Начальство, мясо и коньяк
"Лыжня России" под Карабулаком все больше напоминает народные гуляния
12 февраля 2013, 16:25
С каждым годом традиционная "Лыжня России" собирает в Саратовской области все больше и больше людей. На этот раз мероприятие посетило не меньше десяти тысяч человек. И это только участники. С самого утра на аэродром в Базарном Карабулаке, где уже в девятый раз проходит гонка, съезжались большие автобусы, парковочных мест не хватало, а протиснуться сквозь плотные ряды гостей, хаотично снующих в разных направлениях, было крайне сложно. Массовый праздник поражал своим размахом, но это только внешне. Изнутри же все выглядело не так радостно. По крайней мере, так показалось корреспонденту "Взгляда-онлайн".
По "Малой Шинчуковке"
Густые клубы шашлычного дыма окутывали длинные очереди в туалеты. Переминаясь с ноги на ногу, люди с нетерпением смотрели на раскаленные мангалы. Повсюду были расставлены разноцветные торговые палатки. В них мерзли продавцы, пытаясь улыбаться и быть радушными, чтобы привлечь покупателей. "Да чего тебе дальше ходить?! Там все то же самое, а вот сала нет ни у кого", – уговаривала потенциального клиента добротная тетка в расписном платке, наливая кипяток из большого старинного самовара.
Сала действительно нигде больше не было, зато шашлык и колбасу продавали почти в каждом лотке.
Многие торговцы предлагали из-под полы коньяк, водку и жгучие перцовые настойки. То, что это в первую очередь спортивное мероприятие, никого не смущало. Людям надо как-то греться. Рядом с палатками установили столики, за которыми раскрасневшиеся люди щедро разливали по пластиковым стаканчикам горячительное и раскладывали истекающие соком куски мяса по тарелкам.
После прогулки вдоль рядов желудок начал протяжно ныть, выпрашивая еду. К моему удивлению, цены оказались вполне доступными, особенно учитывая массовость мероприятия и аппетиты торговцев.
Утолив голод, я отправился к многочисленным национальным подворьям. Кто-то из коллег-журналистов назвал эти подворья деревней "Малая Шинчуковка". На огороженных площадках люди в национальных костюмах исполняли традиционные для каждой народности песни и танцы.
Вокруг них быстро образовывались толпы зевак, желающих не только посмотреть на выступления, но и отведать национальной кухни. Но до приезда чиновников, которые должны первыми приступить к дегустации, обычным людям на яства оставалось лишь только смотреть.
Вопреки ожиданиям, глава региона Валерий Радаев не смог посетить мероприятие. Вместо него с невысокой сцены приветственные речи говорили другие випы. Дольше всех приветствовал и поздравлял собравшихся вице-губернатор Денис Фадеев. После этого гонке был дан старт. Спортсмены устремились к финишной прямой. Быстрее всех освободились все те же вип-участники, которые не без труда преодолели двухкилометровую трассу. Уже за ними подтянулись и другие спортсмены, совладавшие с пяти- и десятикилометровым забегом. Их встречали активные болельщики, сумевшие устоять перед соблазном отведать вкусного шашлыка и других национальных блюд.
В то время как отстающие спортсмены еще только приближались к финишной черте, на сцене уже вручали позолоченные кубки и габаритную бытовую технику первым победителям.
Во всеобщей суете перед сценой крутился сухой старичок. Он был одет в потертую кожанку, старомодную лыжную шапку, классические синие трико, которые хранятся в шкафу у каждого деда страны. Мужчина пытался докричаться до ведущего и что-то сказать. "Давай потом, отец", – ответил ему кто-то со сцены.
Отдельно чествовали победителей в номинации "Самый юный участник", награды получили Вячеслав Суспицын и Арина Кожарская, и номинации "Самый опытный участник", в которой были отмечены Виктор Сорокин и Анастасия Кожарская.
Классовая ненависть
Когда гонка подходила к концу, я отправился в палатку для прессы. Внутри было тепло и многолюдно, девочки из обслуживающего персонала предлагали всем горячий чай и жареные пирожки. Дышать спертым горячим воздухом было тяжело.
Неподалеку от палатки пустовала сцена. Артисты уже отыграли и о чем-то болтали около машины "скорой". "Все, теперь домой?" – спросил я у невысокой женщины в русском национальном костюме.
"Куда там! Сейчас еще плясать пойдем, когда начальство будет гулять по подворьям", – объяснила собеседница, подкрашивая бледные от холода щеки красными румянами. "Ну, вам хотя бы платят за дополнительные выступления?" – поинтересовался я. "Да платят, потом догоняют и еще раз платят! Семь тысяч рублей – зарплата массовика-затейника в клубе. Вот их платят иногда, – уже без улыбки добавила барыня. – Я тут подрабатываю, детям на учебу, плету корзинки, мебель, но берут мало. Надо как-то в интернете, наверное, продавать?" Я не нашел, что посоветовать в этой ситуации, промямлил что-то невнятное. "Ну, вам если мебель плетеная нужна будет, то позвоните в наш Дом культуры. Может, кому еще посоветуете", – говорила она на прощанье.
Перед отъездом я пошел делать последние кадры. Между полевой кухней и деревянными туалетами стояли синие мусорные бочки. В них рылась старушка, складывая что-то в черный целлофановый пакет. Напротив, за столиком, сидели упитанные женщины и пили горячий чай. На них были надеты синие манишки с надписью "Министерство социального развития"… Я отправился фотографировать жареных молочных поросят на русском подворье, куда скоро должны прийти высокие гости.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте