Кого объЕГЭрили?

"Теперь рост количества отличников пугает самих чиновников от образования"

О лучших экзаменах и экзаменаторах размышляет Максим ХЛЕБНИКОВ

2155

3 июля 2013, 11:00

В принципе у нас каждый год так: страна сдает ЕГЭ и на это время погружается в пучину скандалов. Но сдача госэкзаменов в 2013 году выдалась какой-то особенно циничной. Просто раньше ловили наглых выпускников с мобильниками и испуганных учителей в подвалах, а теперь удивились от выложенных в Сети правильных ответов и количества стобалльников там, где их быть не должно в принципе – например, в школах-интернатах, где нет углубленного изучения предметов.

Я обеими руками за возвращение к человеческой форме сдачи экзаменов, когда один много дней готовится, а другой наводящими вопросами пытается определить глубину познаний сдающего. Мне, правда, говорят, что и тогда была коррупция, что экзаменатору и экзаменуемому даже проще договориться напрямую. Но многие ли договаривались? Вам известны такие примеры? В моем классе точно все сдавали самостоятельно. И в параллельных классах ничего такого не было. Мы бы знали. Вот когда по вузам разошлись, ходили разговоры об однокласснике Сереге, который лет девять учился в политехе и, кажется, ни одного зачета и экзамена не сдал самостоятельно. Но ну его с такой экономикой. За его диплом дачу трехэтажную можно было отстроить!

Доводилось слышать предложения, направленные на тотальную перепроверку знаний выпускников, получивших 100 или около сотни баллов. Скажем, по русскому языку можно провести для них тестовый диктант, который и расставит все точки над "ё". Хорошая идея. Но это еще одна ступенька на нашей коррупционной лесенке. Всех дополнительных ревизоров за год-два благополучно встроят в схему. Просто платить придется больше. Что там говорят на Первом канале? "Ревизия коснется не только выпускников, но и тех, кто проверял работы"? Вот они там ручонки сейчас потирают! Ну, те, кто будет проверять проверяльщиков!

Помню эволюцию педагогов, самые первые круглые столы, когда ЕГЭ только-только предлагали к пилотному использованию. Ох, сколько тогда было негативных отзывов! Причем сомнения высказывали именно те, кто сегодня руководит образованием в нашем регионе. Потом эти сомнения сменились тезисом о том, что решение принято на самом высоком уровне, "другого инструмента оценки знаний у нас нет", потому-де надо исполнять. Вот хоть бы кто-нибудь из директоров школ выступил с резкой критикой!

Главный посыл при введении ЕГЭ – обеспечить равные права всем учащимся, независимо от того, где они получали аттестаты. Так и вышло. Ну, почти так. В правах уравняли сдающих честно и сдающих по блату. Различий между действительно учившими и теми, кто изучил ответы на вопросы, выложенные в интернете за день до экзамена, не делается. Ну и кто сегодня поступает в вузы? Умнейшие или хитрейшие? Скажете, так было всегда? С этим трудно не согласиться. Но ЕГЭ хитрым еще сильнее жизнь облегчила. Тут-то им карта и поперла, как в том анекдоте.

Что для меня очевидно – так это продолжающий падать уровень знаний современных выпускников школ и вузов. (Знаю, что такого же мнения многие ректоры.) Сужу об этом по своему старшему и его друзьям, которые уже отучились. Их познания в области литературы, истории, живописи, музыки, географии, архитектуры поистине чудовищны. Все разговоры сводятся к новинкам синематографа и обсуждению новых планшетников. И самое страшное – не знать теперь не стыдно! Про книги они говорят – это не моё.

То есть введение новых обучающих программ, за разработку которых кто-то уже получил от государства щедрое вознаграждение, вот эти сочинения во втором классе и квадратные уравнения в пятом ни черта не дают! Потому что образование – это то, что остается, когда забывается выученное, говорил герой романа Даниила Гранина.

Сначала стобалльниками гордились, ими отчитывались. Теперь рост количества отличников по итогам ЕГЭ пугает самих чиновников от образования. Это яркое свидетельство того, что они сами не верят в нынешние образовательные программы. Кто читал современные учебники, меня поймет. Классная руководительница нашей дочки в шоке от программы, по которой ей теперь приходится строить учебный процесс. Но сказать об этом вслух ни один педагог не рискует. (Равно как о том, чем их заставляют заниматься в единый день голосования.)

Я тут проходил тестовый ЕГЭ по русскому языку в интернете. Думал, это быстро. Ответил на первые десять вопросов, потом понял, что нет времени отвечать на остальные. Но интересно же, правильно ли ответил на первую десятку. В общем, на оставшиеся двадцать вопросов отвечал не думая, выбирая варианты в произвольном порядке. Получилось так: правильно ответил на первые десять, а из последующей двадцатки верными оказались пять ответов. То есть метод тупого тыка дает 25 процентов успеха! Выходит, при некоторой удаче и хотя бы элементарном представлении о сдаваемом предмете проходной балл получить вполне реально. Хотя бы способом исключения совсем уж идиотских вариантов. Впрочем, продуманный выпускник, конечно, не полагается на случай.

Я тут проходил тестовый ЕГЭ по русскому языку в интернете. Думал, это быстро. Ответил на первые десять вопросов, потом понял, что нет времени отвечать на остальные. Но интересно же, правильно ли ответил на первую десятку. В общем, на оставшиеся двадцать вопросов отвечал не думая, выбирая варианты в произвольном порядке. Получилось так: правильно ответил на первые десять, а из последующей двадцатки верными оказались пять ответов. То есть метод тупого тыка дает 25 процентов успеха! Выходит, при некоторой удаче и хотя бы элементарном представлении о сдаваемом предмете проходной балл получить вполне реально.

Отвечать на поставленные вопросы в рамках предложенных вариантов – это уже иметь шанс попасть в яблочко. Когда нет никаких вариантов, проще выявить тех, кто ничего не знает. Потому что галочка напротив неправильного ответа может быть ошибкой. Обдернулся. Переволновался. Смотрел на правильный ответ, а закорючку поставил в другом месте. Отсутствие вариантов заставляет изречь хоть что-нибудь. И по изреченному легко понять, помнит ли сдающий хотя бы как называется предмет.

Чтобы обойти новый закон, чтобы приспособиться к нему, необходимо время. Сдача ЕГЭ в 2013 году показала, что процесс завершен. Страна новое тестирование прожевала и переварила. Эту задачку наше коррумпированное общество решило с блеском. Десяти лет не прошло. "В Дагестане показатели взлетели в разы!" – сообщают СМИ. Ну я же говорю – переварили. Это означает, что выстроена новая и очень гибкая схема. Ее теперь ничем не проймешь. То есть введение ЕГЭ было лишь перераспределением финансовых потоков. Спрос на образование в форме документа (аттестата, диплома и т.д.) есть всегда, значит, есть и люди, готовые за это платить. А кому платить – для них вопрос не принципиальный.

Доводилось слышать предложения, направленные на тотальную перепроверку знаний выпускников, получивших 100 или около сотни баллов. Скажем, по русскому языку можно провести для них тестовый диктант, который и расставит все точки над "ё". Хорошая идея. Но это еще одна ступенька на нашей коррупционной лесенке. Всех дополнительных ревизоров за год-два благополучно встроят в схему. Просто платить придется больше. Что там говорят на Первом канале? "Ревизия коснется не только выпускников, но и тех, кто проверял работы"? Вот они там ручонки сейчас потирают! Ну, те, кто будет проверять проверяльщиков!

Уверен, что рано или поздно придется вернуться к прежней системе, когда за выпускными экзаменами следовали вступительные. Во-первых, вузы заинтересованы, чтобы к ним приходили не только стобалльники с Северного Кавказа, которые в заявлении о приеме делают десять ошибок, но и действительно толковые ребята. Во-вторых, руководители университетов и академий наверняка не желают мириться с тем, что колоссальные финансовые потоки теперь проходят мимо них. Пролоббируют. Продавят.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 5 1 2 3 4 5