Народ против Валерия Райкова?

Информация об анонимном письме против директора ТЮЗа Киселева Валерия Райкова, отстраненного от...

2672

20 декабря 2012, 02:54

Информация об анонимном письме против директора ТЮЗа Киселева Валерия Райкова, отстраненного от занимаемой должности после пожара в старом здании театра на Вольской, появилась в саратовской прессе неделю назад. Сообщалось, что актеры театра юного зрителя, не пожелавшие себя назвать, обратились в правоохранительные органы и сообщили силовикам о якобы имевших место финансовых и должностных злоупотреблениях со стороны Райкова. В частности, авторы письма рассказали о том, что за время работы директором первого в России общедоступного детского театра в собственности Валерия Райкова  появился дом за 40 млн руб. Что пока шло строительство нового ТЮЗа, господин Райков успел построить элитную гостиницу неподалеку от старого сгоревшего здания. Теоретически этих фактов может оказаться вполне достаточно для возбуждения в отношении опального директора если и не уголовного дела, то проверки как минимум. «Взгляд» позвонил в правоохранительные органы, чтобы узнать судьбу скандального письма, а заодно выяснил, что думает относительно событий вокруг Райкова саратовская театральная общественность.

Не овладели
«материалом»

В поисках нашумевшей антирайковской петиции мы позвонили в областной следственный комитет, однако пресс-секретарь СУ СК региона Анна Марусова сообщила нам, что «такого письма не видела и ничего не слышала» и посоветовала обратиться в ГУ МВД. Но там на наш запрос только развели руками: «Я вообще не слышал про такое письмо. Если бы оно было, в отношении него давно бы шла проверка. И, естественно, об этом факте стало бы сразу известно. Если письмо поступило, оно не может просто лежать, в нашей системе так не бывает», – сообщил сотрудник пресс-службы ведомства, почему-то не пожелавший представиться. И пообещал, что все-таки постарается письмо разыскать и, если это ему удастся, сообщить «Взгляду».
 «У нас учет проходит только по заявителям и регистрируется в электронном виде. И мы видим, какого числа пришло и кому отписано. Слышать о таком письме я не слышала, на планерке эта тема не озвучивалась, поэтому, простите, ничем помочь вам не могу», – извинилась пресс-секретарь областной прокуратуры Татьяна Казаченко.
Узнать, что думает о Райкове и адресованных ему обвинениях театральная общественность города, оказалось еще сложнее, чем найти анонимное письмо в силовых ведомствах. Сразу становится ясно, что корпоративная солидарность в театральном цехе отточена почти до блеска. И выносить какие-либо конкретные суждения о происходящем вокруг Райкова его коллеги не спешат. Особенно те, кто и сам не так давно подвергался обвинениям. «Вы знаете, я не читал ничего и поэтому не в курсе дела. Мне нечего сказать, я не владею материалом…», – ретировался бывший директор театра оперы и балета Илья Кияненко.
Худрук театра драмы Григорий Аредаков тоже, как выяснилось, «материалом» овладеть не успел, но на вопрос о Райкове отреагировал эмоционально. «Откуда я знаю, в чем его обвиняют? Я об этом еще нигде не прочитал! И я не прокуратура, чтоб эти обвинения поддерживать или опровергать. Те, кто должен проверять, пусть и разбираются в этих нарушениях! Это внутритеатральное дело, и влезать в него – это все равно что влезать в дела семьи…»

избирательность

Хорошо, что хоть министр культуры Светлана Краснощекова оказалась в курсе анонимного письма и выдвинутых против Райкова обвинений. Свою позицию она прокомментировала «Взгляду» сдержанно: «Могу сказать, что к нам в министерство официально никаких обращений не поступало, но то, что напряженная ситуация в театре существует, это однозначно. Как к этому относиться? Будет заключение прокуратуры, следственного комитета, тогда можно будет высказываться конкретно. Мы же сейчас можем оклеветать человека и в то же время что-то недосказать, не зная каких-то фактов. Но в целом в последнее время вокруг персоны Валерия Николаевича столько слухов, что если говорить абстрактно, то, наверное, можно сказать, что дыма без огня не бывает…».
Отстранение директора ТЮЗа от должности министр культуры считает закономерным. По ее мнению, именно руководитель учреждения должен отвечать за пожар. Краснощекова, которой пресса уже присвоила звание дважды погорелого министра, напоминает, что когда сгорела филармония, то ответственность за это несла именно она, причем по всей строгости закона. Тогдашний министр культуры Михаил Брызгалов в этой связи даже не упоминался.
Но дело не только в пожаре. Свидетельства о том, что не все в порядке в тюзовском королевстве, стали просачиваться и в прессу, и в общественное сознание уже давно. Последний раз это было минувшей весной, когда Счетная палата области опубликовала целый перечень нарушений со стороны саратовских театров. ТЮЗ был в их числе. Оказалось, что у театра проблемы с налогами, а его директор получает в качестве жалования  суммы, вызывающие острую зависть у обедневшего коллектива. Но тогда руководство министерства культуры дало ход только нарушениям, выявленным в оперном театре. Итогом этой кампании стало увольнение Ильи Кияненко. Валерию Райкову удалось выйти сухим из воды, как утверждают злые языки, благодаря многочисленным связям в правоохранительных органах и не только. «Нарушения по административно-хозяйственной части у ТЮЗа были весомые. И я,  когда пришла в министерство, я понимала, что Райкова нужно наказать, но с момента проверки прошло уже полгода, и я по истечении отпущенного законом срока даже не могла предпринять никаких мер. Как объяснить, что при прежнем руководстве Райков не был наказан? Я не могу это объяснить…», – говорит Краснощекова.  
Известно, что ТЮЗ Киселева на сегодняшний день финансируется лучше других учреждений культуры области. Не поэтому ли директору детского театра удалось построить частную гостиницу в центре города? Долю в ней, по некоторым сведениям, имеет гендиректор завода СЭПО Евгений Резник. Не поэтому ли несчастный ТЮЗ строился так долго, что деньги уходили в другом направлении? Это вопросы, в которых, безусловно, необходимо тщательно разбираться.

Фокусы
с марафоном

В том, что изложенные в письме актеров факты нуждаются в проверке, считает и директор «Самоката» Сергей Щукин. «Я вообще в шоке от этой ситуации, – не скрывает эмоций Сергей Вадимович. – Я читал форум в Интернете: сто человек ее прокомментировали, и называются такие факты, что становится не по себе…  Ну, как это может быть, что на спектакль «Синяя птица»  было выделено 10 миллионов, а оказалось, что театр потратил на него только полтора? А остальные деньги где? Конечно, было огромное строительство, на это шли огромные средства. Вы вспомните, как у нас город собирал средства на строительство нового ТЮЗа. Устроили целый благотворительный марафон! Каждый в городе, по-моему, тогда перечислил что мог, и наш театр тоже внес свою сумму. Потом это все опубликовали и, кажется, даже какие-то миллионы собрали! Куда это все пошло? Это надо расследовать, делать проверку театра, проверять каждый факт. А пока я не знаю, чему верить… Коррупция по всей стране…»

***
Чем закончится история с анонимным письмом и будет ли правоохранителями возбуждена проверка по изложенным в нем фактам? Интрига, достойная современной драматургии…
 

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 0 1 2 3 4 5