"Это здание - лучшее, что было построено в Саратове после Октябрьской революции и до наших дней… Фасадные решения подчеркивают вкус и стиль создателей и инвесторов, а мансардный этаж выполнен с филигранной имитацией скатной медной кровли, изогнутой, полукруглой, с вписанными в нее окнами (люкарнами), свойственной для исторических зданий в Европе. В целом, эта неоклассика, исполненная в строгом соответствии историческим традициям, вполне заслуживает признания памятником культурного наследия. Надеюсь, и современники, и потомки оценят вклад компании "Сарград" в появление в городе образцов передовой и в то же время исторически чувственной архитектуры. На мой взгляд, редко где в России встретишь именно такие новые здания, кроме Москвы и Петербурга. И такие начинания должны быть вознаграждены обществом и властью. Видно, что здание "Сарграда" задумано как здание с историей: и изображения на нем, будь то барельефы, маскароны на главном входе, венчающие колонны на втором этаже, либо декор - все имеет исторический контекст, а стилистически тяготеет к философии красоты”, - комментировал Антонио Кампаньоли.

Саратовская бюрократия к высказываниям профессионалов осталась безучастна.

Голос гражданского общества и бизнеса

В защиту здания, ставшего знаковым и узнаваемым элементом городской среды и местом притяжения туристов, выступили больше 14 тысяч жителей Саратова, собиравшие подписи под петицией, адресованной председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву.

Это коллективное обращение граждан пока остается единственным за более чем 30-летнее нахождение Лебедева в должности. Саратов и здесь стал пионером, и, к сожалению, в негативном смысле.

Кстати, о цифрах: на выборах в областном центре кандидатам для получения мандата достаточно было получить значительно меньшее число голосов. Вот свежий пример: Андрею Малышеву, новоиспеченному депутату гордумы, хватило поддержки (какие тут 14 тысяч?) 1761 избирателей.

Анализируя отклики, оценки, комментарии и мощнейший резонанс, можно сказать, что судебный процесс разделил Саратов на граждан, большинство которых в Сети, на встречах, в личных разговорах справедливо были возмущены угрозой сноса, и "лучших людей города" - представителей местной номенклатуры.

Группой поддержки последних служила т. н. лояльная общественность, чьи гневные и осуждающие вербальные интервенции в духе Шарикова потом вознаграждались мандатами, постами, грамотами.

Вчерашние ноунеймы и политические фрики вмиг обретали имя и статус только за то, что соглашались участвовать в травле инвесторов строительства здания.

Примером такого социального лифта стало повышение Натальи Щелкановой: после того, как администрация Фединского музея присоединилась к кампании, директора учреждения назначили областным министром культуры.

Успели высказаться за снос теперешний сенатор Валерий Радаев и ныне бывший мэр Саратова Михаил Исаев, риторику которых можно коротко описать модернизированной поговоркой: "назло маме Курихина (мать предпринимателя, Надежда Шиловская, является арендатором участка, на котором построено здание "Сарграда") отморожу уши".

В том смысле, что заросший кустарником пустырь оказался для них ценнее той самой "философии красоты". Такое оно, по оценкам редакции, - современное варварство.

Комментарии этих статусных персон в самый разгар судебных разбирательств можно расценивать, с одной стороны, как элемент публичного давления на арбитраж, с другой - как свидетельство политико-репрессивного характера действий региональных чиновников.

Позицию редакции разделяет и предпринимательское сообщество.

Более двух десятков саратовских бизнесменов еще в феврале 2022 года обращались с письмом к председателю Госдумы Вячеславу Володину. Авторы выразили солидарность владельцам и инвесторам здания на Октябрьской. Подписанты указывали, что земля выделена правительством Саратовской области в аренду законно, на основе открытых торгов, и никогда не попадала в охранные зоны. "Получается, что первоначально сами органы государственной власти предоставляют землю, разрешают и согласуют строительство, а по прошествии пяти лет пересматривают принятые ими же решения, перекладывая все убытки и ответственность на добросовестных предпринимателей, превращая любой объект в своего рода лотерею", - отмечали предприниматели в коллективном письме.

Спрашивается, на каком основании частный инвестор должен сносить здание-шедевр, построенное, как следует из повествования выше, абсолютно законно?

Вендетта и "иезуиты"

Напомним, Филипенко инициировал возбуждение уголовного дела о мошенничестве на том абсурдном основании, что директор Фединского музея Валентина Жукова, подписавшая в далеком 2009 году акт передачи участка правительству области, якобы не знала, какой документ визировала, и вообще "заблуждалась".

Прокуроры, вроде скандально известного Олега Петрова, раздавали в тот период громкие комментарии о "нарушении федерального законодательства" и постоянно отменяли постановления о прекращении бесперспективного дела.

Дело давно закрыто - мошенничества, а многие это понимали с самого начала, никакого не было и быть не могло, и "пена", казалось бы, схлынула.

Но нет, удар по Курихину решили нанести через судебное разбирательство, во время которого уже упомянутая Ольга Аристова, член "спецбригады" Сергея Филипенко, упорно ссылалась на это "мертвое" дело.

Выход Сергея Курихина из "Единой России" и соответствующее политическое заявление в декабре 2020 года привели к тому, что цели номенклатуры и прокуратуры совпали, и многолетняя вендетта Сергея Филипенко вдруг превратилась в дело "государственной важности".

С марта 2021 года в арбитражный процесс вошло правительство Саратовской области, заявившее иезуитское требование о демонтаже здания на Октябрьской силами и за счет самих владельцев.

По мнению редакции, с этого момента апелляции в Саратове к праву, здравому смыслу, этике стали бессмысленными, хотя инвесторы продолжали надеяться на беспристрастность и суверенность местного правосудия.

2 февраля 2022 года судья Арбитражного суда области Юлия Огнищева удовлетворила иск правительства. Полный текст решения готовился очень долго, и был опубликован лишь спустя девять дней. Сама процедура размещения документа в картотеке инстанции напоминала детектив и манипуляции с целью сократить время ответчикам для составления развернутой и мотивированной жалобы.

"Непонятно, по каким причинам суд не стал принимать во внимание то обстоятельство, что об отказе в праве на земельный участок истцы в лице уполномоченных органов знали с 2010 года, после чего сами предоставляли земельный участок в аренду, проверяли соответствие построенного здания требованиям строительных норм и правил.

Данные выводы суда, по нашему мнению, являются лишь переписанным предположением истцов, которое противоречит имеющимся в деле доказательствам.

Вообще, необходимо отметить, что с точки зрения юридической техники, само решение более напоминает проект, подготовленной одной из сторон по делу. Текст решения содержит множество неюридических формулировок, не свойственных судебным актам, к примеру, "боролась за него", "благие цели", подробно представляет позицию только одной стороны по делу (в данном случае истцов) и практически не содержит оценку возражений другой стороны. По жанру же напоминает манифест заявителей по делу", - комментировали решение Огнищевой юристы ответчика.

"Шедевральным" тезисом в решении судьи стала ссылка на акцию активистов "МГЕР", которыми были "выкорчеваны пни" на спорной земле. Тем самым Огнищева обосновывала важность заросшего сорняком и кустарниками участка для Фединского музея.

Стоит ли говорить о том, какую позицию занимает Огнищева, в чьем производстве сейчас находится иск правительства области об изъятии здания на Октябрьской? Обеспечительные меры в виде запрета на отключения объекта от коммуникаций (это грозит руинированием) она, несмотря на резонные ходатайства ответчика, принимать не стала.

В "Сарграде" тем временем отмечают, что пока единственным выходом из ситуации остается постепенный демонтаж здания на Октябрьской. Разбирать начнут с тех самых узнаваемых и ярких элементов, о которых восторженно высказывались президент Союза архитекторов России и другие эксперты. В администрацию Саратова уже отправлено заявление с просьбой согласовать установку забора для начала демонтажных работ.

"Сарград" под давлением руководства прокуратуры области и чиновников прекратил свою деятельность. Хотя в проекте у компании были четыре новых здания, которые могли бы стать подлинными произведениями архитектурного искусства, украшением Саратова, местами притяжения туристов и горожан. Пока забор не установлен, у саратовцев еще есть возможность провести фотосессии у здания на Октябрьской. Успейте сделать снимки на память. А также не забывайте тех, кому Саратов и его жители "благодарны" за уничтожение лучшего здания последних десятилетий", - отметили в "Сарграде".

*******************

Компания "Сарград" известна в регионе по целому ряду значимых и запоминающихся архитектурных проектов: в частности, здание с волжскими мотивами на улице Чапаева, 58, "Каштан", "Атлант" (на Вавилова), "Петровский" (на Лермонтова), дом с панно губернаторов (на Мичурина), здания на Волжской, 16, Октябрьской, 7, скульптурная композиция "Послевоенное детство", памятники основателям Саратова - Федору Турову и Григорию Засекину, а также городовому Василию Гришину...В "Сарграде" уверены: такие капиталоемкие, энергозатратные и концептуальные инициативы лишь отчасти оправданы интересами инвесторов. Главное - не утилитарно-коммерческое назначение, а вклад компании в архитектурную и историческую среду Саратова. Этот просветительский кейс находит своих последовательных и искренних сторонников как среди простых горожан, так и со стороны международного профессионального сообщества архитекторов и дизайнеров.

Редакция ИА "Взгляд-инфо"

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.14 1 2 3 4 5

Главные новости