Алексей Наумов: "Давайте вернем себе свою историю!"
Кто спасет усадьбу графа Медема?
9 августа 2013, 10:00
Старший научный сотрудник сектора анализа и оценок Российского института стратегических исследований при Администрации Президента Алексей Наумов уже не первый год бьется за сохранение и развитие хвалынской усадьбы графа Медема. Недавно стало известно о том, что местные власти продали усадьбу за 400 тысяч рублей. Теперь же новый собственник планирует выручить за нее уже 3 миллиона. Подобное развитие событий возмутило эксперта, и он обратился с открытым письмом к губернатору Валерию Радаеву. В нем он называет действия хвалынских властей неадекватными и просит главу региона вмешаться в ситуацию. Алексей Наумов дал интервью корреспонденту "Взгляда-онлайн".
– Вы живете и работаете в Москве, чем вас так взволновала хвалынская история?
– Хвалынск – моя родина, там живут мои родители, друзья и близкие. Там я вырос. Так что историей хвалынской земли я занялся не вдруг, а вполне осознанно, лет с четырнадцати. Написал несколько книг. Хотя я уже четыре года живу в Москве, мне совсем не безразлично, что происходит в моем городе.
– В чем, по-вашему, историческая ценность хвалынской усадьбы, и в каком она сейчас состоянии?
– Усадьба эта связана с именем выдающегося государственного деятеля графа Оттона Людвиговича Медема. В разное время он был предводителем дворянства Хвалынского уезда, воронежским вице-губернатором, одиннадцать лет служил новгородским губернатором, потом сенатором, членом Госсовета. А в эмиграции состоял в Баварском монархическом союзе. Его сын Александр, блестящий агроном, в годы Первой мировой войны возглавлял санитарный отряд на передовых позициях. В 1916 году, в самый тяжелый момент для русского народа, он из лютеранства переходит в православие. И не просто принимает новую веру, а в годы гонений советской власти на церковь становится ее защитником. Несмотря на аресты и испытания он достойно пронес свои убеждения через всю жизнь и стал образцом истинно верующего человека даже для мусульманской общины города. Он дружил с муллой, который однажды спас его от расстрела. В 2000 году граф Александр Медем был прославлен в лике святых новомучеников.
Александрия – уникальная усадьба, потому что она возникла не как имение при селе, а была хутором. Хуторов было много, и практически все они были уничтожены в годы Гражданской войны и позже. А в Александрии существовала такая инфраструктура, что это вокруг хутора возникло современное село. Практически до 1960-х годов имение оставалось в своих границах и служило людям. Его не громили в 1918 году – графа Медема слишком уважали. По этой же причине и сама усадьба сохранилась до наших дней в достаточно хорошем состоянии. Даже еще в 2006 году состояние усадьбы было более-менее удовлетворительным. К сожалению, местные власти не проявляют к памятнику должного интереса и заботы, а у нового поколения хвалынцев с исторической памятью те же проблемы, что и у большинства россиян. Местные жители усадьбу разрушают. Даже после выхода краеведческих книг, после восстановления храма сознание людей остается под гнетом лозунга эпохи потребления: "Возьми от жизни все!". Кто-то разбирает крышу и амбары на баню, а кто-то пытается перепродать и саму усадьбу. Социальное положение у людей разное, а корень проблем – один.
Но даже сейчас там сохранился комплекс построек: жилых, хозяйственных, промышленных, церковь, часть природного ландшафта (остатки парка, пруд). Такого больше нет нигде в Саратовской области. Еще одна важная деталь – у этой усадьбы есть изученная история, она обрела жизнь, судьбы ее владельцев не оставляют равнодушными многих людей. Мне пишут из Америки, Испании, Германии, Австрии, из России тоже пишут. Люди едут в Александрию… и видят разруху. Они просят меня хоть как-то повлиять на ситуацию. Несмотря на то, что Медемы покинули Хвалынск в 1932 году (кого-то арестовали, кого-то сослали), фактически они вернулись на родину. У нас есть связь с потомками, которые приезжают сюда с 2002 года. Они уже родились и выросли на Западе, но даже там им удалось сохранить часть русской культуры, той России, которую мы, к сожалению, потеряли! Александрия может стать символом русского национального возрождения. Это долгий и сложный путь, но это те развалины, которые помогут вернуть нам память, научить и преобразить каждого из нас.
– Чем хвалынские власти объясняли необходимость продажи усадьбы? В чьей она сейчас находится собственности?
– Кажется, в 2008 году мне приходил ответ из администрации, что у них нет средств на содержание дома, хотя там в нескольких комнатах еще ютится сельская почта. Одно могу сказать совершенно точно, что за 400 тысяч рублей человеку с улицы муниципальную недвижимость не продадут. В чьей собственности она сейчас, мне неизвестно. Да дело и не в этом, а в том, что человек, который ее приобрел, без всяких вложений попытался продать усадьбу с огромной накруткой. Такой практике нужно противостоять, потому что речь идет об историческом наследии России. И не стоит принимать во внимание, что в официальных списках историко-культурного наследия имение не значится. Оно должно что-то значить для будущих поколений хвалынцев.
– К кому, помимо губернатора, вы обращались с этой проблемой?
– Пока ни к кому. Я искренне надеюсь, что судьба Александрии не оставит Валерия Васильевича равнодушным. Тем более что мне стало известно: Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин полностью разделяет наше мнение о судьбе памятника.
– Что конкретно вы предлагаете сделать с усадьбой?
– В 2008 году в одном из сборников Саратовского госуниверситета, посвященном туризму, у меня вышла статья с предложением о создании на территории бывшего имения Медемов туристско-рекреационного и паломнического комплекса. Сегодня у нас есть все основания говорить о возможности сохранения усадьбы: при минимальных затратах можно вырубить самосев в парке, убрать бутылки и прочий мусор и заставить администрацию поселка Северный пресекать действия местных вандалов. В дальнейшем там можно было бы создать музей сельского хозяйства, ведь там сохранились старинная силосная башня, мельнично-винокуренный комплекс, амбары, погреб-омшаник. Усадьба могла бы стать уникальным туристическим объектом.
Есть железнодорожная станция, рядом Ульяновская область, Сызрань, федеральная трасса – в общем, есть условия для перспективного развития туризма. Тем более что Хвалынский район, кажется, именно так себя и позиционирует. Там можно создать музей саратовских святых-новомучеников, жертв репрессий, музей семьи и семейных ценностей, дворянского быта. В конце концов, у нас в Хвалынске православная гимназия носит имя святого мученика Александра Медема, и в усадьбе, наряду с музеем, можно было бы сделать летний лагерь для православной молодежи. Моя же мечта – создать международный лагерь, куда бы приезжали дети из русского зарубежья и наши дети. Для одних это могло бы стать языковой практикой, для других – возможностью прикоснуться к русской истории, к тому, о чем учителя не расскажут. Думаю, что под это можно было бы получить и федеральные средства – например, из фонда поддержки соотечественников за рубежом.
Два года я работал над созданием цикла документальных фильмов "Русские без России", где ведущим был Никита Михалков. Мне посчастливилось общаться с русскими эмигрантами в четвертом и даже пятом поколении – их вера, их язык, их достоинство меня тогда потрясли. Мы должны вернуть эту Россию самим себе. Должны бороться за историческую память нашего народа! Вряд ли есть сейчас задача важнее. Именно об этом, кстати, говорил недавно и наш президент в фильме "Второе крещение Руси".
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте