Ода трамваю
Репортер "Взгляда" оценил масштабы транспортного коллапса в Саратове
31 января 2013, 10:07
Есть такой старый голливудский фильм "Самолетом, поездом, машиной". В нем главный герой пытается успеть домой на День Благодарения. Ему всего лишь нужно сесть на самолет, и уже вечером он окажется за праздничным столом. Но все оказывается не так просто: рейс отменяют, и гражданин вынужден добираться на перекладных. По пути он встречает жизнерадостного товарища, который доставляет немало хлопот. В итоге поездка растягивается на несколько насыщенных приключениями дней. Этот фильм я вспомнил, когда пытался добраться с конца города на работу в центр. Хотя приключения были не такими масштабными, как в фильме, а товарищи оказались не такими жизнерадостными, напитаться "позитивом" у меня получилось.
Штурм автобуса
Раннее утро. Елшанка. Улица Благодарова. Редкие фонари разрывают холодную уличную тьму. Кажется, что вчерашний день еще не заканчивался. Если бы не люди, спешащие на работу. Островок остановки не защищает от противного ветра. Толпа невыспавшихся сограждан. Из-за поворота должен появиться спасительный автобус. Народ постепенно прибывает и пытается угадать, где окажутся двери автобуса. На самом деле, это стратегически важно. И от того, насколько выгодной окажется твоя позиция, зависит чуть ли не весь предстоящий день.
На горизонте показывается красный автобус. Подпрыгивая на кочках, он ползет, как улитка. Собравшиеся на остановке занимают позицию низкого старта. Через мгновение люди в едином порыве устремляются в открытые двери. Несмотря на то, что мест явно хватит на всех, люди толкают друг друга локтями и спешат быстрее устроиться на дерматиновом сиденье. Кто-то моментально роняет голову и засыпает.
Чтобы хоть как-то понимать, где я еду, расковыриваю себе "амбразуру" на заледеневшем окне. Толстый слой глазури отколупывается неохотно. Замечаю, что парень, сидящий через проход, греет стекло зажигалкой. Метод, оказывается, эффективный.
Невольно ощущаешь себя грузом, который везут на какое-нибудь овощехранилище, а не человеком. Под потолком наклеена невзрачная реклама, схема маршрута и объявление о том, что русская семья хочет снять квартиру. Рядом с угрюмым водителем россыпь мелочи. Несмотря на кажущийся хаос, он каким-то образом умудряется быстро и почти не глядя отсчитывать людям сдачу.
На каждой остановке заходит не меньше пяти человек. Довольно быстро автобус забивается под завязку. Люди уже ютятся на ступеньках. "Ну, куда прешь-то!? Нет больше места!" – огрызается толстая старуха на девушку, пытающуюся втиснутся в теплое лоно автобуса.
Я уступаю ей свое место, освобождая тем самым пространство еще для трех входящих. Те, кому не повезло, остаются ждать на улице.
Чтобы сориентироваться, что ждет меня впереди, открываю "Яндекс-пробки" в планшете. В условиях утреннего трафика эта мера необходима. Программа сообщает, что мы приближаемся к большой пробке на кольце НИИ. Часть народа вываливается на остановке. Теперь можно немного расслабиться и дышать полной грудью.
На часах 8.20. Впереди длинной гирляндой светятся стоп-сигналы. Я уже смиряюсь с тем, что опоздаю сегодня на работу.
Спасительная "тройка"
Остановка 3-я Дачная – перевалочный пункт. Автобус пустеет, а люди пересаживаются на другой транспорт. Чтобы не увязнуть в традиционном заторе после Вишневой, я спешу на трамвайную остановку, где ходит трамвай № 3. Там уже огромная толпа ежится от холода и тоскливо смотрит на отполированные рельсы. Ждать приходится недолго, и через пару минут на меня вываливается масса сонных людей. Встречным потоком меня заносит в вагон. Не успеваю сориентироваться и вовремя прибиться к окну, и тут же оказываюсь зажатым в самом центре. В отличие от автобуса, здесь довольно светло, из динамиков объявляют каждую остановку, та же информация дублируется на бегущей строке. Сверху на меня перегаром дышит высокий мужик с сиреневым синяком под глазом. Судя по всему, вчерашний вечер у него более чем удался.
"Вошедшие, за проезд готовим!" – скрипуче кричит кондуктор из противоположного конца вагона. Я пытаюсь дотянуться до кармана, но натыкаюсь на чью-то сумку. Тут же получаю по руке. "Ты куда лезешь?! Совсем уже охамел?!" – верещит сочно пахнущая "Красной Москвой" тетка. Из динамиков как раз хрипит предупреждение об участившихся карманных кражах в общественном транспорте.
Рядом кондуктор требует от девушки билет. "Я честно вам оплачивала, я не знаю, куда он делся", – оправдывается пассажирка, ковыряясь в большой сумке и роняя вещи. "Оплачивайте еще раз или выходите. Это вам не автобус, – ревностно заявляет кондуктор. – Я буду стоять тут и ждать, пока вы не найдете билет". "Вот вы чем, девушка, думали, когда его убирали?" – встревает другая пассажирка. "Вас вообще никто не спрашивает. Рот закройте!" – хамит молодая особа, а потом выскакивает на ближайшей остановке.
Финишировать последним
За окном в пробке чадят автомобили. Водители нервно сигналят, будто от этого что-то изменится. Когда я обгоняю автобус, на котором ехал изначально, то еще раз убеждаюсь, что был прав, пересев на трамвай. На часах 9.02. На работу я уже опоздал. На Московской снова пересаживаюсь. Теперь уже на троллейбус № 5. К этому времени пробки в центре города уже рассосались, и я спокойно, а главное, сидя доезжаю до редакции. С опозданием на двадцать минут.
В итоге на дорогу у меня ушло более полутора часов и две пересадки. Карман опустел на 36 рублей, а сам я промерз и нахватался утреннего негатива от пассажиров. День однозначно не задался. Изначально я планировал взять с собой в это увлекательное путешествие кого-нибудь из чиновников, но они оказались слишком заняты, и после недели переговоров с пресс-службами и помощниками мне пришлось ехать одному. Очень жаль, ведь я искренне надеялся, что посмотрев на то, как тысячи людей ежедневно добираются на работу, чиновники начали бы работать более активно, а главное, продуктивно – над развитием городской транспортной системы.
Проблема могла бы быть решена, если бы у нас, как во многих других регионах, задумались о развитии электротранспорта, и в первую очередь, трамвайных маршрутов. Но который год инициатива пробуксовывает, а на улицах планомерно демонтируют рельсы, чтобы освободить проезжую часть для автомобилей и бесчисленных маршруток, которые как раз и создают вечные пробки.
Не так давно была озвучена идея убрать рельсы с улицы Кутякова, дабы повысить пропускную способность магистрали. Против этого начинания выступают многие жители города, которые ежедневно добираются из отдаленных районов на 11-м трамвае.
Хотелось, чтобы их мнение все же было услышано властями.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте