Добровольные помощники Госдепа?
Смогут ли военные отсудить у "Единства Поволжья" обещанные им 13 лет назад квартиры?
30 мая 2013, 10:00
В Саратове история с квартирами, которые вот уже 13 лет не может получить Министерство обороны от застройщика – обанкротившейся компании "Единство Поволжья" – получила новое продолжение. Вскоре после очередной публикации "Взгляда-онлайн" прокуратура Саратовской области отменила два незаконных постановления о прекращении уголовных дел, возбужденных по фактам мошеннических действий с недвижимостью в 2007 и 2008 гг. и прекращенных в 2009 и 2011 гг., после чего производство по ним было возобновлено. В свою очередь, военная прокуратура Саратовского гарнизона заявила о правах военных на 33 квартиры. Журналисты нашего издания задались несколькими вопросами… Сумеют ли военные получить обещанные им 10% площадей в построенном здании взамен предоставленного земельного участка? Насколько справедливым был контракт, заключенный между должностными лицами Министерства обороны и учредителями компании "Единство Поволжья"? Насколько успешно продвигается расследование по ранее возбужденным уголовным делам?
Историю долгостроя на улице Степана Разина – дома "Единства Поволжья", журналисты описывали неоднократно. В очередной раз пересказывать подробности не имеет смысла. Достаточно напомнить, что вот уже более 13 лет Министерству обороны не удается дождаться передачи обещанных квадратных метров. Строительство было завершено еще в 2009 году, однако практически сразу же застройщик объявил себя банкротом. Арбитражные процедуры продолжаются по сей день. Корреспонденты нашего издания разослали запросы в силовые и надзорные ведомства, для того чтобы узнать, как государство защищает свои права на имущество.
Попытка без шансов
Непосредственно в интересах Министерства сейчас выступает военная прокуратура Саратовского гарнизона. Приведем некоторые цитаты из полученного из этого ведомства письма (от 12 апреля 2013 года, с нашими пояснениями): "Установлено, что 20 декабря 1999 года Министерством обороны РФ в лице КЭУ ПриВО (г. Самара) был заключен договор с НП "Единство Поволжья" на указанном земельном участке (военный городок № 4), с выделением 10% от общей площади вводимого жилья МО РФ".
Также из документов следует, что 10 сентября 2007 года военный прокурор ПУрВО обращался в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением о признании сделки недействительной. Надзорное ведомство попыталось оспорить заключенный договор. Этому предшествовала проверка, проведенная военной прокуратурой Саратовского гарнизона, в результате которой были выявлены "нарушения при заключении договора долевого участия в строительстве жилого дома".
Но в судебных разбирательствах истцы не преуспели: "Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17 мая 2008 года по делу №А-57/21353/2007-39 в удовлетворении исковых требований военного прокурора было отказано, в связи с истечением сроков исковой давности", – следует из письма заместителя прокурора Селиванова.
Подобное развитие событий было вполне закономерным и ожидаемым итогом процесса. Общий срок исковой давности по данной категории дел составляет всего лишь три года, а договор датирован 1999 годом. Все, что требовалось ответчикам, – заявить о пропуске срока обжалования, после чего суд, естественно, не смог игнорировать норму права и отказал прокуратуре в иске.
Теперь единственное, что можно сделать, это заявить свои требования на квартиры в рамках дела о банкротстве застройщика, о чем и сообщает нам военная прокуратура: "В настоящее время Минобороны России в Арбитражный суд Саратовской области подано заявление о включении требований Минобороны России о передаче 33 квартир в доме по адресу: г. Саратов, ул. Степана Разина, д.4, в реестр кредиторов должников (НП "Единство Поволжья"), которое находится в стадии рассмотрения".
Тут, пожалуй, стоит напомнить, что НП "Единство Поволжья" с 2009 года признано несостоятельным (решение об этом принял арбитраж) и не может рассчитаться по своим обязательствам.
Единственное ликвидное имущество, которым располагает "Единство Поволжья", – квартиры, еще не распределенные среди дольщиков. Впрочем, можно ли быть уверенным в том, что реестр лиц и организаций, которым причитаются квадратные метры, компания вела добросовестно? Это признают неоднозначным и правоохранительные органы, о чем и пойдет речь далее.
Политика невмешательства?
В подтверждение приведем нашу переписку с областным ГУ МВД РФ, а также с прокуратурой региона. В письме от 17 мая 2013 года полиция сообщает: "В производстве находилось три уголовных дела, возбужденных по фактам мошеннических действий при реализации имущественных прав на жилые и нежилые помещения в построенном доме".
Обратим внимание на даты возбуждения уголовных дел: 25 января 2007 года, 20 августа 2008 года и 25 ноября 2008 года. В двух составах фигурирует часть 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество), еще в одном – часть 3 той же статьи. При этом, как минимум, в двух случаях сотрудники силовых ведомств, возбуждавшие уголовное дело, расценили преступление как тяжкое, наказанием за которое может быть лишение свободы до 10 лет! Но все признаки преступлений были выявлены намного позже, чем об этом начали писать журналисты "Взгляда" (к слову, первая из публикаций датирована еще осенью 2006 года).
Тогда же появились первые поводы сделать предположение о сомнительности заключаемого договора военных с "Единством Поволжья" и его возможных последствиях. Следует отметить, что в бытность областным прокурором ныне покойного Евгения Григорьева силовики относились с куда большим пиететом к расследованию журналистов. Первое уголовное дело было возбуждено менее чем через три месяца после нашей публикации. Впрочем, и позже, уже после убийства главного прокурора области, летом и осенью 2008 года были возбуждены еще два уголовных дела. Однако по факту приходится признать, что все эти усилия сошли на нет, так как расследование до сих пор не привело к конкретным результатам.
Сейчас силовые ведомства заявляют, что расследование части этих дел возобновлено. Но насколько это может изменить ситуацию? Ведь с ноября 2008 года по настоящий момент никаких новых уголовных дел открыто не было. Между тем сама региональная прокуратура признает: "Согласно учетным данным, в прокуратуру области поступило пятнадцать обращений граждан на действия НП "Единство Поволжья". Все они рассматривались прокуратурой области в установленном порядке и в предусмотренные законом сроки. По результатам рассмотрения заявителям направлялись мотивированные ответы".
Вот так, из пятнадцати обращений лишь три воплотились в уголовные дела.
Почему же прокуратура, полиция, СУ СКР не занимались этим делом раньше? Ведь все факты, как говорится, уже были налицо. В какой-то мере это объясняет один из полученных редакцией ответов – письмо от следователя УВД по Саратову Олега Буйновского: "…достоверно подтвердить факты удвоения при продаже квартир будет возможно только в случае принятия дома в эксплуатацию, когда жильцы начнут регистрировать права собственности". Так что, учитывая все долги компании "Единство Поволжья" и то, что на квартиры теперь могут претендовать по несколько собственников, не факт, что военные в итоге получат свои 33 квартиры.
Упущенная выгода или коррупция?
Между тем, как уже писал корреспондент "Взгляда", военные могли извлечь из земельного участка по улице Степана Разина куда большие дивиденды. Конечно, в том случае, если бы Министерство обороны в лице КЭУ ПриВО (г. Самара) не передало участок под строительство сторонней фирме, а выступило бы в роли заказчика самостоятельно. Ведь на земельном участке отсутствовали постройки, принадлежащие жителям или организациям, а находилось здесь ведомственное здание того же Минобороны, уже подключенное к коммуникациям. Таким образом, реальные затраты заказчика строительства были бы минимальными. Все, что ему нужно было сделать, – найти генерального подрядчика. В конечном случае эту функцию взяла на себя компания ОАО "Саратовоблжилстрой", которая за возведение всего дома получала 58% площадей.
"То есть, за вычетом долей строителей и военных, у "Единства Поволжья" оставалось еще 32% от площадей в доме. Это почти 8 тысяч квадратных метров жилья, или 110-120 квартир средней площадью 65 кв. м. Стоимость "двушки" в этом доме сейчас оценивается в 2 млн рублей. То есть доля "Единства Поволжья" оказывалась эквивалентной 240 млн рублей в нынешних ценах, – писали тогда журналисты "Взгляда-онлайн". – Но давайте представим, если бы военные не передавали участок в руки сторонней организации, а выступили бы в роли заказчика строительства самостоятельно, тогда Минобороны имело не 10, а 42% доли в строительстве. Это 150 или даже 160 квартир".
По какой причине военные так распорядились государственной собственностью, находившейся у них на балансе? При том, что от 120 квартир они могли получить имущество ценой в 320 миллионов рублей. Представляется, что, рассуждая на эту тему, не стоит абсолютно исключать и коррупционные мотивы, так как учредителями компании-заказчика были люди, не чуждые армии и силовым ведомствам. По этому поводу в прошлой публикации журналисты отмечали: "Для ответа на этот вопрос напомним, что из четырех учредителей "ЕП" как минимум трое имели самое непосредственное отношение к службе в армии и компетентных органах. Так, учредитель и первый директор "ЕП" Владимир Козук – майор в отставке, еще один собственник компании Михаил Пузанов – бывший работник ФСБ, одним из соучредителей компании оказался и командир воинской части № 64066 Н. Волошенко". Именно в их руки передавались многомиллионные активы. Не стоит ли предположить, что изначально имел место сговор? Что ни чиновники Минобороны, ни указанные "доверенные" лица из "Единства" и не собирались предоставлять семьям военнослужащих квартиры, а намеревались распределять все "квадратные метры" сами? По нашему мнению, эта версия событий также имеет право на существование и заслуживает проверки со стороны силовиков.
Но коррупционную версию правоохранительные органы (насколько об этом можно судить из имеющихся источников и ответов правоохранительных органов) в силу каких-то обстоятельств должным образом разрабатывать не стали. В результате по вышеизложенным обстоятельствам до сих пор так и не возбуждено уголовное дело. Более того, даже по ранее возбужденным, а затем прекращенным уголовным делам, следствие было возобновлено только после недавней публикации "Взгляда-онлайн".
Интересно, хватит ли на этот раз у сотрудников правоохранительных ведомств сил, терпения и последовательности, чтобы довести расследование до хоть сколько-нибудь осязаемых результатов и назвать лиц, виновных в незаконных операциях с недвижимостью?
Или в очередной раз волна общественного возмущения не получит отклика ни в умах, ни в конкретных результатах работы силовиков? И как тогда это квалифицировать? Может быть, как добровольную помощь Госдепу или как измену Родине в мирное время?
Продолжая рассматривать приведенные факты и размышлять над сутью ситуации, можно выдвинуть вполне обоснованное предположение: а не является ли полное безразличие силовиков к подобным проблемам симптомом сохраняющейся неэффективности правоохранительной системы, которая вместо заботы о государственных интересах может способствовать усилению социального недовольства и, как следствие, крайне неприятным для страны последствиям?
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте