Стоп, не снято!

Почему в Саратове по-прежнему не создана система фиксации нарушений ПДД?

В причинах равнодушия властей разбиралась Елена ТАЛПЭУ

4921

17 января 2013, 10:00

"Фоторегистраторы нужны. Это безопасность на дорогах и огромные поступления в бюджет. Многие регионы уже давно зарабатывают деньги, ведь каждый вложенный рубль потом оборачивается как минимум тремя. Но у нас сейчас всего 16 стационарных камер по городу. Ощутимый эффект от них мы показать не можем – нужны деньги. Правительство денег не выделяет – ждет результатов", – как один комментируют эксперты. На сегодняшний день в Саратове сложилась именно такая тупиковая и во многом абсурдная ситуация вокруг создания фотовидеосистемы фиксации нарушений правил дорожного движения. Причина – нежелание властей финансировать проект из бюджета и отказ от частно-государственного партнерства как очевидного варианта решения проблемы. Между тем, в соседних регионах регистраторы давно доказали свою эффективность и результативность – как в профилактике дорожных происшествий, так и в вопросах наполнения казны. При этом и бизнес, и власть понимают необходимость совместного участия в достижении указанных целей. О том, почему в нашей губернии так и не создана система фиксации нарушений ПДД, размышляют автор и эксперты "Взгляда-онлайн".    

Большие надежды

В 2011 году в области достигнута договоренность об установках на улицах Саратова современных автоматизированных фоторегистраторов. Бывшая тогда министром инвестиционной политики Ирина Блохина утверждала, что трудностей с финансированием не будет.

В октябре 2012 года после многочисленных совещаний, проходивших в правительстве, было принято решение перевести Центр автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения из ведения города в структуру областного ГУВД. На сегодняшний момент мы имеем 16 стационарных и 3 передвижных камеры в городе и 46 передвижных камер по области.

Несмотря на заявления властей, денег на приобретение новых и обслуживание старых камер как не было, так и нет.

"Теперь главный вопрос, который давно уже пора решить, связан с финансированием", – считает начальник Центра автоматической фотовидеофиксации Владимир Федоров.

По мнению специалистов, 16 камер – это полумеры, которые не могут кардинально справиться с нарушениями на дорогах и показать ощутимый результат для наполнения бюджета.

"Автоматизированная система видеофиксации у нас находится на стадии становления. В городе всего чуть менее двух десятков приборов, которые установлены в пяти местах на скоростных трассах", –  солидарен с коллегой начальник отделения по организации применения административного законодательства УГИБДД области Владимир Осовин.

Возникает вопрос, почему становление длится уже более года?! Одной из причин стал долг центра перед "Почтой России". К концу декабря прошлого года он достиг двух миллионов рублей.

Все это время все почтовые расходы (рассылка квитанций и мультимедийных доказательств нарушений автолюбителям и пешеходам) оплачивало региональное ГУ МВД, которое перед Новым годом сумело погасить долг.

"Деньги изыскивали всеми правдами и неправдами, находили какие-то варианты. Правительство Саратовской области на почтовые расходы, приобретение новых камер, обслуживание старых не выделило ни копейки. За первый месяц этого года мы опять задолжаем около миллиона, – сетует Федоров. – Сейчас мы, скажем так, переналаживаем аппаратуру. В течение прошлого года тоже были перебои, октябрь-ноябрь мы толком не работали".

Тем не менее, за прошлый год количество дорожных происшествий на участках, где установлены камеры, снизилось примерно на 30-40 процентов (!). Было вынесено 104 тысячи постановлений о взыскании штрафов на общую сумму около 30 миллионов рублей. Из них удалось взыскать 10 миллионов. И это при учете того, что из-за долгов 20 тысяч конвертов буквально лежали на почте и никому не отправлялись!

"В Татарстане благодаря системе фоторегистраторов в бюджет каждый год капает по полтора миллиарда (!) рублей, но у них там этой техники видимо-невидимо. Они деньги, образно выражаясь, качают", - говорит Владимир Осовин.

Для сравнения: в Воронеже за аналогичный период было наложено штрафов на 620 миллионов рублей, в двадцать раз больше, чем у нас. Взыскано в копилку бюджета 380 миллионов. За последние два года правительство Воронежской области выделило по 180 миллионов на закупку новых камер и ремонт помещений центра фиксации.

"В Татарстане благодаря системе фоторегистраторов в бюджет каждый год капает по полтора миллиарда (!) рублей, но у них там этой техники видимо-невидимо. Они деньги, образно выражаясь, качают", – говорит Владимир Осовин.

"Деньги будут, – надеется он. – Сейчас мы покажем результат нашему правительству, и чиновники скажут – ладно, дадим вам денег. Им надо доказать, что с камер будет отдача".

В услугах бизнеса… нуждаемся

На сегодняшний день комитет транспорта правительства Саратовской области и Министерство внутренних дел РФ подготовили соглашение о выделении субсидий из регионального бюджета на развитие системы видеофиксации. Всего планируется изыскать 10 миллионов рублей, но вопрос еще окончательно не решен. "Это пробное финансирование – правительство хочет посмотреть, что оно с этих денег получит назад", – рассказывает Владимир Федоров.

Схема финансирования достаточно сложная: правительство региона выделяет деньги из бюджета области в федеральное министерство финансов, которое, в свою очередь, передает их в МВД, а последнее перечисляет их в ГУ МВД.

"Этот вариант посчитали самым лучшим, но я не уверен в этом. На мой взгляд, субсидирование производить нецелесообразно, – делится мнением Федоров. – Я считаю, что при таком раскладе никто и ни за что отвечать не будет, все вопросы по работе системы полностью лягут на ГУВД. Но полицейские же не будут лазить на столбы, чтобы мыть и настраивать камеры. На мой взгляд, должен быть отдельный центр обслуживания системы фотовидеофиксации". 

В других регионах в большинстве случаев при министерствах или департаментах транспорта были созданы казенные учреждения, которые полностью занимаются обслуживанием данных систем. На это также выделяются деньги из областного бюджета.

"За прошлый год количество дорожных происшествий на участках, где установлены камеры, снизилось примерно на 30-40 процентов (!). Было вынесено 104 тысячи постановлений о взыскании штрафов на общую сумму около 30 миллионов рублей. Из них удалось взыскать 10 миллионов. И это при учете того, что из-за долгов 20 тысяч конвертов буквально лежали на почте и никому не отправлялись!".

В Саратове в первой половине 2012 года были аналогичные планы. Председатель комитета транспорта Саратовской области Василий Разделкин изучал опыт Воронежа и даже предлагал создать аналог казенного учреждения при комитете в нашей губернии. Но все планы рассеялись как песок.

В итоге решили идти по линии субсидирования, несмотря на то, что федеральный центр говорит о необходимости решать это на уровне субъектов.

По информации УГИБДД области, также планируется расширять систему фоторегистраторов за счет перехода в массовом порядке на так называемые треноги – переносные приборы, которые будут работать в автоматическом, а не в ручном режиме, как ранее.

Безусловно, реализация такой масштабной программы требует не только наличия политической воли, но и соответствующего бюджетного финансирования. Причем в условиях жесткого дефицита регионального бюджета необходимые средства будет изыскать крайне сложно.

По мнению начальника Центра автоматической фотовидеофиксации, выход из ситуации может быть найден благодаря частно-государственному партнерству. "Необходимо привлекать бизнес к решению этого вопроса на взаимовыгодных началах. Саратовские бизнесмены согласны вкладывать свои деньги. Но правительство инвестиционную составляющую этого вопроса в настоящее время по неизвестным причинам не рассматривает", – комментирует Владимир Федоров.

"Фоторегистраторы – это дорогой комплекс, безусловно, нужны деньги, и было бы неплохо, если бы бизнес-сообщество Саратова внесло свой вклад", – соглашается Владимир Осовин.

Руководство комитета транспорта оставило вопросы редакции без комментариев. Запросы проигнорированы, согласие на интервью в студии TVSAR.ru не получено.

Видимо, Василия Разделкина (он назначен губернатором Валерием Радаевым единственным ответственным за реализацию проекта) указанная в публикации проблема нисколько не волнует. Если так, то система фиксации не станет работать и в этом году. Более того, нежелание общаться с журналистами входит в противоречие с публичными заявлениями главы региона, пообещавшего сделать чиновников правительства "более открытыми для прессы".

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 5 1 2 3 4 5