Велосипед – незаменимое транспортное средство небольших поселков и деревень – постепенно пытается расширить свои права и в городском пространстве Саратова. Кто не знает, что сегодня это не только экологичный, недорогой и безопасный для окружающих, но еще и сравнительно быстрый способ передвижения в перегруженном машинами областном центре. Два колеса позволяют не терять время в длинных пробках. Уже сейчас, по подсчетам активистов, занимающихся популяризацией велосипеда, несколько десятков тысяч людей потенциально готовы ежедневно пользоваться этим способом передвижения по городу. Дело лишь за удобной инфраструктурой: велодорожками, пунктами проката, парковками на городских улицах и у торговых центров. Создание качественной велосипедной инфраструктуры может принципиально изменить дорожно-транспортную ситуацию в Саратове. С дорог могут, хотя бы в летнее время, пропасть тысячи автомобилей. За первыми шагами властей по превращению Саратова в велосипедный город наблюдал корреспондент "Взгляда-онлайн".
ПДД для двух колес
Даже недорогой двухколесник позволяет двигаться в потоке транспорта со средней скоростью 15-30 километров в час, что подчас вдвое быстрее "ползучих" саратовских заторов. Что касается скоростных моделей, то они позволяют ускоряться до 40-50, а на отдельных участках – даже до 60 километров в час. Иными словами, этот транспорт по затратам времени на преодоление того или иного маршрута уже вполне может конкурировать с автомобилем (при соблюдении предусмотренного ПДД скоростного режима). Более того, велосипед постепенно становится еще и модным средством коммуникации в молодежной среде, объединяя любителей двухколесного транспорта здоровыми общими интересами.
На сегодняшний день в Саратове насчитывается несколько десятков тысяч веловладельцев, стремящихся на городские просторы. По подсчетам самих активистов, в среднем каждый десятый саратовец имеет двухколесный велосипед, и как минимум четверть из них периодически использует этот вид транспорта для езды по городу. Кроме того, люди кооперируются через социальные сети, устраивают совместные велопробежки, путешествия по области и спортивные праздники, а некоторые по городу предпочитают ездить на своем двухколесном друге даже зимой. Благо сейчас для этого есть все возможности: специализированные тормозные системы с защитой от обледенения, резина на шипах и антикоррозийные смазки для цепей и подшипников.
Только в группе "Саратов Велосипедный" в социальной сети "Вконтакте" состоит более двух тысяч участников! А таких сообществ – десятки.
Кто кого?
Постепенно, следуя за интересами прогрессивной части общества, и городские власти стали обращать внимание на тех, кто хотел бы освободить от себя городской пассажирский транспорт. И даже сделали первые шаги навстречу – в Саратове появились нескольких велодорожек. Одна из них проходит по улице Рахова, вторая – в районе Магистрали.
Но проблему велосипедистов в какой-то мере попытались решить за счет пешеходов. Проще говоря, кое-где чиновники даже не стали особо утруждаться строительством специальных дорожек для любителей езды на двух колесах, а предпочли ограничиться дополнительной разметкой прямо на тротуаре, по которому продолжают спокойно ходить люди. При этом с другой стороны, на той же улице, предусмотрена специальная зона для движения людей с ограниченными возможностями. Она оборудована поручнями и креплениями для фиксации инвалидных колясок. В такой ситуации пеший горожанин оказывается буквально зажат между колясочниками и велосипедистами. Выбор у него, прямо скажем, небогатый: уступая дорогу инвалидной или детской коляске, человек рискует попасть под колеса велосипедиста, который вполне может разогнаться на спуске до 30-40 километров в час. Последствием возможного столкновения может стать настоящая авария и серьезная травма. При этом, что особенно интересно, в соответствии с п. 24 ПДД виновником такой аварии будет считаться именно пешеход. Впрочем, сами велосипедисты пока философски относятся к возможному соперничеству с пешеходами: "Если я сегодня выгоню их с велодорожки, то завтра и меня погонят отовсюду".
Свои претензии к велосипедистам появились и у пожилых людей, привыкших проводить время на аллее улицы Рахова. Пенсионеры рассказали, что несколько раз сами чуть не попадали под колеса, а одну их знакомую велосипедист таки все же сбил. При этом на вопрос, а по какой части дороги они ходят, люди с недоумением отвечают: "Да тут везде тротуар, какая дорожка? Я же тут сорок лет хожу".
Уткнулись в тупик
Кое-где все же распорядителям бюджета удалось проложить специальные трассы для велосипедистов. Один из таких участков удалось разыскать неподалеку от городского парка. Новая трасса – узкое асфальтовое полотно – была проложена не возле дороги или на тротуаре, а непосредственно посреди зеленой зоны. Шириной эта дорожка оказалась около метра, местами чуть больше. То есть два встречных велосипеда непременно должны либо остановиться, либо врезаться друг в друга. Впрочем, и желающих воспользоваться велосипедным маршрутом, несмотря на выходной день, оказалось совсем немного. Более чем за час на этом участке корреспондентам посчастливилось увидеть лишь троих велосипедистов, один из которых к тому же оказался ребенком, прогуливающимся вместе с родственником.
Но особое "восхищение" вызвала технология строительства этой, с позволения сказать, велотрассы. Новый асфальт был уложен… прямо на землю и местами уже успел треснуть или провалиться. "Какая подложка, какая гравийная подушка? – удивлялись вопросам журналиста местные жители. – Вроде прямо так на землю и клали.
А что, может для этих велосипедов-то и так пойдет? Все равно у нас все дороги после зимы переделывать надо". Гораздо категоричнее высказался по поводу качества дорожного покрытия повстречавшийся велосипедист: "До того, как дожди пошли, казалось, что хорошая дорожка была, а сейчас вся расклеилась – трещины, ямы, асфальт отваливается. Весной приеду, думаю, уже не найду ее. А не будет у нас дорожек и парковок, наверное, опять на машину пересяду".
Объяснив свою позицию, велолюбитель закутался в дождевой комбинезон и укатил прочь. В общем, и этот человек, самоотверженно, личным примером отстаивающий права экологичного транспорта, безопасного движения и здорового образа жизни, не оценил должным образом усилия властей. Да и как можно положительно оценить такую работу? Вот и получается, что пока благие намерения городских администраторов не решили поставленных задач, на поприще обустройства велосипедной среды чиновники не преуспели, и никто не оценил их труд положительно – ни пешеходы, ни обладатели двухколесного транспорта. Да и как объяснить накануне отопительного сезона, зачем вообще этим саратовцам нужны велодорожки, пандусы и еще эта… как ее… благоустроенная среда?
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте