Ветряк нам только снится

Кто и как использует возобновляемые источники энергии в Саратовской области

2279

2 ноября 2008, 14:19

Кто и как использует возобновляемые источники энергии в Саратовской области

41 год назад, 2 ноября 1967-го, состоялось торжественное перекрытие Волги, завершившее строительство одного из крупнейших действующих предприятий нашего региона - Саратовской ГЭС. В те годы страна жила в условиях госуправления, экономика в мире только становилась глобальной, поэтому и гидроэлектростанции были лишь одним из направлений развития советской энергетики. Вряд ли кто-то мог тогда представить, что спустя 40 лет мировые цены на нефть побьют все рекорды, и тема возобновляемых источников энергии станет одной из самых обсуждаемых и в мире, и в России. В начале минувшего лета, когда стоимость нефти пробила немыслимую еще несколько лет назад отметку в 130 долларов за баррель, аналитики начали наперебой предрекать, что не за горами и 150 долларов, и 200. Уже вскоре, из-за разрастания глобального экономического кризиса, динамика цен стала прямо противоположной. Но если вспомнить, что история развивается по спирали, то можно не сомневаться: альтернативная энергетика только набирает актуальность. Есть ли она на территории Саратовской губернии? Подробное исследование, предпринятое «Взглядом», привело к весьма любопытным результатам.

 

Говоря об альтернативной энергетике, обычно имеют в виду получение энергии из возобновляемых природных ресурсов, которые, в отличие от газа, угля, торфа и нефти, не кончатся на планете никогда. Это ветер, солнце, вода, геотермальные источники, приливы-отливы мирового океана.

Саратовская область – энергетический донор, один из ведущих регионов страны по наличию «традиционных» производств по выработке энергии. Казалось бы, нам-то зачем внимание к возобновляемым источникам? Тем не менее, и в этом направлении у региона есть некоторые достижения.

Надо отметить, что прежняя команда областной власти декларировала интерес к этому направлению задолго до того, как он стал предметом массовых публикаций в СМИ. «Технико-экономическое обоснование развития нетрадиционной энергетики» в Саратовской области было разработано институтом «ПоволжСЭП» еще в рамках губернаторской программы энергосбережения 1998-2005 годов. «Будущее Саратовской области - за альтернативной энергетикой», - заявил 5 лет назад, в 2003-м, прежний губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков на одной из встреч с бизнесом. В качестве альтернативы электроэнергии, вырабатываемой Саратовской ГЭС и Балаковской АЭС, он назвал солнечную и ветровую энергию, а также энергию волн. «Нужны лишь дельцы, которые взялись бы за освоение новых источников электроэнергии, а областная власть поможет им встать на ноги», - отметил глава региона. Интересно, что Саратовская ГЭС, также работающая на возобновляемом источнике, то есть, воде, губернатором воспринималась как «традиционная» энергетика. Кстати, не им одним и не только тогда. Но сам факт внимания к этой теме примечателен.

 

Энергия воды

Саратовская ГЭС – это, конечно, самый крупный и успешный местный проект использования возобновляемых источников энергии.

Ее строительство 40 с лишним лет назад было таким масштабным, что его объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. А сама площадка стала своеобразным экспериментальным полигоном, на которой отрабатывались последние достижения технической мысли. Многое в СССР было испробовано впервые именно на нашей ГЭС. Впервые в советском гидростроительстве использовался сборный железобетон - блоки по 200 тонн весом каждый, и мощные козловые краны для их установки. Для станции были сконструированы особые поворотно-лопастные турбины, низконапорные гидрогенераторы и уникальные горизонтально-капсульные гидроагрегаты.

Здание гидроэлектростанции тоже имеет уникальную конструкцию: оно совмещено с напорными водосбросными галереями, подводящим и отводящим каналами (отдельной водосливной плотины нет). А машинный зал имеет наибольшую длину среди волжских ГЭС - 990 м.

Кроме выработки дешевой электроэнергии с помощью сооружения гидростанции были решены и другие важные проблемы региона: развитие судоходства, орошение и освоение новых земель, контроль над ходом половодий.

Сегодня Саратовская ГЭС, работающая в составе ОАО «РусГидро», – не только градообразующее предприятие Балаково, но и один из крупнейших источников бюджета и инвестиций для всего региона. Только за январь-сентябрь этого года предприятие перечислило в консолидированный областной бюджет более полумиллиарда рублей налогов.

За 9 месяцев станция выдала в энергосистему свыше 5,3 миллиардов кВтч электроэнергии. Примечательно, что этот показатель, почти на 20 % превышающий среднемноголетние значения, был достигнут, несмотря на маловодный период на Волге и обширную программу реконструкции, которая реализуется на станции. За 9 месяцев на нее было потрачено свыше 705 млн. рублей. Причем эта программа – самая масштабная среди действующих гидростанций ОАО «РусГидро», объем инвестиций только в этом году должен составить более миллиарда рублей.

 

Вперед на… сахаре

С использованием других возобновляемых источников ситуация в Саратовской губернии более сложная.

Начнем с биотоплива. Прежняя областная власть так долго пыталась убедить нас, что область «впереди России всей» чуть ли не по всем направлениям, что теперь подобные тезисы обычно вызывают горькую усмешку. Но, как это не забавно, в сфере производства биотоплива Саратовская губерния действительно начала изыскания гораздо раньше многих регионов страны.

Как рассказал «Взгляду» заместитель директора Института сорго и кукурузы Анатолий Ишин, в этом учреждении еще в 80-е годы прошлого века была создана пилотная малотоннажная установка по производству этилового спирта (этанола), причем единственная в своем роде. Дело в том, что в мире этанол делают в основном из зерна. А саратовцы придумали, как гнать его из… сахарного сорго. В институте, который (как видно из названия) занимается изучением этого растения, существовало еще и собственное конструкторское бюро, которое и разработало супер-агрегат. В лихие 90-е установка была утрачена. Впрочем, остались чертежи и другая документация, на основе которой аппарат собираются воспроизвести заново.

По мнению Анатолия Ишина, перспективы развития именно саратовской технологии можно считать вполне оптимистичными. У сахарного сорго есть большой потенциал и как сельхозкультуры (в том числе для применения в перерабатывающей промышленности), и как сырья для производства биотоплива. А для аграриев активная работа с сорго может стать способом диверсификации деятельности и снижения рисков от падения цен на иные культуры.

Надо сказать, что российские аграрии все это понимают и «держат ухо востро», обращая на сахарное сорго все более пристальное внимание. По словам Анатолия Ишина, «спрос на семена – колоссальный».

На переговорах со специалистами из Швеции, которые не так давно приезжали в Саратов, выяснилось, что они готовы построить на нашей территории завод, который сможет производить этанол и из зерна, и из сорго. Так что для развития собственного уникального биотопливного проекта в области есть множество оснований.

С 2005 года объем заявленных инвестиций в производство жидкого биотоплива в РФ уже превысил миллиард долларов. Но в реальности, как отмечают эксперты федеральных СМИ, пока не работает ни один крупный завод. В числе заявленных особо нужно отметить проект нефтедобывающей компании «Випойл», которая собиралась построить в соседней с нами Волгоградской области завод биоэтанола рекордной среди российских проектов производительности — 300 тысяч тонн в год. Если это все-таки произойдет, саратовские аграрии, по словам экспертов, могут получить в виде завода серьезный дополнительный канал сбыта своей продукции.

 

Дорогие семечки

Впрочем, успешные примеры запуска новых линий по выпуску биотоплива в России тоже есть. Так, в 2006 году была реализована уникальная технология изготовления топливных гранул (пеллет) из просяной лузги. И где бы вы думали? В Саратовской области! А именно - в Романовском районе, на мощностях «Романовского комбината хлебопродуктов», который принадлежит нежегородскому холдингу ГК «Держава». Саратовские СМИ обошли вниманием этот примечательный проект, и напрасно. В качестве сырья для пеллет на Романовском КХП используют отходы, которые образуются при производстве ячневой, пшеничной, перловой и гороховой крупы. Это особенно удобно тем, что доля отходов достигает 30 % от общей массы исходного сырья.

Первая пробная партия топливных гранул успешно прошла сертификацию и была отгружена в Швецию. Но «Держава» не остановилась на достигнутом и решила увеличить производство. Для этого в прошлом году на Романовском КХП был построен отдельно стоящий цех, где установили новое оборудование Радвилижского машзавода (Литва). Инвестиции в проект составили 1,5 миллиона долларов. В итоге производство пеллет в Романовке выросло в 4 с лишним раза. В компании отмечают, что мировой спрос на биотопливо превышает предложение, поэтому уверены, что эта продукция будет востребована.

 

Степной мираж

С ветроэнергетическими установками и солнечными батареями ситуация в области пока куда менее результативная.

Кому и где нужны, к примеру, ветряки? Больше всего они подходят для тех мест, где по каким-то причинам невозможно централизованное электроснабжение. Это дачные участки, фермерские хозяйства, пастбища, зимовья, хутора, автономные объекты связи и ретрансляции.

По информации, полученной «Взглядом» в ответ на запросы в областное «Агентство энергосбережения», ветер на территории региона для выработки электричества вполне удовлетворяет всем требованиям. В 1999 году «под ветряки» проводились замеры скорости ветра в Алгае, 8 раз в течение суток. Средняя скорость в феврале, апреле, мае, июне и декабре составила от 17 до 21 м/с. Минимальную скорость зафиксировали в октябре и ноябре. По заключению экспертов, наиболее выгодными для размещения ветряков были признаны упомянутый Алгайский, а также Воскресенский и Ершовский районы.

В результате еще в 2001 году областное правительство предложило саратовскому авиазаводу изготовить и смонтировать ветроэнергетические установки «Радэн-001М» по проекту государственного МКБ «Радуга» (работает в Дубне Московской области). И теперь на чабанских точках Алгайского района можно увидеть 12-метровые башни ветряков с 3-лопастными колесами. В районе сейчас работают 8 таких установок (7 – мощностью 1-1,2 кВт и 1 – мощностью 5 кВт). Опытная эксплуатация с 2004 года «показала высокую эффективность в отдаленных от энергоисточников небольших хозяйственных предприятиях».

Но в целом перспективы ветроэнергетики для Саратовской области туманны, поскольку «при наличии развитой системы централизованного электроснабжения эксплуатация ветроэнергетических установок неэффективна из-за низкого ветроэнергетического ресурса».

Впрочем, личной инициативе это - не помеха. «Первый канал» пару лет назад показывал жителя села Куриловка Новоузенского района нашей области Виктора Щелочкова, который построил ветряную электростанцию в… своем дворе. Технические характеристики ветряка с размахом крыльев в 10 метров учитель труда рассчитал в уме. И собрал ее из старых запчастей от колхозных тракторов и комбайнов. Любопытно, что ветряные двигатели в этой семье строят уже несколько поколений.

 

Невостребованная щедрость

«Гелиоэнергетических ресурсов», то есть, попросту говоря, солнечной энергии в наших краях, хоть это и не южный регион, тоже хватает. Не утомляя читателя разными выкладками, приведем лишь одно наблюдение специалистов: если ввести в строй солнечные батареи, которые будут занимать всего лишь 0,01 % площади Саратовской области, они будут вырабатывать более 10 % всей (!) необходимой региону электроэнергии. Впечатляет? При этом, по мнению экспертов СГУ, районы Левобережья для развития гелиоэнергетики предпочтительнее правого берега.

Еще более любопытным для региона, где есть своя атомная станция, можно считать следующее замечание местных экспертов, опубликованное в журнале «Энергосбережение в Саратовской области». Стоимость электроэнергии, вырабатываемой солнечными батареями, «уже вплотную приблизилась к стоимости энергии, получаемой на атомных станциях (если учесть затраты на утилизацию отходов и консервацию АЭС)».

Но вот загвоздка: при всем при этом ни одной действующей солнечной батареи на сегодняшний день в Саратовской области нет. Как пояснили «Взгляду» в ответ на запрос, использование солнечной энергии в Саратовской губернии «ограничивается высокой стоимостью» батарей, коллекторов и прочего оборудования.

 

По-старинке

Если попытаться резюмировать, то ситуация с развитием альтернативной энергетики на территории области следующая. Самый активно используемый возобновляемый ресурс в наших краях – это вода. Саратовская ГЭС работает успешно, и будущее ее представляется вполне благополучным. Перспективы производства биотоплива в Романовке тоже представляются вполне оптимистичными, особенно если кризис не наберет совсем уж радикальных оборотов.

А вот по поводу остальных направлений «светлого будущего» не просматривается. «Промышленное производство электроэнергии с помощью солнечных энергетических установок в Саратовской области, перенасыщенной энергопроизводящими предприятиями, по всей видимости, не целесообразно», отмечают местные эксперты. Ветроэнергетику по той же причине тоже развивать никто не торопится. Да и какой интерес правительство области может питать к каким-то ветрякам и солнечным батареям, если на кону – строительство сразу двух новых блоков Балаковской атомной станции стоимостью в миллиарды рублей?

Остается надеяться на бизнес. «Именно международные нефтяные компании вкладывают больше всего денег в разработку альтернативных технологий. И они добились самых лучших результатов. Там работают умные люди, которые прекрасно понимают: если процесс нельзя остановить, лучше всего его возглавить. Переход на альтернативные источники неизбежен. Вопрос – сколько времени это займет. Очень важно понимать, что альтернативным источникам энергии предстоит пройти серьезный путь коммерциализации, чтобы они стали экономически выгодны. Пока они все еще дороже традиционных», - подчеркнул на одном из последних семинаров Клуба региональной журналистики «Из первых уст» президент Института энергетической политики (Москва) Владимир Милов.

В России роль власти разных уровней в развитии альтернативной энергетики пока ограничивается, в лучшем случае, обещаниями. Бизнесом заявлены множество проектов, однако многие из них не были реализованы до кризиса. Теперь, когда дубина высоких цен на нефть перестала стимулировать индустрию возобновляемых источников энергии, надеяться на ее скорое развитие тем более не приходится.

И все-таки в долгосрочной перспективе без альтернативной энергетики наша страна обойтись вряд ли сможет. Особенно если мы не собираемся вымирать как нация, и намерены осваивать свои безграничные просторы. Саратовская губерния с ее большой территорией в этом смысле – очень показательный пример, поскольку неосвоенных земель, непаханых полей и прочих бесхозных площадей у нас – «завались». Но очевидно, что в обозримом будущем местным населенным пунктам, которые относятся к числу «зон, удаленных от источников тепловой и электрической энергии», нужно будет заботиться о себе самим. На областном уровне ждать развития альтернативной энергетики пока не приходится. Особенно в условиях мирового экономического кризиса.

Дмитрий Воронков

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Рейтинг: 0 1 2 3 4 5