В Саратове могут перенести сроки запуска скоростного трамвая. Причины и контекст
3 октября 2023, 21:35
В Саратове появились трудности в реализации многомиллиардного проекта строительства скоростного трамвая. Публичная дискуссия возникла вокруг реконструкции линий по маршруту №9, где работы должны быть завершены уже 31 декабря. Компания-подрядчик - ООО "ФракДжет-Строй", которую в прессе традиционно связывают с депутатом Госдумы Андреем Воробьевым ("ЕР"), может значительно перенести сроки открытия обновленной "девятки". Об этом в понедельник сообщило подконтрольное тому же Воробьеву медиа – ИА "Саринформ". Позицию подрядчика в опубликованном агентством материале транслирует "директор проектного офиса" Виталий Кирьянов.
"Дата завершения работ переносится…"
"Самая главная проблема – некачественно выполненная проектная документация. <...>
Поэтому было принято решение за собственный счет исправить проект – заказчик эту работу одобрил. Для этого заново сделали геодезические и геологические изыскания, что заняло несколько месяцев. Также дополнительное время требуется на то, чтобы заново провести экспертизу проекта – уже после корректировок. <...>
Кстати, юридически дата завершения работ переносится на то время, которое заказчик потратил на согласование изменений", - рассказал Кирьянов.
При этом он не уточнил – когда же на самом деле движение по трамвайному маршруту №9 будет восстановлено?
Среди недостатков проекта Кирьянов перечислил отсутствие дренажа, ряда существующих подземных коммуникаций и несоответствие грунтов.
По словам Виталия Кирьянова, не учли в документах и погодный фактор.
"По технологии подрядчик должен был завершить большую часть работ и остановиться на зимний сезон. Это было необходимо, чтобы полотно дало усадку и прошел весь комплекс реакций, актуальных для зимнего периода – такова технология. <...>
Кроме того, по технологии сварка рельсов должна идти только после обкатки. А обкатка проводится после зимнего периода. Также есть ограничения по температуре для сварки рельсов – не ниже -5 градусов.
Еще одно ограничение: нижние слои основания запрещено обустраивать во время дождя", - сообщил он.
Из его слов следует, что чисто технологически работы по реконструкции маршрута №9 не могли быть завершены к 31 декабря.
"ФракДжет-Строй" осваивает там 2,72 млрд рублей (линии плюс тяговые подстанции).
Сам маршрут №9 закрыт на реконструкцию еще с конца мая. Саратовцам обещали, что его модернизация завершится до конца года – таковы условия контракта.
Дата 31 декабря неоднократно звучала из уст губернатора Романа Бусаргина и зампреда правительства Павла Мигачева.
"Задача стоит. Пока подрядчик работает в режиме", - заявлял 25 августа глава региона.
Владимир Прохоров, охранник и друг мэра
По данным открытых источников, проектную документацию для трамвайных маршрутов №№3, 6, 8 и 9 в Саратове разрабатывало ООО "Северо-западная инжиниринговая компания" (руководитель - Сергей Вишневский) из Санкт-Петербурга.
За свои работы компания получила более 90 миллионов рублей. В частности, на проекте модернизации "девятки" "СЗИК" заработал 21,2 млн.
Заказчиком всех работ и составителем технического задания выступало МУПП "СГЭТ", которым руководит Владимир Прохоров.
На работу в муниципалитет его рекрутировал старый приятель и коллега по работе в охранных структурах - тогдашний мэр, а ныне спикер областной думы Михаил Исаев.
В 2018 году Прохоров возглавил МБУ "Дорстрой". Деятельность на посту руководителя организации ознаменовалась скандалом - организацию, которая занималась отловом бездомных животных в Саратове, уличили в массовом убийстве собак.
По данным фактам возбудили два уголовных дела - по ч. 1 ст. 245 УК РФ "Жестокое обращение с животными" и по ч. 1 ст. 286 УК РФ "Превышение должностных полномочий".
Однако серьезных правовых последствий ситуация не имела. В ноябре 2020 года за жестокое обращение с животными осудили рядового сотрудника "Дорстроя" - он отделался штрафом в 10 тысяч рублей. А дело о превышении должностных полномочий прекратили с санкции прокуратуры Саратовской области, возглавляемой Сергеем Филипенко.
Сам же Владимир Прохоров еще до этой развязки был выведен из-под удара - в декабре 2019 года его назначили директором МУПП "СГЭТ".
Примечателен тот факт, что руководить электротранспортом областного центра Михаил Исаев поставил человека без профильного образования, на тот момент – вообще не имеющего высшего образования.
Последний раз, а это случилось в феврале, в компетентности Владимира Прохорова усомнился спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Федеральный политик выразил обеспокоенность тем, что при реконструкции линий будут использоваться устаревшие технологии, в частности, шпалы.
"Не знаю, кто это согласовал, но проектировщики вместе с заказчиками предлагают нам идти не по пути прогресса, а вернуться к шпалам. Это закончится пылью, грязью, поломкой маршрутов", - сказал Володин.
В защиту проекта тогда выступили Павел Мигачев и Владимир Прохоров.
Последний уверял, что шпалы используются и в Москве - такова технологическая необходимость (в местах, где отрезки трамвайных путей не имеют пересечения с автомобильными дорогами).
"Какое у вас образование?" - спросил Прохорова спикер Госдумы.
"Экономическое", - ответил директор "СГЭТ".
Оказалось, что Прохоров солгал. Только в 2022-м он окончил лишь бакалавриат СГТУ на заочном отделении, специальность – "менеджмент, логистика и управление цепями поставок на промышленных предприятиях".
Но в итоге отказываться от шпал не стали.
Вместо послесловия
Обращает на себя внимание и тот факт, что публикация на "Саринформе" Воробьева вышла через несколько дней после того, как саратовские СМИ подробно рассказали о длительном простое "ФракДжет-Строя" на маршруте №9 .
В этом свете логичным видится появление материала, где ответственность за перенос сроков окончания работ по модернизации "девятки" перекладывается на проектную организацию.
Губернатор Роман Бусаргин (он называет проект "легким наземным метро"), мэр Саратова Лада Мокроусова, зампред правительства Павел Мигачев, гендиректор "СГЭТ" Владимир Прохоров и иные ответственные лица на громкие заявления, озвученные от имени подрядчика, пока не ответили.
Тем временем в других регионах России, где также по решению правительства РФ реконструируются трамвайные линии, о разногласиях не слышно.
Поддержку из федерального бюджета получили Краснодарский, Красноярский и Пермский края, а также Волгоградская, Курская, Липецкая, Ярославская, Нижегородская, Ростовская области.
В апреле, на первоначальном этапе, 86,5 млрд рублей были выделены на проекты комплексного развития городского электротранспорта, освещения и благоустройства прилегающих территорий.
Самые большие транши получили Нижегородская область (почти 20 млрд рублей), Ростовская область (18,8 млрд) и Краснодарский край (9,2 млрд). Саратовской области тогда выделили 6 млрд.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте