Наталия Кривицкая
28 ноября 2019
Сегодня на сайте ИА "Взгляд-инфо" начался прием вопросов для министра министр занятости, труда и миграции Саратовской области Наталии Кривицкой.
Тема общения с интернет-аудиторией - национальные проекты "Демография" и "Производительность труда и поддержка занятости".
Наталия Александровна готова обсудить с читателями участие министерства в реализации нацпроектов, ситуацию с трудоустройством в Саратовской области, содействие гражданам, испытывающим трудности в поиске работы
Вопросы принимаются до 17.00 пятницы, 29 ноября.
Обращаем внимание читателей, что осуществляется премодерация.
Конференция проводится в рамках проекта "Национальный приоритет".
Биография
Наталия Кривицкая родилась 11 марта 1969 года в Саратове. В 1993 окончила Саратовский государственный университет, в 1999 - Поволжскую академию госслужбы.
В 2006 окончила аспирантуру СГУ, кандидат социологических наук.
Начала работать в 1986 в Саратовском университете.
С апреля 1994 работала специалистом 1 категории центра труда и занятости населения администрации Саратова; ведущим специалистом отдела анализа рынка труда и программ занятости населения; главным специалистом отдела аналитической работы, прогнозирования рынка труда и программ занятости; главным специалистом отдела аналитической и методической работы; начальником отдела технологии активной политики занятости населения; начальником отдела развития партнерских отношений и инновационных технологий; начальником отдела развития партнерских отношений, альтернативной гражданской службы и трудовой миграции; начальником отдела по взаимодействию с работодателями и трудовой миграции.
С января 2008 по февраль 2009 работала начальником управления миграции министерства занятости, труда и миграции Саратовской области.
17 февраля 2009 года назначена заместителем министра занятости, труда и миграции Саратовской области – председателем комитета по занятости населения.
Распоряжением губернатора от 12 октября 2018 года на Наталию Кривицкую возложено исполнение обязанностей министра занятости, труда и миграции Саратовской области.
Постановлением губернатора от 26 февраля 2019 года назначена на должность министра занятости, труда и миграции Саратовской области.
Замужем. Имеет дочь.
Производительность труда категория экономическая и, безусловно, зависит от многих процессов, связанных с модернизацией производства, внедрением новых технологий работы.
Как следствие, появляется потребность в пересмотре функционала сотрудников, их перепрофилирование. И здесь в рамках нацпроекта миссия нашего министерства организовать обучение работников предприятий, как можно более эффективно и своевременно.
Показателем результативности (федеральным!) является численность работников, сохранивших свою занятость. В настоящее время он равен 100 %, это означает, что обученные работники сохранили свои рабочие места.
Из Вашей информации, к сожалению, сложно полностью понять основную причину сложившейся ситуации.
Наличие высшего, а тем более – двух высших образований, безусловно, повышает Вашу конкурентоспособность на рынке труда, наряду с имеющимся опытом работы по полученной специальности, если таковой у Вас имеется.
Сегодня работодатели в соответствии с законодательством переходят на работу в рамках профессиональных стандартов, что зачастую требует переквалификации и работников, и соискателей рабочих мест. Ситуации бывают самые разные.
Сегодня в базе данных службы занятости информация о 28 тыс. сводных рабочих мест, 45 % из которых приходится на вакансии для ИТР и служащих, в т.ч. для специалистов с высшим образованием.
Я предлагаю Вам прийти ко мне на личный прием, в ходе которого мы конкретно обсудим все возможные варианты Вашего трудоустройства в соответствии с Вашим образованием, стажем работы и, исходя из потребностей рынка труда.
Содействие занятости граждан с инвалидностью является нашим приоритетным направлением работы. С этим связана реализация целого комплекса мероприятий в рамках активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий по стимулированию работодателей для трудоустройства инвалидов, мероприятий в рамках квотирования рабочих мест для данной категории граждан.
Предлагаем Вам поучаствовать в наших программах, а именно, в оснащении для Вас рабочего места с частичной компенсацией затрат работодателя на Вашу заработную плату.
Для этого нам необходима полная информация о Вашем профильном образовании, опыте работы, доступности места проживания по отношению к месту работы.
Если Вы сможете обратиться в районный отдел службы занятости, в т.ч. по телефону, за Вами будет закреплен ответственный специалист, которым будет осуществляться поиск подходящей работы для Вас в рамках спецпрограмм и Ваше сопровождение при трудоустройстве.
Решение об объединении центров занятости населения было принято еще в 2011 году. Это было связано со многими причинами.
В их числе: создание единого ГКУ СО ЦЗН г. Саратова путем реорганизации в форме слияния всех центров занятости населения районов г. Саратова; необходимость освобождения ветхого здания Кировского центра занятости населения, не соответствовавшего нормам пожарной безопасности (здание 1927 года); оптимизация персонала.
Для того, чтобы маломобильные группы населения имели дополнительную возможность посещения службы занятости, на ул. Слонова, дом 13 был открыт специализированный отдел по работе с данной категорией граждан.
В дальнейшем служба занятости в рамках модернизации будет работать в новом формате. Многие услуги будут предоставляться без обязательного посещения службы занятости, через смс-информирование, мобильный банк, другие электронные сервисы. Мы сейчас над этим активно работаем в рамках нацпроекта.
Для тех, кто будет посещать службу занятости, будут предоставляться сопутствующие услуги других поставщиков по примеру действующих МФЦ.
Согласна с Вами, что категория граждан, освобождающихся и высвобожденных из мест лишения свободы, одна из наиболее сложных категорий, испытывающих трудности в трудоустройстве. 40 % из них не имеют опыта работы, 28 % не имеют профобразования.
Поэтому, учитывая высокую социальную значимость их реабилитации и социальной адаптации, служба занятости начинает проводить превентивную работу уже в исправительных учреждениях за 6 месяцев до высвобождения. Только в 2019 году была организована 61 выездная консультация для 2,2 тыс. граждан. При этом постоянно проводится мониторинг социально-трудового потенциала осужденных.
После освобождения из учреждений исполнения наказания граждане имеют возможность получить весь спектр государственных услуг в сфере занятости населения, наравне с другими категориями безработных. Также с целью повышения мотивации работодателей к трудоустройству данных граждан реализуется специальное мероприятие, предусматривающие возмещение из средств областного бюджета затрат на заработную плату работников данной категории в течение трех месяцев.
В текущем году им было предоставлено более 200 государственных услуг. Однако в процессе подбора работы третья часть граждан данной категории нарушала условия перерегистрации в качестве безработного, только 20 % закрепились на рабочих местах.
В текущем году нам удалось увеличить уровень трудоустройства высвобожденных из мест лишения свободы до 58,2%. Для сравнения – в Ульяновской области данный показатель составлял 21%, Пензенской – 27%, Нижегородской – 39%, Республике Татарстан – 41%, Кировской – 45%.
Однако мы не стоим на месте. Для того чтобы повысить эффективность реализуемых мер в отношении данной категории граждан, в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» разрабатываются новые подходы, ориентированные на создание условий для решения конкретной жизненной ситуации, в которой оказался гражданин, в том числе и освобожденный из мест лишения свободы.
Специалист службы занятости населения станет персональным консультантом, помогающим выстроить индивидуальную траекторию профессионального развития, и связующим звеном с другими поставщиками услуг для успешного преодоления существующих барьеров, препятствующих трудоустройству.
Вы совершенно правильно отметили, что проблема миграционного оттока – проблема комплексная, так как причины выбытия различные.
Реализация региональных мер направлена на то, чтобы сохранить трудовой потенциал области. Для этого необходимо создание новых рабочих мест, повышение их качества, легализация труда, рост заработной платы, коллективно-договорное регулирование трудовых отношений, комфортная среда обитания.
Строительство дорог, садиков, школ, больниц в рамках нацпроектов, реализация Комплексной программы развития отдаленных районов Саратовской области, повышение размера заработной платы у бюджетников, обязательство внебюджетного сектора экономики по ежегодному росту на 10 % размера оплаты труда, вывод из тени более 38 тысяч работников – все это, безусловно, способствует снижению в целом миграционной убыли в области, которая по последним данным статистики снизилась в 2 раза (3,5 тыс. чел. в 2019 году против 6,9 тыс. чел. в 2018 году). Если пойдем такими темпами, то к 2024 году преодолеем убыль населения.
Министерство принимает участие во многих совместных с отраслевыми министерствами, работодателями, профсоюзами проектах и программах, которые направлены на весь спектр трудовых отношений.
С органами местного самоуправления проводится работа по реализации программ по снижению напряженности в «критических» (с точки зрения занятости и трудовой миграции) зонах рынка труда. В этом году было реализовано 24 таких программы в 42 населенных пунктах, что способствовало снижению уровня регистрируемой сельской безработицы в «критических» зонах с 1,9% до 1,0%.
В целях привлечения в область дополнительных трудовых ресурсов с 2010 года наше министерство реализует программу переселения соотечественников. За более чем девять лет ее реализации к нам в область переехали жить и работать 24,4 тыс. соотечественников, в том числе в этом году – 2,9 тыс. человек. В национальном спектре преобладают русские, украинцы, белорусы – 89%, далее идут татары – 5%, армяне, казахи, корейцы, узбеки и другие – 6%. У соотечественников, прибывших в область и ставших россиянами, уже родилось более 800 детей.
Не буду с Вами спорить, но, возможно, что не все торгующие являются иностранными трудовыми мигрантами.
Ежегодно Правительство России принимает постановление об установлении на соответствующий год допустимой доли иностранных работников, привлекаемых работодателями в отдельных видах экономической деятельности, в т.ч. числе и в торговле.
Законодательство также позволяет при наличии на рынке труда региона перекоса не в пользу россиян вводить запрет на выдачу патентов иностранцам по той или иной профессии, в той или иной отрасли.
Мониторинг, проводимый нашим министерством, показывает, что в среднем в год доля иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории области, составляет менее 1% от числа занятых в экономике области.
Так что, на мой взгляд, провозглашенное Конституцией России приоритетное право граждан России на занятие (замещение) вакантных рабочих мест соблюдается.
Наше министерство продолжает реализацию мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, посредством оказания информационно-консультационных услуг, обучения безработных граждан профессиям, способствующим занятию предпринимательством, предоставления финансовой помощи безработным гражданам, желающим организовать собственное дело.
Данные мониторинга свидетельствуют, что около 60% граждан, открывших собственное дело с финансовой поддержкой службы занятости населения, в настоящее время продолжают успешно заниматься бизнесом.
Например, в 2014 году жительница Лысогорского района получила субсидию на организацию мойки автомобилей. Бизнес успешно развивается. В настоящее время предпринимательница открыла кафе с благоустроенной территорией. В 2016 году в Новоузенском районе безработный гражданин открыл кафе быстрого питания (фасфуд). На сегодняшний день предприниматель успешно работает в этой сфере и принимает на работу продавцов и поваров. В последствии им были открыты еще две торговые точки.
В 2020 году безработным гражданам также предусмотрена единовременная финансовая помощь в размере 4-кратной максимальной величины пособия по безработице.
Министерство занятости, труда и миграции области в рамках своих полномочий, связанных с вышеперечисленными сферами, осуществляет межведомственное взаимодействие со многими министерствами, как социального, так и экономического блока.
Наше министерство не является ориентированным в своей деятельности на решение только социальных проблем.
Например, в настоящее время в приоритете решение задач более широкого диапазона – экономических и демографических.
Поэтому объединение ведомств в ближайшее время не запланировано.
При этом будут совершенствоваться и механизмы социальной поддержки граждан, которые по независящим от них причинам оказались в трудной жизненной ситуации и попали в категорию бедных.
Согласно федеральному законодательству прожиточный минимум в регионах предназначается для оценки уровня жизни населения и оказания государственной социальной помощи малоимущим категориям граждан.
Общие принципы формирования потребительской корзины в регионах определяются Правительством Российской Федерации. В настоящее время на федеральном уровне ведется работа по пересмотру методики формирования потребительской корзины в субъектах Российской Федерации, что повлияет на увеличение прожиточного минимума и, соответственно, большее количество граждан сможет воспользоваться мерами социальной поддержки.
В настоящее время приоритетом в работе Правительства области также является повышение заработной платы работников.
В отношении работников государственных и муниципальных учреждений принято решение о дополнительном повышении заработной платы с 1 октября 2019 года – на 9% (вместо ранее запланированного на 3,9%), увеличены целевые ориентиры по «указным» категориям работников.
Совместно со сторонами социального партнерства области (работодателями и профсоюзами) проработаны возможности ежегодного роста заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики не менее чем на 10%. На постоянной основе ведется работа с руководителями предприятий и организаций области по повышению заработной платы работников.
Расходы Пенсионному фонду РФ возмещаются ежемесячно за пенсии, фактически выплаченные гражданам, которым пенсия назначена досрочно.
Сегодня наличие миграционной убыли населения характерно не только для Саратовской области, но, к сожалению, и для многих регионов.
Решение проблемы сохранения и привлечения в область трудовых ресурсов не возможно только силами нашего министерства, потому что носит комплексный характер.
Как я уже отмечала выше, в снижении миграционного оттока большую роль играет наличие постоянной, достойно оплачиваемой работы.
Каждый из нас должен понимать, что субъективно, но оказывает влияние на многие трудовые и связанные с ними миграционные процессы.
Приведу пример. Работник, занятый в неформальном секторе, способствует тому, что ограничивает себя в защите своих трудовых прав сейчас, лишает себя в защите государства и мерах поддержки в будущем, в целом ежемесячно снижает доходы области, государства, которые должны были бы идти на развитие производства, создание качественных рабочих мест, улучшение инфраструктуры территорий, оказание мер социальной защиты – на все то, что способствовало бы снижению миграционного оттока.
Поэтому, решение проблемы я вижу только в одновременной реализации трех составляющих: эффективных мер государства по поддержке занятости и использованию трудового потенциала области – роста социальной ответственности бизнеса – личного вклада каждого в развитие легальных трудовых отношений.
Кроме того, законодательством о занятости запрещается распространение информации о вакансиях, содержащей ограничения дискриминационного характера, в том числе по возрасту.
Выше я информировала о том, что сегодня в базе данных службы занятости информация о 28 тыс. сводных рабочих мест, 45 % из которых приходится на вакансии для ИТР и служащих, в т.ч. для специалистов с высшим образованием.
Что касается организованной миграции невостребованных квалифицированных специалистов в экономически развитые регионы с достойным уровнем оплаты труда, то такой программы в настоящее время не реализуется.
Для сведения сообщаю, что в части повышения трудовой мобильности граждан (не носящей организованный характер) Правительством России утвержден Перечень приоритетных регионов для трудовых перемещений. В него вошли 18 субъектов, в основном – северные: Бурятия, Коми, Якутия, Красноярский край и др.
В связи с этим, желающие и имеющие профессии (специальности), востребованные инвестиционными проектами в этих регионах, могут переехать, как участники программы повышения трудовой мобильности. Соответственно, таким участникам предоставляются меры поддержки.
Приоритетами в реализации мероприятий национальных проектов остаются повышение конкурентоспособности граждан и сохранение рабочих мест.
В следующем году продолжится работа по обучению граждан старшего поколения. Обращаю внимание: если в этом году возможность пройти обучение имели граждане предпенсионного возраста (за 2 года до наступления страховой пенсии), то в 2020 году обучение станет доступным с 50 лет. Обучение смогут пройти как ищущие работу, так и состоящие в трудовых отношениях.
Будет продолжена работа по обучению женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. В следующем году эта работа будет расширена. Возможность обучения получат женщины, имеющие детей дошкольного возраста, не состоящие в трудовых отношениях и обратившиеся в органы службы занятости в целях поиска работы.
Увеличатся объемы предоставления субсидий предприятиям, осуществляющим модернизацию производства, на обучение работников предприятий.
Пользуясь случаем, приглашаю всех заинтересованных граждан и работодателей принять участие в мероприятиях по обучению в рамках национальных проектов.
Центр занятости оснащается современной системой «электронной очереди». В ЦЗН будут расположены прогрессивные информационные терминалы, позволяющие получить бесплатный доступ к электронным сервисам, таким как портал «Работа в России», «Портал государственных услуг Российской Федерации», «Онлайн-инспеция.РФ», сети Skillsnet и другим.
Для новой модели центров занятости населения предусматривается около 20 основных направлений работы, в рамках которых будут реализовываться, помимо стандартных, свыше 50 новых государственных услуг и функций, в том числе других поставщиков услуг, по типу МФЦ.
При согласии клиентов службы занятости населения будет осуществляться автоматическое смс-информирование о времени очередного визита в пилотный центр занятости, появлении подходящей вакансии или о проведении специальных мероприятий.
В целях оценки эффективности использования бюджетных средств на реализацию мероприятий по обучению граждан предпенсионного возраста Минтрудом России разработан специальный показатель. Он рассчитывается как доля занятых в численности лиц предпенсионного возраста, прошедших обучение.
В настоящее время этот показатель составляет 90,5 % (норматив, утвержденный на федеральном уровне – 85%).
Начну с ответа на последнюю часть вопроса. Дочь живет, работает и воспитывает дочку совместно с мужем в Саратове.
Будущее детей в приоритетном порядке связано с нашим городом. Но это, безусловно, зависит от наличия работы и качества жизни. И я уверена, что дальнейшее развитие нашей области будет способствовать реализации этого приоритета.
Поэтому, когда говорят о векторе, направленном в сторону повышения благосостояния области, я очень позитивно отношусь к этому. Считаю, что каждый в большей или меньшей степени может и должен участвовать в этом процессе.
Профобучение могут пройти как работающие предпенсионеры, на обучение их направляет работодатель, так и ищущие работу через центр занятости населения (во время обучения им выплачивается стипендия в 11 280 рублей).
В этом году в Саратовской области обучение проводилось по более чем 200 образовательным программам. Чаще всего граждане предпенсионного возраста направлялись, с учетом требований работодателей, на обучение по профессиям: социальный работник, охранник, оператор котельной, повар, тракторист, воспитатель, учитель – логопед, водитель (категории С, Е), слесарь аварийно-восстановительных работ, электрогазосварщик, бухгалтер, библиотекарь и др.
Если у Вас есть желание пройти переобучение, то нужно обратиться в ЦЗН по месту жительства и представить следующие документы – паспорт, трудовую книжку, документ об образовании (квалификации). Обучение будет организовано в новом году.
Предложения формируются на основании заявок работодателей о потребности в привлечении иностранных работников, которые поступают в Министерство. Решение принимается коллегиально межведомственной комиссией.
Участие в этой процедуре каких-либо фирм и сторонних организаций не предусмотрено.
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте