Стоп, не снято!
Почему в Саратове по-прежнему не создана система фиксации нарушений ПДД?
17 января 2013, 10:00
"Фоторегистраторы нужны. Это безопасность на дорогах и огромные поступления в бюджет. Многие регионы уже давно зарабатывают деньги, ведь каждый вложенный рубль потом оборачивается как минимум тремя. Но у нас сейчас всего 16 стационарных камер по городу. Ощутимый эффект от них мы показать не можем – нужны деньги. Правительство денег не выделяет – ждет результатов", – как один комментируют эксперты. На сегодняшний день в Саратове сложилась именно такая тупиковая и во многом абсурдная ситуация вокруг создания фотовидеосистемы фиксации нарушений правил дорожного движения. Причина – нежелание властей финансировать проект из бюджета и отказ от частно-государственного партнерства как очевидного варианта решения проблемы. Между тем, в соседних регионах регистраторы давно доказали свою эффективность и результативность – как в профилактике дорожных происшествий, так и в вопросах наполнения казны. При этом и бизнес, и власть понимают необходимость совместного участия в достижении указанных целей. О том, почему в нашей губернии так и не создана система фиксации нарушений ПДД, размышляют автор и эксперты "Взгляда-онлайн".
Большие надежды
В 2011 году в области достигнута договоренность об установках на улицах Саратова современных автоматизированных фоторегистраторов. Бывшая тогда министром инвестиционной политики Ирина Блохина утверждала, что трудностей с финансированием не будет.
В октябре 2012 года после многочисленных совещаний, проходивших в правительстве, было принято решение перевести Центр автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения из ведения города в структуру областного ГУВД. На сегодняшний момент мы имеем 16 стационарных и 3 передвижных камеры в городе и 46 передвижных камер по области.
Несмотря на заявления властей, денег на приобретение новых и обслуживание старых камер как не было, так и нет.
"Теперь главный вопрос, который давно уже пора решить, связан с финансированием", – считает начальник Центра автоматической фотовидеофиксации Владимир Федоров.
По мнению специалистов, 16 камер – это полумеры, которые не могут кардинально справиться с нарушениями на дорогах и показать ощутимый результат для наполнения бюджета.
"Автоматизированная система видеофиксации у нас находится на стадии становления. В городе всего чуть менее двух десятков приборов, которые установлены в пяти местах на скоростных трассах", – солидарен с коллегой начальник отделения по организации применения административного законодательства УГИБДД области Владимир Осовин.
Возникает вопрос, почему становление длится уже более года?! Одной из причин стал долг центра перед "Почтой России". К концу декабря прошлого года он достиг двух миллионов рублей.
Все это время все почтовые расходы (рассылка квитанций и мультимедийных доказательств нарушений автолюбителям и пешеходам) оплачивало региональное ГУ МВД, которое перед Новым годом сумело погасить долг.
"Деньги изыскивали всеми правдами и неправдами, находили какие-то варианты. Правительство Саратовской области на почтовые расходы, приобретение новых камер, обслуживание старых не выделило ни копейки. За первый месяц этого года мы опять задолжаем около миллиона, – сетует Федоров. – Сейчас мы, скажем так, переналаживаем аппаратуру. В течение прошлого года тоже были перебои, октябрь-ноябрь мы толком не работали".
Тем не менее, за прошлый год количество дорожных происшествий на участках, где установлены камеры, снизилось примерно на 30-40 процентов (!). Было вынесено 104 тысячи постановлений о взыскании штрафов на общую сумму около 30 миллионов рублей. Из них удалось взыскать 10 миллионов. И это при учете того, что из-за долгов 20 тысяч конвертов буквально лежали на почте и никому не отправлялись!
Для сравнения: в Воронеже за аналогичный период было наложено штрафов на 620 миллионов рублей, в двадцать раз больше, чем у нас. Взыскано в копилку бюджета 380 миллионов. За последние два года правительство Воронежской области выделило по 180 миллионов на закупку новых камер и ремонт помещений центра фиксации.
"В Татарстане благодаря системе фоторегистраторов в бюджет каждый год капает по полтора миллиарда (!) рублей, но у них там этой техники видимо-невидимо. Они деньги, образно выражаясь, качают", – говорит Владимир Осовин.
"Деньги будут, – надеется он. – Сейчас мы покажем результат нашему правительству, и чиновники скажут – ладно, дадим вам денег. Им надо доказать, что с камер будет отдача".
В услугах бизнеса… нуждаемся
На сегодняшний день комитет транспорта правительства Саратовской области и Министерство внутренних дел РФ подготовили соглашение о выделении субсидий из регионального бюджета на развитие системы видеофиксации. Всего планируется изыскать 10 миллионов рублей, но вопрос еще окончательно не решен. "Это пробное финансирование – правительство хочет посмотреть, что оно с этих денег получит назад", – рассказывает Владимир Федоров.
Схема финансирования достаточно сложная: правительство региона выделяет деньги из бюджета области в федеральное министерство финансов, которое, в свою очередь, передает их в МВД, а последнее перечисляет их в ГУ МВД.
"Этот вариант посчитали самым лучшим, но я не уверен в этом. На мой взгляд, субсидирование производить нецелесообразно, – делится мнением Федоров. – Я считаю, что при таком раскладе никто и ни за что отвечать не будет, все вопросы по работе системы полностью лягут на ГУВД. Но полицейские же не будут лазить на столбы, чтобы мыть и настраивать камеры. На мой взгляд, должен быть отдельный центр обслуживания системы фотовидеофиксации".
В других регионах в большинстве случаев при министерствах или департаментах транспорта были созданы казенные учреждения, которые полностью занимаются обслуживанием данных систем. На это также выделяются деньги из областного бюджета.
В Саратове в первой половине 2012 года были аналогичные планы. Председатель комитета транспорта Саратовской области Василий Разделкин изучал опыт Воронежа и даже предлагал создать аналог казенного учреждения при комитете в нашей губернии. Но все планы рассеялись как песок.
В итоге решили идти по линии субсидирования, несмотря на то, что федеральный центр говорит о необходимости решать это на уровне субъектов.
По информации УГИБДД области, также планируется расширять систему фоторегистраторов за счет перехода в массовом порядке на так называемые треноги – переносные приборы, которые будут работать в автоматическом, а не в ручном режиме, как ранее.
Безусловно, реализация такой масштабной программы требует не только наличия политической воли, но и соответствующего бюджетного финансирования. Причем в условиях жесткого дефицита регионального бюджета необходимые средства будет изыскать крайне сложно.
По мнению начальника Центра автоматической фотовидеофиксации, выход из ситуации может быть найден благодаря частно-государственному партнерству. "Необходимо привлекать бизнес к решению этого вопроса на взаимовыгодных началах. Саратовские бизнесмены согласны вкладывать свои деньги. Но правительство инвестиционную составляющую этого вопроса в настоящее время по неизвестным причинам не рассматривает", – комментирует Владимир Федоров.
"Фоторегистраторы – это дорогой комплекс, безусловно, нужны деньги, и было бы неплохо, если бы бизнес-сообщество Саратова внесло свой вклад", – соглашается Владимир Осовин.
Руководство комитета транспорта оставило вопросы редакции без комментариев. Запросы проигнорированы, согласие на интервью в студии TVSAR.ru не получено.
Видимо, Василия Разделкина (он назначен губернатором Валерием Радаевым единственным ответственным за реализацию проекта) указанная в публикации проблема нисколько не волнует. Если так, то система фиксации не станет работать и в этом году. Более того, нежелание общаться с журналистами входит в противоречие с публичными заявлениями главы региона, пообещавшего сделать чиновников правительства "более открытыми для прессы".
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте