Пошли на абордаж

Противостояние власти и владельцев маломерных судов зашло в тупик

Материал подготовил Александр СОКОЛОВ

6017

20 сентября 2013, 09:00

На прошлой неделе властям Саратова удалось (с привлечением полиции) демонтировать оборудование одной из лодочных баз, расквартированных на Зеленом острове. Есть основание полагать, что событие может повториться, только с уже большим ожесточением сторон. Это может случиться, если региональные власти приступят к ликвидации стоянок судов, расположенных в зоне строительства новой набережной. Пока хозяев маломерных лодок уговаривают покинуть территорию "по добровольному решению", их заверяют, что это единственно возможный способ сгладить конфликт. Однако сроки исполнения государственного контракта на освоение федеральных средств по обустройству набережной заставляют чиновников регионального правительства принимать более активные действия. Лодочники никому не верят и готовятся в случае активизации строительных работ выйти на новые митинги. Рассматривают они и вариант перекрытия навигации по Волге, а параллельно собирают компромат на строителей новой набережной.

 

Всесоюзная гордость

Ступать по настилу из старых досок неуютно – кажется, что могут провалиться прямо под тобой. Но директора лодочных баз и их сотрудники лихо прыгают по узким проходам и быстро взбираются по крутым лестницам с нижних ярусов на верхние. Мне дают единственное указание: "Не подходи близко к воде, поскользнешься на водорослях". А ведь в 1979 году одна из этих пугающих, на первый взгляд, конструкций попала во всесоюзный журнал "Катера и яхты" как образец строительства лодочных баз.

Занимая всего 42 метра длины волжской набережной, база "Маяк" вмещает 200 лодок. Суда размещены в четыре этажа. Для спуска лодок на воду используется хитрая система подъемных механизмов. А для удобства посадки пассажиров сооружены специальные причалы, с помощью которых любители водных прогулок могут с комфортом попасть на борт, минуя опасный склон бетонного берега. Свои премудрости, облегчающие спуск и подъем судов, есть и на других местах стоянки. Так, на базе "Дельфин" лодку с нижнего яруса прямо из воды ставят на ее место, и только во время весеннего половодья ее могут убрать на верхний ярус. Подобная схема используется и на большинстве других станций. Директора объясняют популярность технологии ее удобством и дешевизной. Человеку не нужно покупать прицеп, на котором приходится перевозить судно. Нужно учесть, что даже недорогая самодельная модель прицепа обходится в 20-40 тысяч рублей – почти сравнимо с ценой походившей по Волге "гулянки".

Сегодня отношения власти и лодочников далеки от идеальных. Главная причина тому – работы по расширению набережной. Областная власть исходила из того, что земельный участок, на котором расположены лодочные базы, находится в федеральной собственности, а его долгосрочным арендатором (право пользования – 49 лет) является Приволжская железная дорога. Но у хозяев маломерных судов на этот счет свое мнение…

По словам местных специалистов, приобрести видавшие виды "Амуры" и "Казанки" можно за 30-40 тысяч рублей. В разы дороже – от 50 до 150 тысяч рублей – обойдется новый мотор. Лодочные двигатели советского производства – "Вихри", "Ветерки", "Стрелы", "Нептуны" и "Камы" – сейчас на базах уже в диковинку. Для них почти не осталось запчастей, и любую вышедшую из строя деталь лодочникам приходится заказывать у саратовских умельцев, на заводах. Кстати, среди любителей отдыха на воде осталось немало заводчан, когда-то получивших места на стоянке за свои трудовые заслуги. Эти энтузиасты своими силами пытаются поддерживать в рабочем состоянии последние действующие образцы советских моторов. Но большинство лодочников уже перешли на продукцию корейских и японских производителей. "Даже в кредит моторы берут", – рассказывает директор базы "Маяк".

При этом сами владельцы судов утверждают, что практически никто из них свое занятие не бросает, а в начале нового века любителей отдыха на воде стало даже больше. Только на 17 базах, расположившихся вдоль побережья, расквартировано несколько тысяч судов. Местная "частная флотилия" до сих пор является одной из крупнейших не только в Поволжье, но и в России.

 

"Мы в своем праве"

Сегодня отношения власти и лодочников далеки от идеальных. Главная причина тому – работы по расширению набережной. Ведь с самого начала проект ни в малейшей мере не учитывал интересы владельцев маломерных судов. Областная власть исходила из того, что земельный участок, на котором расположены лодочные базы, находится в федеральной собственности, а его долгосрочным арендатором (право пользования – 49 лет) является Приволжская железная дорога. Но у хозяев маломерных судов на этот счет свое мнение: "Они ничего не могут с нами сделать. Если мы занимаем территорию незаконно, то это надо доказать в суде. Решение о размещении здесь лодочных баз нами было получено еще в советское время. Разрешения мы сначала получали в районных, а потом в городском исполкомах. Правопреемником этой структуры является администрация Саратова, – выражает общую позицию директоров руководитель базы "Дельфин" Юрий Марков. – Но сегодня эта власть как раз и требует нашего выселения".

Собравшиеся вспоминают, что сначала в категоричном тоне с ними пытался вести диалог заместитель главы администрации Александр Буренин. Но после ознакомления с предоставленными документами был вынужден несколько подкорректировать свою позицию. Лодочники обращают внимание и на то, что ни городские, ни областные власти, по их мнению, не имеют полномочий подавать в суд иск о сносе лодочных баз. "Да, земля находится в федеральной собственности. Вот поэтому только федерация и может заявить иск о том, что мы здесь находимся незаконно. А уже в суде мы будем представлять свои документы на право размещения баз, полученные еще в СССР", – поддерживает коллегу Георгий Кириллюк, директор базы "Маяк". – Если после развала СССР вы не получили новый документ на свою квартиру, разве вы перестали быть ее владельцем?".

Отсутствие новых документов на право собственности лодочники объясняют нежеланием властей выделить им землю. Попытки оформить землю, по их словам, предпринимались еще до начала реализации проекта реконструкции: "До 2003 года я платил и земельный налог. Но потом мне сказали, что этого делать не надо, – продолжает Марков. – Я попытался оформить землю своими силами. Прошел все круги нашей бюрократии, проводил съемку участка. Но все бесполезно, никому из нас напрямую не отказывают, но и оформлять участки не дают".

 

Раздвоение Канчера

Против чиновников играет время. Даже с учетом новых сроков строительство набережной должно быть завершено за два года. Госконтракт на проведение капитальных работ по ее реконструкции за счет федеральных и областных средств устанавливает строгие рамки. В случае, если исполнители не уложатся в срок, им придется не только возвращать в федеральный бюджет деньги, но еще и отвечать за срыв строительства. В итоге чиновникам, ответственным за проект, приходится чуть ли не заигрывать с владельцами баз. В этом смысле примечательной является запись одной из недавних бесед лодочников с зампредом правительства области Сергеем Канчером о возможном переносе лодочных баз за пределы стройки – на волнорез в районе грузового речного порта.

"Когда мы с вами в прошлый раз разговаривали, то я понял, что вам нужна помощь в этой миграции – переселении", – утверждал чиновник и всячески демонстрировал готовность эту помощь оказать. В качестве мер поддержки предлагалось привлечь инвестора, который обустроит территорию волнореза, а потом сдаст места под размещение лодочных баз в аренду. Против этого лодочники категорически возражают и предлагают чиновникам самим заняться благоустройством территории. Только после этого они готовы покинуть обустроенные места, а землю оставить в федеральной собственности. "Если придет инвестор и вложит 20-40 миллионов, то он их захочет потом собрать с нас, да еще и получить прибыль, а мы такие деньги заплатить не сможем", – возражали зампреду участники разговора.

Против чиновников играет время. Даже с учетом новых сроков строительство набережной должно быть завершено за два года. Госконтракт на проведение капитальных работ по ее реконструкции за счет федеральных и областных средств устанавливает строгие рамки. В случае если исполнители не уложатся в срок, им придется не только возвращать в федеральный бюджет деньги, но еще и отвечать за срыв строительства.

Сергей Канчер продолжал настаивать: "Но если помощь не нужна и вы все сами, то мы не против. Вы же понимаете, что у нас переселение вас – не наше основное предназначение. Сейчас для нас важно строительство набережной. Поэтому мы не хотим терять время. Поэтому мы торопимся, и вас местами торопим. Давайте уже быстрее". Поначалу чиновник последовательно демонстрировал свою доброжелательность: "Вас что – трогают, что-то отбирают, вам сказали, убирайтесь отсюда вон?  Я вам говорю, что вы уйдете отсюда по вашему добровольному решению! Вас никто не трогает, если вы решение не примете, значит, мы вам будем предлагать другое решение".

При этом понятие "добровольно" зампред понимал как-то по-своему. Лодочники объясняли, что для обустройства альтернативной площадки необходимы существенные вложения. "Сейчас волнорез, на который нам предлагают переселиться, находится в аварийном состоянии. Там провалы в бетоне, электричества нет, нужно прокладывать подводный кабель длиной около 600 метров. Организовать переправу своими силами. Но с этим мы сами хоть как-то можем справиться. Хотелось бы еще иметь площадку под стоянку автотранспорта. А аренду в четыре миллиона рублей в год мы просто не потянем", – объяснял  руководитель базы "Волна" Николай Сизов. Однако в ответ на сомнения своих оппонентов Сергей Канчер, забыв о гарантированной им добровольности переселения, заявил в повышенных тонах: "Вы со мной так разговариваете, будто я вам что-то должен. Это ваши проблемы, это вы там незаконно находитесь. Есть решение суда, нет решения суда – это ваши проблемы". И тут, пожалуй, чиновник слукавил: ведь за срыв сроков госконтракта отвечать, как профильный зампред, будет именно он.

 

Гулять или не гулять?

Некоторые руководители лодочных баз задаются вопросом: а нужна ли вообще на этом участке реконструкция набережной, как это видят чиновники областного правительства? Директор базы "Полиграфист" Виктор Кутин излагает свою точку зрения: "Да, пусть элеватор уже не работает, но по железнодорожной ветке все равно каждый день идут поезда – ее использует и комбикормовый завод, и мебельная фабрика. Но не это главное. Ветка имеет стратегическое значение, потому что по ней, по проекту, предусмотрен аварийный подвоз топлива для ТЭЦ. И кто бы что ни хотел, все равно с этой территории не удастся убрать дорогу, а соответственно не удастся переделать этот участок под деловую или жилищную застройку или зону отдыха горожан".

С такой позицией частично соглашаются и в архитектурном сообществе города. Так, директор ГАУ "Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве" Сергей Лазарев, еще будучи главным инженером ГУПП "Саратовгражданпроект", отмечал: "Промзона в районе саратовской набережной практически выродилась. Но было бы целесообразно заняться комплексным развитием этой территории, прежде чем задумывать там размещение мест массового отдыха горожан либо, например, соляриев. Более того, через эту территорию пролегает большое количество инженерных сетей, в частности ливневая канализация, поэтому любое строительство сопряжено с рядом сложностей".

Его слова подтверждают и сами лодочники. "Я не понимаю, как тут будут делать пешеходную зону, если много лет эта территория формировалась под совсем другие цели", – недоумевает директор "Полиграфиста" Виктор Кутин. Оказывается, в районе нескольких баз проходят не только ливневые канализации, но и ведется водозабор технической воды для нужд промышленных предприятий и отопления. Весьма примечательно, что этой информацией строители не владели. Проложенные в земле трубы то и дело становились для них очередным сюрпризом. По рассказам лодочников получается, что в результате ливневую канализацию просто заасфальтировали, и теперь она может размывать едва обустроенные участки берега.

Владельцы судов подмечали и тщательно документировали и другие оплошности проекта реконструкции, а также довольно странные дела, происходившие, по их словам, на стройке (реализует проект скандально известная компания "Саратовгесстрой"). Они рассказывают, что в основание будущей набережной строители засыпали землю и песок прямо со дна Волги. В ход якобы идет даже строительный мусор, в то время как груженные качественными стройматериалами машины покидают пределы набережной. Все эти рассказы иллюстрируются фотографиями, которые дают лишний повод усомниться в качестве проводимых работ.

 

Пятая колонна

Обращая внимание на недостатки строительства, лодочники поясняют, что в пределах своих лодочных баз они и сами не раз проводили ремонтные работы. "Если на волнорезе, куда нам  предлагали переехать, уже сейчас нужно вести реконструкцию, то у нас еще 20 лет основания турбаз простоят без капитального ремонта", – утверждает Николай Сизов. По его словам, каждый год взамен вымываемого водой грунта засыпался новый. Впрочем, в последнее время лодочники свели свою ремонтную активность к минимуму.

Кстати, как выяснилось, существенная часть владельцев маломерных судов – это чиновники средней руки, бывшие полицейские, сотрудники ФСБ, следственных органов и судов, а также военные. Многие из них по закону не имеют права покидать пределы страны в течение пяти лет после окончания службы. Им-то уж точно приходится обустраивать места для отдыха на родине. И каждый с трепетом относится к любимому способу организации семейного досуга.

Например, они не собираются делать вложения в дорогу, пролегающую вдоль их баз, и объясняют это, конечно же, неопределенностью своего положения и перспективой быть лишенными насиженных мест. Владельцы лодок поясняют, что готовы были бы взять на себя часть расходов (то есть, по сути дела, стать соинвесторами развития территории набережной), если бы к их мнению прислушались. "Мы готовы всю территорию даже с воды закрыть баннерами, а с земли установить современное ограждение, которое не испортит внешний вид прогулочной зоны", – рассуждает Георгий Кириллюк. При этом он отмечает, что каждая из турбаз сейчас еще и налоги платит: "За год получается 400-600 тысяч рублей в бюджеты, при том что стоянка одной лодки обходится примерно в 700 рублей в месяц ". Брать с людей больше владельцы баз не хотят и не могут, так как немалая часть лодочников – это пенсионеры, для которых и предложенные суммы существенны.

Кстати, как выяснилось, существенная часть владельцев маломерных судов – это чиновники средней руки, бывшие полицейские, сотрудники ФСБ, следственных органов и судов, а также военные. Многие из них по закону не имеют права покидать пределы страны в течение пяти лет после окончания службы. Им-то уж точно приходится обустраивать места для отдыха на родине. И каждый с трепетом относится к любимому способу организации семейного досуга. Конечно, эти люди не пойдут митинговать, как другие лодочники, но и бездействовать в кризисной ситуации вряд ли будут – по крайней мере, просто так не сдадутся.

 

Волжские бастионы

В итоге сейчас именно областные чиновники оказались в патовой ситуации. С одной стороны, они не могут в судебном порядке понудить лодочников покинуть место их дислокации, и даже подать иск не могут. С другой – именно региональные власти отвечают за исполнение обязательств по реконструкции перед федеральным центром. На разбирательство дела в судебных инстанциях, а тем более на исполнение решения вполне может уйти не один год, ведь придется решать судьбу 17 баз и тысяч людей, размещающих здесь свои суда. Представителям власти приходится действовать чуть ли не партизанскими методами. Лодочники рассказывают, что строительство в непосредственной близости от лодочных баз уже началось. "В минувшие выходные приходил какой-то человек, сказал, что прораб и что в воду они начнут забивать шпунты", – рассказывает Николай Сизов. Георгий Кириллюк  вспоминает, что раньше в полутора метрах от причала базы "Маяк" строители уже пытались забивать сваи.

Решение вопроса о лодочных базах на Зеленом острове проходило с меньшим сопротивлением, так как в этом случае есть вступившие в силу судебные решения. Но лишение пристанища для одних лодочников может усилить сопротивление остальных. Ведь покинувшие свои базы владельцы судов тут же перейдут на свободные места предстоящей стройки. И каждый новые бастион, на который власти будут покушаться, саратовские лодочники будут защищать со все большим рвением.

Вопрос о размещении баз на территории волнореза в грузовом порту тоже пока повисает в воздухе. Чиновники не могут провести обустройство этой площадки ввиду отсутствия средств, а владельцы судов не согласны начинать все с нуля.

Все более очевидными становятся промахи, допущенные еще на стадии проектирования. Ведь никто даже не пожелал предусмотреть элементарное – пирсы и волнорезы, к которым могли бы причаливать небольшие лодки, яхты и катера. Возможно, избежать большого скандала, а заодно и сохранить речную флотилию маломерных судов смог бы новый, откорректированный проект реконструкции набережной. Но для этого сначала придется признать допущенные просчеты. А пойдут ли на это власти?

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.4 1 2 3 4 5