Сегодня на сайте ИА "Взгляд-инфо" начался прием вопросов для онлайн-конференции члена-корреспондента Российской академии наук Дмитрия Трубецкова.
Бывший ректор СГУ готов ответить на широкий круг вопросов читателей (начиная от реформы образования и РАН, заканчивая философской проблематикой), а также выслушать предложения.
Прием вопросов завершится в 10.00, во вторник, 21 января.
Обращаем внимание аудитории на то, что осуществляется премодерация.
Биография
Дмитрий Иванович Трубецков родился 14 июня 1938 г. в Саратове. Отец – шофёр, мать – домохозяйка. В 1955 г. окончил с золотой медалью среднюю школу №19 г. Саратова и поступил на физический факультет Саратовского университета, который с отличием закончил в 1960 г. В тот же год поступил в аспирантуру к профессору В.Н. Шевчику. В 1965 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1978 г. - докторскую и в 1980 г. стал профессором. С 1981 г. возглавляет кафедру электроники (ныне - электроники, колебаний и волн). В 1991 г. избран членом-корреспондентом РАН.
С 1994 по 2003 годы Дмитрий Иванович занимал должность ректора Саратовского государственного университета.
Он был инициатором развития на кафедре нового научного направления - нелинейной динамики, что впоследствии привело к созданию в 1994 г. нового факультета – нелинейных процессов (ФНП) – единственного в России. Сотрудниками факультета был разработан стандарт новой специальности – “Физика открытых нелинейных систем” с квалификацией "Физик – “системный аналитик”, которая в качестве экспериментальной введена Минобразования РФ в СГУ. Большую роль сыграл он и при создании в университете Научно-образовательного института “Открытые системы”, в состав которого входят Лицей прикладных наук, ФНП, отделение НИИ естественных наук и редакционно-издательский центр. Д.И. Трубецков является заместителем главного редактора Всероссийского научно-технического журнала “Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика”, который широко известен в России и за рубежом. Он член редакционной коллегии журнала “Известия высших учебных заведений. Радиофизика”. Особое место в его жизни занимает Лицей прикладных наук, одним из создателей и преподавателей которого он является.
Под его руководством защищены 37 кандидатских диссертации, 4 его ученика стали докторами наук. Научная деятельность Д.И. Трубецкова в результате конкурсного отбора неоднократно признавалась ведущей научной школой России. Его научно-педагогический коллектив также признавался ведущим в стране. За создание системы естественного образования для гуманитариев ему в 2000 г. присуждена премия Президента в области образования.
Дмитрий Иванович был одним из инициаторов и организаторов зимних школ по электронике СВЧ и радиофизике, школ “Хаотические автоколебания и образование структур”, межвузовских конференций по СВЧ электронике, школ “Нелинейные дни в Саратове для молодых, рабочих групп “Нелинейная динамика в гуманитарных и общественных науках”.
Д.И. Трубецков – заслуженный деятель науки РФ, четырежды Соросовский профессор. Он является действительным членом Российской Академии естественных наук и Международной Академии наук высшей школы, а также членом IEEE (США).
Награжден орденом “Знак Почета” и медалью “За освоение целинных земель”, почетный гражданин города Саратова.
#1 гога Саратов 16 января 2014
Как вы думаете ...Зачем Саратовским чиновникам кандидатские дисертации ? Деньги девать не куда или амбиции "ученых"
Думаю, что для лишней строчки в визитной карточке. Кроме того, чиновник начинает думать, что он и вправду кандидат или доктор наук.
#2 Андрей Саратов 16 января 2014
Дмитрий Иванович. Как вы относитесь к изменению системы финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований? В частности к тому, что теперь деньги на эти цели нельзя будет выделять из федеральных целевых программ, а можно будет получать только за счет грантов (такое поручение Правительству РФ сегодня дал Президент Владимир Путин)? Не нанесет ли это новшество очередной удар по науке?
Использую вторую часть Вашего вопроса: «…новшество нанесёт очередной удар по науке». Выделение из ФЦП финансовых средств на фундаментальные и поисковые исследования и передача их в новый фонд с увеличенным объёмом финансирования одного гранта с одновременным уменьшением их числа приведёт к сокращению числа грантополучателей, круг которых может оказаться очень узким.
#3 Александр Евпатория 16 января 2014
Все частицы состоят из…
Все частицы состоят из нейтрино и антинейтрино. Это, и есть, самые элементарны частицы. Из антинейтрино состоит электрон, Из нейтрино состоит позитрон. Из электрона, позитрона, нейтрино и антинейтрино состоит фотон. Если есть две свободные частицы нейтрино и антинейтрино, то они объединяются в одну общую частицу.
Масса нейтрино равна 7, 5748782 × 10-35кг, масса антинейтрино равна 7, 5748782 × 10-35кг. Масса электрона и позитрона давно известна и равна 9,10938291 × 10-31кг. Сравним на сколько ошибаемся с официальными данными, в результате подсчёта количества частиц. Количество частиц в одном электроне равно 12026, следовательно, масса электрона равна
7, 5748782 × 10-35кг × 12026 = 9,1094586 × 10-31кг
Количество частиц в одном позитроне равно 12026, следовательно, масса позитрона равна
7, 5748782 × 10-35кг × 12026 = 9,1094586 × 10-31кг
В одном фотоне находится 24054 частицы, 12026 нейтрино и 12026 антинейтрино, это в электроне и позитроне и плюс ещё нейтрино и антинейтрино. Масса фотона равна
7, 5748782 × 10-35кг × 24054 = 18,220612× 10-31кг
Подсчитаем массу фотона более точно, используя известные массы электрона и позитрона и найденные массы нейтрино и антинейтрино
(9,10938291 × 10-31кг × 2 ) + (7, 5748782 × 10-35кг × 2) = 18,220281× 10-31кг
Массу нейтрино 7, 5748782 × 10-35кг, массу антинейтрино 7, 5748782 × 10-35кг можно рассматривать только, как среднюю расчётную величину, так как она изменяется, так как и заряды, от 0 до 15,149756 × 10-35кг. Масса нейтрино и масса антинейтрино переходят в заряды, а заряды переходят в массу. Так как они всё время совершают колебания, работает принцип дополнительности и сохранения энергии и массы.
(9,10938291 × 10-31кг × 2 ) + (15,149756 × 10-35кг × 2) = 18,2217958 × 10-31кг
Этот результат примем, как максимальную массу фотона. Масса фотона изменяется в каждые четверть периода от нуля до максимальной, или почти до максимальной, так как колебания нейтрино и антинейтрино изменяют их массу, и совпадает их кратность частоты с максимумом массы электрона и позитрона, и как часто, пока вопрос?
Электрон состоит из 12026 антинейтрино. Заряд электрона равен
-1,602176565(35) × 10-19Кл.
Позитрон состоит из 12026 нейтрино. Заряд позитрона равен
+1,602176565(35) × 10-19Кл.
Следовательно, средний расчётный заряд антинейтрино равен
-1,602176565(35) × 10-19Кл. : 12026 = -1,3322605 × 10-23Кл.
Средний расчётный заряд нейтрино равен
+1,602176565(35) × 10-19Кл. : 12026 = +1,3322605 × 10-23Кл.
Почему определены средние расчётные заряды нейтрино и антинейтрино, потому что заряды постоянно изменяются, так как нейтрино и антинейтрино находятся в колебательном состоянии.
Заряд антинейтрино изменяется от 0 до -2,664521 × 10-23Кл.
Заряд нейтрино изменяется от 0 до +2,664521 × 10-23Кл.
Все остальные частицы состоят из наибольшего числа входящих в частицу фотонов, одного электрона или позитрона, одной или нескольких пар нейтрино с антинейтрино и одного нейтрино или антинейтрино. Это общая схема подхода к рассмотрению состава частиц. Рассмотрим частные случаи. Частица состоит из фотонов. Частица состоит из фотонов и позитрона, Частица состоит из фотонов и электрона. Частица состоит из фотонов, позитрона и нейтрино. Частица состоит из фотонов, электрона и антинейтрино. Частица состоит из фотонов, электрона одной или нескольких пар нейтрино и антинейтрино. Частица состоит из фотонов, позитрона одной или нескольких пар нейтрино и антинейтрино. Частица состоит из фотонов, электрона одной или нескольких пар нейтрино и антинейтрино, и антинейтрино. Частица состоит из фотонов, позитрона одной или нескольких пар нейтрино и антинейтрино, и нейтрино. Пользуясь этой схемой, зная массу частиц, рассмотрим некоторые известные «элементарные» частицы.
Лептоны. Мюон состоит из 103 фотонов и в зависимости от знака заряда из одного электрона или одного позитрона.
Таон состоит из 1743 фотонов и в зависимости от знака заряда из одного электрона или одного позитрона.
Мезоны. Пион с нулевым зарядом состоит из 132 фотонов. Пион с отрицательным зарядом состоит из 136 фотонов и одного электрона. Пион с положительным зарядом состоит из 136 фотонов и одного позитрона. Каон с нулевым зарядом состоит из 487 фотонов. Каон с отрицательным и положительным зарядом состоит из 483 фотонов и одного электрона или позитрона. Эка-мезон состоит из 536 фотонов и одного электрона. Андроны. Барионы. Гипероны: Лямбда состоит из 1091 фотона. Сигма с нулевым зарядом состоит из 1167 фотонов. Сигма с плюсовым зарядом состоит из 1163 фотона плюс один позитрон. Сигма с минусовым зарядом состоит из 1171 фотона плюс один электрон. Кси с нулевым зарядом состоит из 1286 фотонов. Кси с отрицательным зарядом состоит из 1292 фотона плюс один электрон. Омега с отрицательным зарядом состоит из 1636 фотонов плюс одного электрона.
Это предположение выведено в результате анализа таблицы по массе и заряду и не претендует на точность, так как точно измерить массы частиц, вероятнее всего, невозможно. Да и в разных источниках эти данные отличаются. Использовалась таблица из интернета c сайта dop.on.ufanet.ru/13files/image049.gif
24. 03. 2013 г.
Автор А.Т. Дудин.
Очень хочется узнать Ваше мнение по этому вопросу. С уважением А.Т.Дудин.
Уважаемый Александр! Я не являюсь специалистом в области физики элементарных частиц, однако, Ваши рассуждения вызвали у меня недоумение. Не обижайтесь, но я рекомендую Вам несколько книг одного из крупнейших наших физиков – теоретиков Льва Борисовича Окуня:
- Окунь Л.Б. Азы физики. Очень краткий путеводитель. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2012, 168с.
- Окунь Л.Б. Элементарное введение в физику элементарных частиц (альфа, бета, гамма…z). – М.: Наука, 1985, ФИЗМАТЛИТ, 2006.
В этих книгах Вы найдёте дополнительную библиографию.
#4 Экс-аспирант Саратов 16 января 2014
Увадаемый Дмитрий Иванович!
Позвольте спросиь у Вас на так сильно интересующее событие ВСЁ население нашего города: по какой же причине ваш коллега Коссович покинул такой уважаемый пост - РЕКТОРА Саратовского государственного университета?
В соответствии с правилами Минобрнауки ректор может занимать свой пост до шестидесятипятилетнего возраста. Профессору Коссовичу в 2013 году исполнилось 65 лет. Минобрнауки имеет право на продление срока пребывания на посту ректора. В данном случае продления не было.
#5 Доцент Саратов 16 января 2014
А почему наш экс-экс-эксгубернатор Д.Ф. Аяцков "приобрёл" себе такое почётное научное звание - ПРОФЕССОР исторических наук (цитирую его радостное восклицание!)?
Ну... Неужели ему за это "в зарплате добавилось"?
Практически во всех станах мира действует одноступенчатая система присвоения учёных степеней. Степень одна – PhD (доктор философии), а у нас кандидат наук и доктор наук, а потом следуют звания – доцент, профессор. Звание профессор является почётным во всём мире. Кроме того, оно позволяет в ряде случаев занимать высокие должности.
#6 Пролетарий Саратов 16 января 2014
А вправду... Тот ректор Коссович заставлял "делиться" строителей возводимого X корпуса СГУ?
Уж не один раз нам про это наш начальник-хозяин Березовский рассказывал!...
X корпус был построен при моём ректорстве. Я не заставлял «делиться» строителей, что может подтвердить и, как Вы пишете, Ваш хозяин А.А. Березовский, он продолжал работать в СГУ и при ректоре Коссовиче (строительство других объектов). Каковы были взаимоотношения со строителями этот период, я не знаю.
#7 Алиев Саратов 16 января 2014
А не подскажите, господин профессор (поверьте - это я пишу с чистым уважением!) - неужели ваш "последователь" Коссович при переносе олимпийского флага на прошедших выходных, что ли... Уронил это святое на мокрой дороге нашего города?
Не могу ответить, поскольку узнал об этом только из Вашего вопроса
#8 Алексей Саратов 16 января 2014
Здравствуйте! Скажите, считаете ли вы результаты ЕГЭ эффективным "фильтром" для абитуриентов вузов?
Я не считаю ЕГЭ эффективным фильтром для абитуриентов вузов и всегда был и остаюсь непримиримым противником этой формы экзамена. Могу привести много примеров, когда поступивший в вуз с высоким баллом ЕГЭ очень смутно представляет азы школьной программы по физике и математике. Он плохо излагает свои мысли устно и вообще не умеет изложить их письменно (ведь у него не было ни изложений, ни сочинений). Почему? Потому, что система обучения отвечать на вопросы, расставляя крестики, а не задавать их, убила его природный интеллект. А ведь интеллект – это способность вырваться за приделы образовательной программы, способность размышлять, спорить, отстаивать своё мнение… Но ИНТЕРНЕТ – дети задают вопросы только ему – волшебнику по имени ИНТЕРНЕТ. Какие? Недавно перечень запросов школьников разных стран привёл профессор Г.Г. Малинецкий (НИИ Прикладной математики им. Л.В. Келдыша), взяв для конкретности систему Google по запросу «наука». Вот самые популярные запросы в мире: испаноязычный вариант: математика, Луна, клетка, Википедия, ДНК, химия, математические игры, физика, большой взрыв. США: математика, Луна, наука, математические игры, занимательная математика, калькулятор, занимательные математические игры, химия, периодическая система элементов. Акцент ясен: математика и естественные науки.
Российская федерация: ЕГЭ, ГДЗ (готовые домашние задания), решебник, результаты ЕГЭ, Википедия, ЕГЭ по русскому, ЕГЭ-2013, алгебре, ГДЗ по математике. Согласитесь, разительное отличие. По Далю человек с подобными запросами – «…непросвещённый, не читающий, не книжный, без понятий об истине и долге».
Несколько примеров действия аналогов ЕГЭ в других странах. Первые аналоги появились во Франции в 1968 году под тем же лозунгом, что и в России, - обеспечить доступность высшего образования для всех. Но уже через 7 лет от этой системы пришлось отказаться, поскольку введение ЕГЭ привело к деградации всей системы высшего образования Франции. Большая часть бюджетных мест оказалась занята недоучками «чудом» блестяще сдавшими тесты. Произведённый отсев (а у нас этого делать нельзя, потому что нужно сразу сокращать и число преподавателей) привёл к резкому уменьшению числа выпускников.
В те же годы тестовая система была введена в США и потерпела крах, приведя к неадекватной системе оценки знаний ученика по тестам и значительным упрощениям в содержании образования. При Бараке Обаме была начата национальная программа по отказу тестовых систем, убивающих творческую жилку в мыслящих молодых людях. Увы, когда передовые страны уходят от тестов обратно, Россия вместе со слаборазвитыми всё ещё идёт туда.
Простите за многословный ответ, но для меня ЕГЭ – большой вопрос
#9 Алексей Саратов 17 января 2014
Дмитрий Иванович, как Вы думаете, в какую сторону развивается университет, как меняется атмосфера в вузе? Я, к счастью, успел учиться на "старом" истфаке и, спасибо Вам большое, успел при Вас поступить в аспирантуру. Сейчас занимаюсь коммерческой наукой, никак не связан с СГУ, но вспоминаю, как Вы при награждении лучших студентов Вы читали стихи и дарили цветы. Я был только в качестве зрителя, но присутствовать было приятно) К сожалению, не представляю этого в сегодняшнем исследовательском университете. Возможно, ошибаюсь. Как Вы оцениваете изменения в психологической атмосфере в научной среде сегодняшнего Университета?
Уважаемый Алексей! Как Вы знаете в университете новый ректор – Алексей Николаевич Чумаченко. Вы – историк, поэтому лучше меня понимаете, что новому руководителю положены хотя бы его сто дней, чтобы о чём-то судить. Давайте подождём и пожелаем ему успехов в создании университетского климата, где люди не делятся на друзей и врагов. Спасибо Вам за добрые слова в мой адрес.
#10 Обманутый СГУ дольщик Саратов 17 января 2014
Уважаемый Дмитрий Иванович. Еще при Вас выделялся зем. участок ЖСК "Университет-97". Прошло уже долгих 17 лет с того времени. Была огромная задержка 8 лет до сдачи дома. И вот теперь пошел второй год, как мы жильцы не можем оформить квартиры в свою собственность. Руководство СГУ не желает предоставить в Росреестр документы. Некрасивая получилась история с данным домом, а задержка в оформлении регистрации собственности со стороны СГУ не делает чести Вашему т.н. Национальному Университету.
К сожалению, в должности заведующего кафедрой я не могу Вам ничем помочь. Считаю, что Вам следует обратиться непосредственно к ректору СГУ.
#11 Владимир Саратов 17 января 2014
Дмитрий Иванович. Согласно опросу, проведенному в прошлом году ВЦИОМ, жители России на первое место по уровню доверия поставили учителей и ученых. Однако в рейтинге престижности ученые и педагоги заняли последнее место. Почему государство, постоянно реформируя образование, не занимается поднятием престижа работников образования? Забитый и нищий учитель удобнее независимого и обеспеченного?
Ответ на Ваш последний вопрос дал древнекитайский мыслитель Лао-Цзы: «Когда народ много знает, им трудно управлять».
Справедливости ради следует заметить, что зарплаты учителей стали немного выше, но их «задавили» бумагами, портфолио, отвлечением детей от учёбы на ненужные мероприятия (ненавижу это слово) и т.п.. Бесконечные реформы в образовании (вспомните только ЕГЭ) практически приводят к его уничтожению. Ещё хуже дела обстоят в науке. Достаточно упомянуть Закон о реформировании Российской Академии наук, убивающий Российскую науку.
Ответил Вам и вспомнил, что близкий вопрос корреспондент газеты «Троицкий вариант» задавал замечательному писателю, выпускнице биофака МГУ, два года проработавшей в Институте общей генетики АНСССР Людмиле Улицкой. Он звучал так: «Есть ли что-то в науке и образовании, что даёт Вам надежду? Что больше всего тревожит?» Приведу её ответ, поскольку он лучше моего, хотя ответы и созвучны.
«…Уничтожается и сама профессия педагога, делается это скорее по неразумию, чем сознательно, но результат весьма заметен: всё меньше способных ребят хотят идти в педагогические вузы. Профессия стала особенно непристижной (да престижной она никогда и не была), малооплачиваемой, во многом унизительной. Это про педагогическую профессию.
А уж про учёных и говорить нечего. Когда-то научная работа была элитарным, интеллектуальным, почитаемым занятием. Сегодня только энтузиасты (или «ботаники») идут в научные институты. Сегодняшнее поколение более прагматично, чем наше, и наиболее способные идут в области, где больше платят…Это печально. Общество, в котором плохо поставлены образование и наука обречено на деградацию. О каких надеждах может идти речь?»
И далее:…холодное отношение общества к этим важным сторонам жизни страны говорит о качестве общества. Оно равнодушное, трусливое, эгоистичное. Это – мы. Посмотрим в глаза правде. Общество создало это государство, и пока не изменится общество, не изменится и наше государство. У этого кольца нет конца, но катится колечко в плохом направлении».
#12 Михаил Саратов 17 января 2014
Газета Богатей неоднократно публиковала данные о коррупции в СГУ. Насколько, на Ваш взгляд, правдива эта информация? Верите ли в невиновность г-на Коссовича?
Я не могу судить о виновности или невиновности любого человека на основании газетных статей.
#13 Екатерина Саратов 17 января 2014
Уважаемый Дмитрий Иванович! Кого бы Вы назвали Человеком 2013 года? Какое событие (в мире науки, культуры, страны, мира) - Событием года? И какая книга (или писатель) стали для Вас Открытием года? Заранее благодарю за ответы.
Людьми года я назвал бы двух Нобелевских лауреатов – Франсуа Энглера (Бельгия) и Питера Хиггса (Великобритания), а присуждение премии за предсказание бозона Хиггса именно им – событием года. Они предсказали, что пространство нашей Вселенной заполнено неким полем, которое воздействует на частицы таким образом, что они становятся массивными. В 1964 году Браут, который к сожалению не дожил до высокого признания, и Энглер и независимо Хиггс опубликовали механизм возникновения калибровочных полей из-за ненулевого скалярного поля, заполняющего пространство. Хиггс к тому же ясно заявил, что этому полю должна соответствовать частица – бозон. Механизм Хиггса стал элементом теории слабых взаимодействий, а позже выяснили, что он даёт массы электронам, кваркам. Благодаря полю Хиггса и существует наш комфортабельный мир: во Вселенной с безмассовыми частицами жизнь немыслима.
В мире культуры я выделил бы четыре удивительных телевизионных монолога Даниила Гранина, появившихся в связи с его 95-летием. Особенно запомнилась передача о чести и о долге. Самая главная мысль: в нашем обществе утрачена нравственная категория – репутация, которая никак не связана с занимаемым постом, званиями, наградами, близостью к начальству. Сказал он и об отношении к интеллигенции, которая в своё время боролась с лысенковщиной и поворотом рек и была услышана. А сейчас в борьбе с ЕГЭ её не услышал никто. Говорил он и о рукопожатстве: трудно заставить себя не подать руки мерзавцу, но это необходимо.
Сильное впечатление оставила книга Людмилы Улицкой «Детство 45-53: а завтра будет счастье», поскольку в ней моё детство.
Я назвал события с плюсом. Были и события резко отрицательные – антисобытия. Самое опасное и для страны, и для мира – принятие Государственной Думой закона о реорганизации Российской Академии наук, который уничтожает науку России. Антигерои года – проповедники этого закона - Ливанов, Голодец, Фурсенко, Велихов. Наверное были и другие.
Правда, это антисобытие привело к сближению старшего и молодого научных поколений, к единению научного сообщества, в частности, к проведению августовской конференции научных работников.
Трагическим событием года стали террористические акты в Волгограде.
#14 Елена Саратов 17 января 2014
Дмитрий Иванович, как вы относитесь к новому перечню направлений подготовки и специальностей, который был создан рабочей группой по модернизации содержания образования при Департаменте государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России совместно с экспертами Ассоциации классических университетов России. Для нас преподавателей он означает переписывание (пятый раз: два стандарта специалитета, три стандарта бакалавриата) УМК. С уважением, Ваша коллега.
Плохо отношусь, поскольку многократно переделанные стандарты стали во многом убогими, в ряде случаев (особенно в стандартах для бакалавриата) потеряна причинно-следственная связь блоков, необоснованно выброшены некоторые дисциплины, а главное: чрезвычайно сложно работать одновременно по пяти стандартам. Однако, боюсь, что ретивые реформаторы не остановятся на достигнутом.
#15 Владимир Саратов 18 января 2014
Как Вы считаете; можно ли без БАЗОВОГО(не заушного) исторического образования стать Доктором исторических наук?
Думаю, что невозможно стать доктором наук в любой области знаний без базового образования. Но положительные флуктуации возможны: великий физик – академик Зельдович и не менее великий математик – академик Гельфанд не имели высшего образования. Однако, повторюсь, это – флуктуации.
#16 Сотрудник 18 января 2014
Есть обоснованное мнение, что новый ректор Чумаченко всего лишь символ этой должности, а фактически ставленник Коссовича и его семьи, реализующий их и собственные финансовые интересы. Что принципиально нового появилось в СГУ после смены Коссовича? Как известно, даже свой кабинет Коссович новому ректору не уступил. И еще, насколько отчетные цифры по НИУ за 2013 год соответствуют действительности. По СГУ ходит информация о том, что многие показатели дутые, рождены в кабинете Захаровой-Венига, сколько можно обманывать министерство? С 2014 года НИУ должно жить на результаты финансовых вложений за предыдущие 3 года, на что собирается жить СГУ?
В ответе на вопрос №9 я уже касался данной темы. Замечу, что при новом ректоре произошли изменения в руководстве научным блоком: новым проректором стал к.ф.м.н, А.В. Стальмахов, а начальником НИЧ – д.ф.м.н, профессор А.А. Короновский. Насколько мне известно, готовятся и другие изменения в этом блоке. Что касается вопросов о «дутых показателях» и жизни НИУ на финансовые вложения за предыдущие 3 года я не могу ответить, поскольку не владею соответствующей информацией.
#17 Юрий (СГУ) 18 января 2014
Уважаемый Дмитрий Иванович, ответьте откровенно: имеют ли физики, химики, математики университета в массе своей выдающиеся достижения, по сравнению с гуманитариями (филологи, историки, философы и т.д.), чтобы сумма их стимулирующей надбавки к окладу, согласно спущенным критериям рейтинга преподавателей, была в среднем в разы большей? Естественно, пока еще на практике нет, но такая ситуация, судя по лихорадочным подсчетам, ведущимся сейчас в структурным подразделениях, воможна. Не возникнет ли в университетете впервые не образный, а реальный конфликт между "физиками и лириками"?
Я считаю, что большая разница в рейтинговых цифрах естественников и гуманитариев состоит в неправомерности применять к ним одинаковые критерии.
В ответе на вопрос № 13, ссылаясь на Даниила Гранина, я упоминал, что в нашем обществе утрачена нравственная категория – репутация. Эта категория – одна из важнейших в науке. Она не связана ни со званиями, ни с занимаемой должностью, ни с цифрами рейтинга. Она просто или есть, или её нет, несмотря на обилие книг и статей. В Нижнем Новгороде у меня есть близкий товарищ, у которого нет даже кандидатской степени, но он – один из ведущих специалистов мира в своей области. Есть у меня такой ученик и в нашем университете. Поэтому я думаю, что не должно быть реального конфликта между «физиками и лириками». Тем более, что надбавки пока кажутся виртуальными.
#18 Павел Саратов 19 января 2014
Дмитрий Иванович, какое направление в физике, по Вашему мнению, сейчас является самым перспективным и актуальным для исследования? Будь у Вас неограниченное количество времени, изучением какого направления Вы бы занялись?
18. В современной естественно-научной картине мира выделяют три концепции:
1) Концепция расширяющейся Вселенной (сейчас с открытием тёмной энергии и тёмной материи говорят о раздувающейся Вселенной); развитие этой концепции связано с космологией и физикой элементарных частиц.
2) Нелинейная наука с акцентом на самоорганизацию, без которой немыслима и первая концепция.
3) Учение о биосфере и ноосфере. И здесь в центре исследований наука о сложности (так часто называют нелинейную науку); в этой концепции главными являются исследования нелинейных процессов в живых системах с акцентом на исследования мозга и нелинейной динамики общества.
Я занимаюсь нелинейными сложными системами и при неограниченном количестве времени продолжал бы этим заниматься в рамках второй и третьей концепций.
#19 Владимир Саратов 19 января 2014
Уважаемый Дмитрий Иванович как Вы думаете: Какие цели преследуют вполне состоявшиеся бизнесмены идя в депутаты, чиновники и прочая.... Ведь есть дело которое по логике должно отнимать много сил и времени, зачем идти в ПОЛИТИКУ?
Думаю, что для многих бизнесменов и чиновников участие в политике, соответствующей действиям власти – некий оберег от возможных непредсказуемых неприятностей. Для других – возможность прийти во власть. Для третьих – попытаться что-то изменить в этом мире из того, что им не нравится, сделать лучше. Но последних мало.
#20 Алексей Виуторович Саратов 19 января 2014
А отктровенно, Дмитрий Иванович, можете подтвердить... Что у Коссовича, во всяком случае, в последние годы его ректорства - его официальная зарплата достигала 300 (Триста) тысяч рублей в месяц?
При том, что молодые и развивающиеся доценты получают только 16-20 тысяч ркублей?
Не могу ответить на Ваш вопрос, поскольку не владею и не хочу владеть никакой информацией о чужих зарплатах.
#21 Надежда Саратов 20 января 2014
Здравствуйте. Как Вы считает, ecть ли конкретное лицо, которое придумало настоящую систему среднего школьного образования. Когда детей учат отдельным "нужным для поступления" предметам, а остальные предметы дети не знают. И как Вы думаете, к чему приведет это наших детей и страну?
Ответ на Ваш вопрос содержится в ответах на вопрос № 8 и частично №11. Простите, но я не хочу повторяться.
Насчёт конкретного лица не знаю, но апологеты ЕГЭ – ректор ВШЭ Кузьменков и научный руководитель ВШЭ – Ясин. Наверное была целая команда.
#22 Роман Саратов 20 января 2014
Уважаемый Дмитрий Иванович! Какие личные качества необходимо развивать современному студенту? Как стать конкурентоспособным, после вуза, на рынке труда?
Вы задали трудный вопрос. В самом широком смысле образование всегда имело отношение к действиям, а не к знанию. У замечательного датчанина Питера Хэйна, который писал четверостишия –груки, есть такой под названием "Учёный":
"Тот, кто ночами, забыв про кровать,
Усердно роется в книжной груде,
Чтобы ещё кое-что узнать
Из того, что знают другие люди".
Вот этого мало. Считаю, что путеводным лозунгом может быть такой: "Думай, читай и пиши, только не говори чужими словами и не думай чужими мыслями". В каком бы вузе или на каком бы факультете Вы не учились необходимо владеть компьютером, английским языком (а лучше и ещё каким-нибудь) и иметь понимание современной картины мира (естественно-научной или социальной). Тогда легче найти своё место в ней.
#23 Сергей 20 января 2014
Уважаемый Дмитрий Иванович!
Как-то имел честь познакомиться с Вами по пути следования в г. Москву. Хотел бы задать слегка философский вопрос. Как думаете, настанет время, когда быть ученым в России будет престижно?
Спасибо, успехов во всем. Вы настоящий ученый и образцовый ректор.
Жаль, что сейчас таких практически не осталось.
Уважаемый Сергей! С удовольствием вспоминаю наше короткое путешествие.
Спасибо за добрые слова в мой адрес. Надеюсь, что такое время наступит. Когда?
Прочтите, пожалуйста, приведённый мною ответ на вопрос №13 в той части, где я цитирую Людмилу Улицкую.
#24 выпускник саратов 20 января 2014
Дмитрий Иванович! Достаточно часто можно услышать мнение что, в кризисной ситуации СГУ много и Вашей вины. Достаточно вспомнить чехарду в ректорате при Вашем "правлении" или многих людей, вынужденных уйти из СГУ. Да и кандидатура Коссовича возникла при Вашем, скажем мягко, попустительстве. Многие проблемы нынешнего Университета имеют своими корнями Ваши непрофессиональные решения как ректора. Интересно узнать Вашу точку зрения.
Не буду излагать свою «точку зрения», поскольку подобное изложение выглядело бы как оправдание, а я не считаю нужным этого делать, особенно тогда, когда пишут «…достаточно часто можно услышать мнение» и т.п. Сколь часто и чьё? Последнее особенно важно.
Кстати, Гильберт писал, что, когда говорят "моя точка зрения", то это означает потерю горизонта – он превратился в точку. Я не хочу терять горизонт.
#25 Антон Саратов 21 января 2014
Дмитрий Иванович, скажите пожалуйста, как, на Ваш взгляд, сегодня сохранить в имидже российского научного работника черты прежнего советского интеллектуализма? Закваску тех времен, когда мы воспринимали университеты как храмы науки, а не офисы...И как с этих позиций нужно воспринимать кандидатам наук их ученые степени, которые в рамках нового федерального закона включились в структуру высшего образования?
Насколько мне известно, в настоящее время благодаря резкому протесту со стороны Союза ректоров России серьезно обсуждается отказ от идеи аспирантуры как третьего уровня образования, в рамках которой подразумевается необязательность защиты кандидатской диссертации. Есть надежда на спасение значимости диссертации. И еще 7 ноября 2013 года состоялась презентация проекта "Диссернет", которую можно рассматривать как сеанс разоблачения черной магии, шитой белыми нитками. Как пишет газета "Троицкий вариант" (№23, 19.07.2013 года): "Перед изумленной публики прошла вереница губернаторов, мэров, депутатов, судей и ректоров, чьи диссертации костюмы, пошитые по всем законам моды, улетучивались на глазах. Высокие персоны по истине разоблачались". Это тоже шаг к спасению значимости диссертации. Множество примеров на сайте "Диссернета". Чтобы повеселить Вас приведу две ссылки:
/
/http://cook.livejournal.com/202638.html
/
/http://ksonin.livejournal.com/484107.html
/
/По поводу первой части Вашего вопроса я лишь повторю отрывок из интервью Людмилы Улицкой в той же газете (я уже использовал его в одном из ответов, но повторю). Говоря об обществе, она пишет: "Оно равнодушное, трусливое, эгоистичное. Это – мы. Посмотрим в глаза правде. Общество создало это государство, и пока не измениться общество, не измениться и наше государство. У этого кольца нет конца, но катится колечко в плохом направлении".
/
/