«Пора выходить из песочницы…»

Прежде всего отвечу на три заданных вами вопроса, чтобы с самого начала ясно выразить свою позицию...

3197

6 сентября 2012, 03:31

Прежде всего отвечу на три заданных вами вопроса, чтобы с самого начала ясно выразить свою позицию как христианина и священника. К татуировкам у христиан отношение резко отрицательное. Противоречия с вероучением здесь никакого нет (просто потому, что христианская догматика никогда не занималась этим вопросом), но с христианским укладом жизни противоречие, безусловно, есть. И, наконец, Бог в любом случае видит человека – вне зависимости от того, что он делает со своими душой и телом. Теперь попробую обосновать эти категоричные суждения.
 
ОСТАВЬТЕ В ПОКОЕ ДЕЛЬФИНЧИКА!
 
  Начнем с последней мысли о том, что человек без татуировки не виден Богу или, если говорить о людском обществе, он как бы не имеет своей индивидуальности, которая как раз и должна выражаться неким знаком на теле или как-то иначе. Собственно говоря, на чем основана эта мысль об особой индивидуальности человека? Современный христианин должен быть очень осторожен, чтобы не дать увлечь себя новым мировоззрением, согласно которому конечным результатом развития человека как личности должна быть предельная, ни на кого не похожая собственная индивидуальность. Непохожесть на другого должна быть своеобразным критерием качества человека как личности. Оглянитесь вокруг, как вся современная культура, все общество требует от нас с самого раннего детства непременно выделиться (уже даже не важно как) из толпы, стать обязательно непохожим на остальных. Не надо обманываться: постепенное осознание своей индивидуальности, выраженной через внешние признаки (тату, прическа, одежда и тому подобное), – это не что иное, как тропинка для гордыни в самое сердце человека. Даже при самых благих намерениях любая, внешними признаками выраженная индивидуальность постепенно приведет нас к превозношению над другими людьми, что прямо противоположно самой сути христианства.
  Предвижу возражения: что же, все должны быть одинаковыми и серыми? Да, именно так, одинаковыми. Но не в своей серости, а в совершенстве, к которому нас призывает Бог. Совершенство – это внутренняя категория, устремляющаяся в бесконечность, то есть к Богу. И что плохого в том, если я буду одинаково «серым» вместе, например, с преподобным Серафимом Саровским? Может ли христианскому совершенству помешать выколотый на плече или груди маленький дельфинчик? Вы будете смеяться, но может. Почитайте гениальные «Письма Баламута» К.С. Льюиса. Бесу ведь абсолютно все равно, за что зацепиться в человеке. И в данном случае легко угадывается такая «смешная», но, увы, реальная ситуация, что вы идете по улице, вокруг вас люди (разные, красивые и не очень, богатые и бедные, счастливые и угрюмые), но у них нет дельфинчика под майкой, а у вас есть!
  Если вам важно, видит ли вас Бог, то стоит задуматься о том, на что Бог смотрит в человеке. Наверное, вы уже слышали о том, что Господь смотрит в самое сердце, и именно там происходит встреча между моим «я» и Богом. Именно приведению в порядок этой площадки для диалога христианин посвящает все свои силы. Что при этом на тебе надето, как ты выглядишь, имеет второстепенное значение. Но, как и во многом другом, здесь нужно соблюсти золотую середину. Украшение своего внутреннего человека неизбежно приведет и к внешнему порядку, опрятности и чистоте, к тому, что называется благообразие. Этот закон действует и в обратную сторону (но не так очевидно): внешнее благообразие может отразиться и на внутреннем человеке, который как бы захочет подражать пристойному внешнему виду. Но если мы не язычники, то даже как-то наивно надеяться на то, что какими-то наколками можно привлечь к себе внимание Бога. Скорее уж мы таким образом привлечем внимание тех персонажей, которые, как уже выше сказали, увидят в этом приманку для своей бесовской гордыни и захотят ею с нами поделиться…
 
…И НЕ МУЧАЙТЕ ОСЛИКА
 
  Самое радостное в вашем вопросе то, что вас интересует христианский уклад жизни и соответствие ему. Христианская жизнь может быть внешняя и внутренняя. Конечно же, внутренняя важнее. Но поскольку человек создан по образу Бога-Троицы, то дух, душа и тело составляют в нас некое единство, нарушение которого приведет к удалению от Бога, разрушению образа Божия в человеке. Поэтому христиане вовсе не пренебрегают своим телом, но и не угождают ему чрезмерно. Часто в святоотеческих писаниях тело сравнивают с осликом, задача которого – доставить возницу-душу к цели. Согласитесь, что ослику достаточно, чтобы он был чист и накормлен, а украшать его наколками, взирая на которые, возница будет вспоминать что-то важное, как-то уж очень странно и противоестественно. Душа человека, уважительно относясь к телу, все-таки не должна забывать, что она главнее, и, как ослика ни украшай, какими заметками его ни исписывай, вознице от этого, что называется, ни жарко ни холодно, только поиздевается над бедным животным.
  Вернемся к сердцу, то есть к внутреннему человеку. Вот достойный пергамент (есть такое выражение – «скрижали сердца») для написания на нем любых духовных напоминаний, самыми важными из которых являются евангельские заповеди. Христианский уклад жизни как раз и предполагает, что измениться, стать более ответственным за свои поступки и вообще радикально поменять свою жизнь можно, только опираясь на Евангелие, которое как бы должно скопироваться в наше сердце и усвоиться им. Надеюсь, вы понимаете, насколько это две разные идеи: запечатлеть Евангелие в своем сердце и сделать даже самую «благочестивую» татуировку. Христианин просто не имеет право надолго задерживаться в «песочнице», нужно взрослеть и, покинув детский сад жизни, переходить в высшую школу, где преподают евангельские науки.
  Так все-таки Церковь против татуировок или за? Правильнее всего будет сказать, что и не «за», и не «против». Просто слишком много чести этому явлению, чтобы христианство высказывалось на эту тему. Но за что выступает Церковь, так это за разум как дар Божий и его правильное использование в борьбе с глупостью. Чем больше человек кичится своим разумом, пытается все объяснить рационально, подвести под любые, даже самые бесспорные глупости логическую базу, тем более он лишается того, что называется здравым смыслом.
  Великий апологет XX столетия Г.К. Честертон предупреждал нас (христиан в первую очередь), что началась самая страшная война – война против здравого смысла. На языке христианской аскетики здравый смысл называется добродетелью рассуждения, которая признается наивысшим даром христианскому подвижнику. Так вот, если вы, например, встанете перед иконой и попросите Бога, как это когда-то сделал царь Соломон, о даре рассуждения (хотя бы в одном частном вопросе), то (о, чудо!) вам вдруг со всей очевидностью станет видна до того невидимая плесень глупости, покрывающая, в общем-то, невинную в своей наивности идею наколоть себе что-нибудь на тело.
 
Иеромонах
Дорофей (Баранов), руководитель отдела по делам молодежи Саратовского епархиального управления

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 0 1 2 3 4 5