Боязнь высоты
Николай Никитин назвал главными взяточниками "врачей и гаишников"
31 января 2013, 12:09
"Больше всего люди страдают от врачей и гаишников!" – такое заявление сделал Николай Никитин, руководитель СУ СКР по Саратовской области, на вчерашней пресс-конференции, центральной темой которой стала борьба с коррупцией. Неужели именно таким образом подтверждено предположение СМИ о том, что учителя, медперсонал и рядовые полицейские остаются самыми желанными объектами антикоррупционной деятельности следствия? Таким вопросом задались многие журналисты, которым довелось вживую услышать данную фразу. Впрочем, глава ведомства тут же успокоил прессу: "Мы готовы расследовать уголовные дела против чиновников любого уровня". В смыслах этих противоречивых высказываний попытался разобраться журналист "Взгляда-онлайн".
Свое выступление Николай Никитин начал с того, что упомянул о двухлетии с момента образования СУ СКР. Он поздравил с этой датой журналистов ряда телеканалов и изданий, освещавших деятельность следственного управления. Выражать слова "искренней благодарности" он предпочел, зачитывая все поздравления с листа, что рассмешило участников пресс-конференции. Удивленный Никитин даже был вынужден обратиться к аудитории: "Мои слова вызывают у вас смех? Я что-то смешное сказал?". Конфуз не продлился долго, так как пресса была намерена обсуждать серьезные вопросы, главным из которых стала коррупция.
К этой теме господин Никитин обратился, еще называя статистические показатели работы ведомства. В качестве примера борьбы с высокопоставленными коррупционерами привел дело экс-главы администрации Красноармейского района Сергея Филина и директора "Службы единого балансодержателя" Сергея Вологина – осужденных к реальному сроку заключения за получение взятки в особо крупном размере. Остальные 170 дел касались бюджетников и силовиков, в основном сотрудников полиции и ГИБДД.
Учитывая информационное "безрыбье", темы для обсуждения журналистам пришлось предлагать уже самим. В частности, Никитину поступил вопрос о бесславном расследовании фактов увода из муниципальной собственности детсада "Журавлик": "Вы называли расследование перспективным и интересным, выражали готовность довести дело до суда. Как соотносятся ваши прежние заявления с реальными итогами расследования? Получается, что деньги в тюрьме не сидят?".
Отвечая на вопрос, Николай Никитин в очередной раз повторил старую мантру о непричастности экс-мэра Саратова Юрия Аксененко к преступлению. Могло показаться, что такое заявление делает не руководитель областного следствия, а адвокат бывшего градоначальника. "Говорить о том, что Аксененко причастен, наверное, можно кулуарно, у меня в кабинете. Господь Бог, наверное, ответит, причастен ли Аксененко или нет", – призвал он в свидетели высшие силы.
Аксененко, собственно, в этой истории не так интересен, как сам факт преступной экспроприации детсада. Однако Никитин не стал говорить о перспективах возвращения здания муниципалитету, как и о других возможных фигурантах дела.
Напомним, что в течение шести лет силовые ведомства вели речь о пропаже документации, трудностях в сборе фактов, определяли подследственность. И пусть Юрий Аксененко и не подписывал никаких бумаг, зато их должны были подписывать иные лица, и иные лица должны были действовать в своих или чьих-то еще корыстных интересах.
А глава следственного управления речь вел лишь об одной из функций уголовного закона – наказания виновника, забывая о другой, не менее важной роли, а именно: возмещении причиненного вреда, в данном случае возврата детского сада городу.
Без этого невозможно вести реальную борьбу с коррупцией и устанавливать всю цепочку лиц, задействованных в уголовном деянии: как исполнителей противозаконных схем, так и выгодополучателей от подобной деятельности. А до этого можно вести речь о противодействии лишь низовому звену коррупции.
В свою защиту господин Никитин заявлял, что его ведомство не занимается поиском взяточников, а расследует уголовные дела, переданные из полиции и силовых ведомств, занимающихся оперативной работой: "Ни в одном документе не говорится о том, что СКР должен заниматься выявлением этих дел, мы занимаемся расследованием. Для нас не важно, кто преступник. Есть материал – будем расследовать". Более того, претензии спикер предъявлял даже к системе законодательства страны, которая устроена таким образом, что мешает следствию изобличить "всю коррупционную вертикаль".
Но тут господин Никитин, кажется, противоречит сам себе, попутно заявляя: "29 процентов дел о взятках касаются бюджетников. Причем из этих дел больше половины возбуждено в отношении руководителей подразделений учреждений".
Почему же подобные задержания "руководителей" случаются не часто, когда речь идет о чиновниках, и практически исключены в среде самих силовиков. Тем более что в ряде случаев уголовные дела возбуждаются по признакам "мошенничества", когда лицо, получившее взятку, не обладает возможностью "решить проблему" обращающегося, а лишь является неким передаточным звеном между взяткодателями и подлинными коррупционерами. И в этом случае как раз и остается только, что довольствоваться делами, возбужденными за получение незначительных сумм.
По этому поводу руководитель СУ СКР по Саратовской области также вспомнил разговор с главой Следственного комитета России Александром Бастрыкиным, который обращал внимание на то, что в ряде случаев людей приговаривают к ответственности за получение 500 рублей. Господин Никитин отмечал, что в данном случае было бы возможно декриминализировать получение подарков на сумму, к примеру, до 1 тысячи рублей, что имеет место в отношениях пациента и врача.
Впрочем, предполагаем, что у главы областного следственного управления есть немало рычагов влияния на своих сотрудников и даже на коллег из других силовых ведомств. А это значит, что Никитин может куда больше, нежели чем сокрушаться по поводу несовершенства отечественного законодательства и сетовать на работу оперативников.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте