Бюджетная диспепсия

Проблема государственного долга региона осложняется неосвоением федеральных ассигнований

С экспертами общалась Елена ТАЛПЭУ

2688

26 февраля 2013, 10:00

Ко мне подошел министр и сказал,

что общие расходы по его министерству

увеличиваются на миллиард рублей.

А я спрашиваю: "Товарищ министр, а где деньги?".

Их нет. Сейчас бюджет области пока не позволяет

выполнять первоочередные задачи. Я с начала года

ездил два раза в Министерство финансов России,

чтобы передвинуть обязательства с начала года на

конец года, потому что ситуация с бюджетом

в начале года просто "мама, не горюй".

 

Валерий Радаев, губернатор Саратовской области.

Заседание совета профсоюзов региона. 18 февраля 2013 года

 

 

Саратовская политическая элита говорит о государственном долге региона как о родовой травме местной экономики. 40-миллиардная задолженность является не просто констатацией бюджетной катастрофы, но и служит удобным идеологическим оправданием неэффективной деятельности властей. Последний тезис находит свое подтверждение в статистике: в 2012 году правительство области не израсходовало 400 млн рублей (!) – эту сумму, ранее выделенную федеральной казной, необходимо вернуть Министерству финансов РФ. В середине февраля признаки депрессивности зафиксировало влиятельное экспертное агентство Moody’s, исключившее регион из российских рейтингов. Грозят ли данные факты сокращением объемов федеральных ассигнований и дальнейшему усилению кризисного тренда? Какие министерства и комитеты областного правительства являются антилидерами по степени неосвоения? Ответы на эти вопросы вместе с экспертами искал автор "Взгляда-онлайн".

 

Путь к банкротству

По данным на вторую половину февраля, государственный долг Саратовской области составляет порядка 40 млрд рублей, дефицит бюджета приблизился к 8,4 млрд. Верхний предел госдолга на 1 января 2014 года утвержден в размере 43,6 млрд рублей. Как следует из бюджетных прогнозов на 2014 и 2015 годы, размер задолженности будет только расти и на 1 января 2016 года по сценарию финансового блока правительства региона может достичь 48,44 млрд рублей. На обслуживание госдолга область тратит почти три миллиарда рублей ежегодно. Однако власти для исполнения социальных обязательств были вынуждены взять еще порядка четырех миллиардов рублей в качестве банковских кредитов.

Одну четвертую часть доходов областного бюджета составляют федеральные ассигнования. Как пояснил "Взгляду-онлайн" председатель комитета по бюджету и налогам регионального парламента Николай Семенец, в сегодняшней структуре госдолга региона бюджетные займы составляют порядка 16 млрд рублей.

Получить их – не такая уж и простая задача: территории должны давать четкое обоснование центру, как конкретно будут потрачены деньги. Для этого требуется сделать соответствующую заявку, где будут указаны цели и задачи того или иного проекта (направления), который будет реализован. Дальше заявку рассматривают профильные министерства правительства РФ и, исходя из возможностей федерального бюджета и обоснованности, выносят решение о выделении средств.

На освоение ассигнований государство отводит определенные сроки, по истечении которых неизрасходованные средства возвращаются в Москву. Такие условия являются критериями оценки эффективности деятельности региональных властей. По итогам 2012 года Саратовская область не освоила 400 млн рублей, которые теперь придется вернуть в федеральный центр.

Всего по результатам минувшего года сумма неиспользованных средств в бюджете области составила 1 млрд 278,8 млн рублей. Цифры впечатляющие, однако, по утверждению Семенца, "не рекордные". "Были годы, когда сумма возврата зашкаливала и была в два и в три раза больше", – комментирует парламентарий.

Первый заместитель министра финансов Виктор Осокин, говоря о ситуации, успокаивает: "Мы их возвращаем, потом нам их обратно отдают. И так каждый раз". Зачастую власти заранее "закладывают риск" того, что деньги могут быть не освоены в срок, поэтому дополнительно прописывают возможность вновь получить эти средства в региональный бюджет. По мнению Николая Семенца и Виктора Осокина, это вполне "нормальная ситуация" для дотационных регионов.

К примеру, в 2011-м Саратовская область принимала участие в реализации 17 федеральных целевых программ (ФЦП). По условиям участия в большинстве из них средства, которые регион не успел освоить в срок, как было сказано ранее, пришлось вернуть.

Если в цифрах, то, по данным областного министерства экономического развития и торговли, из 3,9 млрд рублей, выделенных из федерального бюджета, к концу года было освоено 3,6 млрд.

 

"У граждан нет желания"

Эксперты "Взгляда" утверждают: причина таких недоработок в том, что ассигнования из федерального бюджета поступают в регион "слишком поздно". "Дело в том, что сегодня, в соответствии с законодательством, чтобы выделить субъектам деньги, правительство РФ проводит соответствующие конкурсы, тендеры. Деньги приходят поздно. К нам часть денег поступила 28 декабря. Поэтому ты разорвись, но никогда не выполнишь и не освоишь деньги в срок. Нужно объявлять тендер, конкурс, на проведение которых уходит как минимум 45 суток. Поэтому остатки всегда будут. Тютелька в тютельку нельзя подгадать ", – считает Семенец.

Но если так, то что, к примеру, помешало министерству здравоохранения области в полном объеме освоить 156 млн 225 тыс. рублей, запланированные для выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и сотрудникам "скорой помощи" в 2012 году? В этом  случае тендеры и конкурсы проводить не нужно. Из полученных средств потрачены были 134 млн 336 тыс. 300 рублей. Еще около 22 млн оказались включены в графу "неизрасходованные".  

Также министерство не использовало в 2012 году: 6 млн 309 тыс. 100 рублей, предназначенные на социальную помощь по обеспечению лекарственными средствами, а также специализированными продуктами лечебного питания детей-инвалидов; 3 млн 285 тыс. 900 рублей – на закупку оборудования в целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни; 33 млн 376 тыс. 300 рублей – на оказание дополнительной медицинской помощи терапевтам, участковым педиатрам, медицинским сестрам и т.д.

Другое ведомство – министерство занятости, труда и миграции – сообщило "Взгляду", что в прошлом году освоило 91,8 процента субвенций, которые должны были пойти на выплату пособий по безработице, и всего 64,8 процента (!) субсидий, предусмотренных региональной программой переселения соотечественников, проживающих за рубежом.

Причина образования остатков, по утверждению министерства, связана с несоответствием реально зарегистрированной численности безработных граждан с прогнозируемой – той, которая использовалась при расчетах субвенций.  Вторая причина не нова – поздно пришли деньги, заверяют подчиненные Натальи Соколовой. "Субсидия поступила на счет министерства в конце года (14.11.2012). Единовременную финансовую поддержку гражданам невозможно было предоставить на момент осуществления выплаты из-за их отсутствия по месту регистрации и в связи с нежеланием отдельных граждан получать такую поддержку", – сказано в ответе министерства.

Некоторые эксперты винят в неосвоении чиновников регионального правительства, которые должны все предусмотреть заблаговременно. "Любая программа просчитывается заранее. Можно уже и 1 января сделать такие условия, что она будет не выполнена. А можно и наоборот, выполнить программу практически на сто процентов", – говорил ранее зампред правительства Павел Большеданов.

 

Рейтинг антилидеров

По словам министра финансов региона Александра Ларионова, "сейчас главная задача – понять, какие средства вернутся в бюджет области из федерации после нашего возврата". Львиная доля остатков сформирована комитетом капитального строительства, министерством сельского хозяйства и министерством социального развития (460, 239 и 213 млн рублей соответственно). Именно эти ведомства являются своеобразными антилидерами "рейтинга неосвоения".

По информации министерства социального развития, в 2012 году из федерального бюджета поступило 1 млрд 785,6 млн рублей, а было освоено 1 млрд 572,6 млн. Профильный министр Лариса Колязина не видит ничего особенного в этом: "Средства, поступившие из федерального бюджета, осваиваются в объеме годовой потребности министерства социального развития".

Николай Семенец оправдывает неэффективное расходование особенностями менталитета: "Здесь винить сложно кого-то. Некоторые статьи расходов нельзя заранее подсчитать точно. Например, по социальным выплатам постоянно идет миграция. К тому же у нас такой менталитет: лучше заказать больше, чем меньше".

Интересен ответ министерства сельского хозяйства, предоставленный по запросу "Взгляда". Вначале ведомство поясняет, каким образом получает заветные бюджетные средства. А именно: между правительством Саратовской области и Минсельхозом России заключаются соглашения на предоставление субсидий из федерального бюджета на развитие АПК, после чего средства направляются в бюджет области.

В соответствии с нормативно-правовой базой, регламентирующей порядок и условия получения субсидий, сельхозпроизводители области  предоставляют необходимый пакет документов в министерство сельского хозяйства области для получения финансовых средств. Далее чиновники из министерства утверждают: "Саратовская область своевременно и в полном объеме осваивает средства федерального бюджета, предусмотренные на развитие агропромышленного комплекса. Все средства, полученные из федерального бюджета, направлены на счета сельхозтоваропроизводителей". Это чистой воды лукавство. Ранее депутаты областной думы публично поставили под сомнение тезис министерства об "освоении в полном объеме".

По словам подчиненных Ивана Бабошкина, в 2012 году министерство получило из центра 1 млрд 962 млн 700 тыс. рублей. Но по информации министерства финансов Саратовской области, в прошлом году суммарно "федеральные" доходы министерства сельского хозяйства составили 2 млрд 28 млн 446 тыс. 800 рублей. Вразумительного комментария по поводу расхождения в цифрах получить в правительстве не удалось.

В ответ на наш запрос министерство финансов области предоставило информацию о доходах всех министерств и ведомств, полученных из федерального бюджета в 2012 году. В совокупности они составили 17 млрд 73 млн 148 тыс. рублей, а фактические расходы – 16 млрд 462 млн 440 тыс. Разница между показателями – более шестисот миллионов рублей. Однако на заседании комитета по бюджету регионального парламента звучали, как уже отмечалось, другие цифры – 400 млн рублей.

Начальник бюджетного управления министерства финансов Дмитрий Федоров, комментируя этот статистический диссонанс, дал понять, что должностные лица ведомства, готовившие официальный ответ, специально не стали включать в документ раздел "остатки".

400 миллионов рублей, которые необходимо вернуть федерации, можно условно назвать симптомом бюджетной диспепсии – неспособности региональной власти "переваривать" ассигнования центра. Эксперты "Взгляда" назвали несколько причин этого явления: кризис системы прогнозирования, непрофессионализм конкретных исполнителей и особенности чиновничьего менталитета. Если мы говорили бы о регионе-доноре, то указанные обстоятельства и цифры не имели бы значения для инвестиционной привлекательности и социально-экономического развития в целом. Но в условиях "просто "мама, не горюй" (радаевская характеристика исполнения бюджета) данные причины могут стать определяющими: очевидна опасность банкротства и рецессии, а соответственно, и наступление последствий для действующего правительства. Похоже, что политический контекст status quo – 40-миллиардный государственный долг и серьезные проблемы в освоении ассигнований – понимает лишь губернатор Валерий Радаев, его подчиненные предпочитают в лучшем случае "не драматизировать ситуацию", в худшем – намеренно вводить общественность в заблуждение.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 5 1 2 3 4 5