В пожарном порядке

От строителей филармонии ждут соблюдения сроков и качества

Материал подготовила Елена ТАЛПЭУ

4165

2 октября 2013, 09:00

Судьбу здания на Соборной площади, 9, можно разделить на три периода: исторический (до пожара), кочевой (после трагического воспламенения) и, наконец, период надежд и обретений – воссоздания концертного зала и реконструкции всего здания. Как гласит история, художественная биография этого места началась с театра саратовского купца и мецената Григория Очкина, потом здесь был клуб работников НКВД, после чего здание обиходили и придали ему принципиально новый статус артисты областной филармонии. Последние семь лет филармония работала на чужих площадках. Надежда вернуться "домой" появилась после того, как федеральный центр выделил необходимые для ремонта и такие непосильные для областного бюджета деньги. Как ни странно, но тяжелые испытания могут обернуться для филармонии новыми, до этого немыслимыми преимуществами. Кто-то даже цинично считает, что пожар помог филармонистам (как 1812 год Москве). Ведь здание уже находилось в далеко не лучшем состоянии, то есть постепенно разрушалось. И еще неизвестно, нашлись бы, при более плавном течении событий, деньги на капитальный ремонт.  

 

От Очкина до НКВД

Представления в здании у Липок начали давать во второй половине 1880-х годов, хотя само оно было построено еще в 1876 году. Сначала это были нерегулярные цирковые выступления. 14 января 1888 года спектаклем "Ревизор" в прилегавшем саду был открыт драматический театр "Общественное мнение", также "Ренессанс", более известный как театр купца Григория Очкина. В марте 1894 года здесь впервые в Саратове на летний сезон было установлено электрическое освещение. Помимо драматических артистов на сцене выступали куплетисты и певцы, рассказчики, фокусники, хор. На зиму сад превращался в каток. После пожара 1901 года и смерти Григория Васильевича, в 1902 году театр был возрожден его сыном Николаем. В 1904–1906 годах по проекту известного саратовского архитектора Александра Клементьева было построено новое, каменное здание театра. Спектакли и представления давались вплоть до начала Гражданской войны. В 1920 году, в уже национализированном и пустовавшем здании, произошел еще один пожар. В уцелевшей части был размещен клуб работников НКВД (по другим данным – клуб пожарных). Сгоревшее крыло было окончательно разобрано в 1930-е годы, сейчас на его месте жилой дом.

Огонь преследовал здание и позже, как историческая насмешка над сообществом пожарных. В 1951 году в клубе из-за утечки газа произошел взрыв, после чего последняя часть театра Очкина была снесена. Год спустя на этом месте было начато строительство современного здания саратовской филармонии, которая до этого размещалась в кирхе, рядом с сельскохозяйственным институтом. Согласно веяниям эпохи кирху решили снести. Естественно, встал вопрос: куда девать музыкантов? Лучшего места, чем бывшее здание клуба НКВД, власти не нашли. Иными словами, саратовские филармонисты никогда не имели собственного, соответствующего концертным стандартам здания и зала, и вынуждены были приспосабливаться к тому, что им предлагали.

В 2003 году, после ревизии советского имущества, филармонию отнесли к объектам исторического значения. Хотя… "Архитектура здания филармонии была типичной для того времени, когда оно строилось, никто не задумывал его как памятник", – уточняет директор филармонии Елена Ченченко.

 

Огонь способствовал…

В свою очередь саратовские архитекторы и эксперты в области строительства сегодня с сожалением отмечают, что перманентная переделка здания филармонии в свое время велась некачественно и в прямом смысле изрядно подкосила строение. "Во время многочисленных перестроек объекта строители не до конца убирали старый фундамент, а новый опирали на рыхлые грунты, засыпку. В результате ровно филармония стояла до тех пор, пока у нас в Саратове были очень хорошие грунтовые условия, пока вода в городе была глубоко", – рассказывает Алексей Савинов, директор предприятия ЗАО "Геотехника-СПИ", разработавшего в 2008 году новый проект реконструкции филармонии. По его словам, как только в Саратове начался подъем уровня грунтовых вод, сопровождавшийся периодическими затоплениями подвалов, произошли во многом фатальные, сложно поправимые в архитектурном смысле подвижки самого здания. "Кроме того, концертный зал филармонии многократно достраивался, удлинялся. Там были вертикальные, ничем не перевязанные и не закрытые деформационные швы. Кто ходил в филармонию на концерты, видел эти трещины в стенах", – вспоминает Савинов.

"Филармония еще до пожара имела тенденцию к разрушению. Фундамент постепенно обваливался, в стенах здания имелись трещины, несущие конструкции нуждались в усилении", – подтверждает слова Савинова Елена Ченченко. "Здание буквально лопнуло пополам. В стене концертного зала, рядом со сценой образовалась огромная трещина", – вторит ей Светлана Краснощекова. Артисты вспоминают, что был знаменательный, не в лучшем смысле этого слова, случай зимой 2002 года, когда оркестру фактически пришлось играть, сидя в сугробах на сцене, потому что сквозь трещину залетал снег.

21 ноября 2006 года ситуацию "откорректировал" большой пожар. Прокуратура Волжского района возбудила по факту возгорания уголовное дело. Ущерб имуществу был оценен в миллион рублей, а стоимость ремонта – в 100 миллионов. Саратову, и без того не слишком богатому на концертные залы, был нанесен серьезный культурный ущерб. Пострадало не просто помещение. Пострадали многочисленные любители качественной музыки и сами музыканты, оставшиеся без крыши над головой. Сгорело не все здание, а только концертный зал. Административная часть сохранилась и использовалась до начала масштабной реконструкции в апреле 2013 года. Когда был заключен контракт с подрядчиком, всех музыкантов, включая администрацию филармонии, попросили покинуть остатки обжитого дома. До этого только небольшие творческие коллективы могли музицировать на Соборной площади, 9. Хуже пришлось оркестру, для которого зал – и сцена, и репетиционная площадка. На протяжении шести лет основной репетиционной базой филармонии был деловой центр "Тесар-Сити" в Октябрьском ущелье.

"С утра туда отвозили академический симфонический оркестр, потом забирали. Во вторую смену у нас репетировал "Волга-Бэнд". Иногда приходилось делать по четыре рейса в день", – рассказывает о "чемоданных" репетициях директор филармонии.

 

Проект для музыки

После пожара ежегодно в областной бюджет закладывались небольшие деньги, которые в 2008 году позволили министерству капитального строительства Саратовской области заказать проект реконструкции филармонии, что обошлось в 10 миллионов рублей. Разработчик проекта – ЗАО "Геотехника-СПИ" – в свое время осуществлял авторский надзор за состоянием объекта. В той части здания, которая не пострадала от пожара, архитекторы запланировали устройство малого камерного зала на 150 мест, в котором была предусмотрена возможность установки органа. Ну а главный зал после ремонта вообще должен стать лучшей концертной площадкой Саратова. Теперь он обретет форму амфитеатра на 650 (вместо 534) мест, обставится двумя большими балконами и современными системами вентиляции и отопления.

Министр культуры Саратовской области Светлана Краснощекова рассказала: "До пожара филармонии Саратовская область не имела ни одного концертного зала, который был бы специально построен для исполнения симфонической музыки. Старый концертный зал не отвечал никаким требованиям и стандартам, это был обычный клуб. Нельзя, наверное, говорить, что пожар помог филармонии преобразиться, иначе нас обвинят в том, что мы ее специально подожгли. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло".

Уже сейчас ясно, что здание филармонии после реконструкции претерпит значительные изменения. По словам Елены Ченченко, планируется увеличение всей полезной площади практически в два раза – с 2 300 до 5 500 квадратных метров. Изменится почти все, кроме охраняемого, как историческое наследие, фасада здания.

Напомним, что долгое время денег на реализацию масштабного проекта реконструкции у области не было, а интенсивные работы начались лишь недавно. Общая смета работ потянула на 400 миллионов рублей. В 2009 году на начало строительных работ было заложено 40 миллионов. В кризисный период региону было не до культуры, и ремонт отложили до лучших времен. Тогда возмущенные музыканты чуть было не пошли на отчаянный шаг, решив в качестве протеста дать концерт прямо в выгоревшем зале, но стерпели. И терпели так еще до 2011 года.

"Финансирование было, конечно, очень маленьким, а на федеральный уровень мы никак не могли выйти. В 2011 году,  просто уже был крик души и музыканты, собравшись, написали письмо Валерию Радаеву и инициировали приезд Вячеслава Володина на площадку сгоревшего здания. Звезды сошлись, и письмо артистов попало Владимиру Путину, который распорядился выделить деньги", – вспоминает Краснощекова. До 2012 года были проведены работы на 28,6 миллионов рублей. Всего из федерального бюджета было выделено 300 миллионов, и чуть менее 100 миллионов потратила область.

 

Время "Ч"

Отметим, что областной бюджет никогда не предусматривал реконструкцию филармонии в том объеме, в каком она осуществляется благодаря федеральным ассигнованиям. Хотя до 2006 года фундамент здания по периметру концертного зала и боковых пристроек частично уже был усилен.

"Работа проводилась и до пожара, по инициативе самой филармонии, и по мере ее финансовых возможностей. Усиливались фундаменты колонн под холлом – там, где была гардеробная, боковых крыльев здания, которые тоже разрушались и отходили от основного строения. Частично, может быть, это даже спасло здание", – комментирует Савинов. И это не просто слова. "Здание могло в любой момент сложиться как карточный домик. Я думаю, могли быть и жертвы, потому что каждую зиму елочные  представления посещали по 600-900 детей в день. Те колонны, которые держали первый этаж, могли рухнуть", – заявляет теперь министр культуры Светлана Краснощекова.

Несмотря на проведенные до пожара ремонтные работы, огромное количество воды, использованной при тушении, как мощный селевой поток размыло границы капремонта, превратив концертный зал в котлован. Ряд помещений под сценой были затоплены. Залитые грунты вызвали дополнительные деформации здания. Поэтому в 2008 году "Геотехнике-СПИ" вновь пришлось проводить обследования, а право начать стройку, выиграв открытый аукцион, получило ООО НППФ "Строй-Реставрация". Сейчас на него возложена ответственность за выполнение работ в срок, установленный губернатором области. При этом важно не пренебречь качеством работ. Тем более что в средствах массовой информации стали появлялись сведения о внештатных ситуациях, о чуть ли не обрушениях, вызванных строительными работами.

Напомним, что долгое время денег на реализацию масштабного проекта реконструкции у области не было, а интенсивные работы начались лишь недавно. Общая смета работ потянула на 400 миллионов рублей. В 2009 году на начало строительных работ было заложено 40 миллионов. В кризисный период региону было не до культуры, и ремонт отложили до лучших времен. Тогда возмущенные музыканты чуть было не пошли на отчаянный шаг, решив в качестве протеста дать концерт прямо в выгоревшем зале, но стерпели. И терпели так еще до 2011 года.

"После вскрытия всех полов, стало понятно, что здание нуждается в усилении даже тех перекрытий и конструкций, которые в проект не входили. Поэтому это не внештатная ситуация, а желание строителей добросовестно выполнить работы", – заверила Елена Ченченко. Тем не менее, подогреваемые прессой страхи, а также требование возврата федеральных средств, в случае их не освоения до 25 декабря, спровоцировали приезд Валерия Радаева на строительную площадку и личный осмотр проведенной работы. "Если мы из текущего графика выходим, то о каком общем графике можно говорить. У нас есть единый день ввода – 15 декабря. Чтобы он состоялся, мы не можем ни одного дня проигрывать. Это даже не обсуждается", – горячился тогда губернатор.

Проектировщики и строители подтверждают, что их сейчас больше всего волнует вопрос, как успеть сделать работы до холодов и морозов. "Строители делают все возможное. Конечно, хорошо быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Конечно, хотелось бы и денег, и времени в несколько раз больше, тогда можно было бы некоторые вещи улучшить, – признается Савинов. – В то же время мы отстаиваем те решения, которые были приняты в проекте, чтобы не было каких-то упрощений. Мы все-таки надеемся, что это будет качественный зал, который все любят и помнят".

Так будет ли новый зал филармонии открыт в середине декабря, как это и предусмотрено требованиями федерального центра? Заместитель председателя правительства области Сергей Канчер уверяет журналистов,  что причин сомневаться в этом нет. Губернатор не ждет от строителей никаких оправданий. До наступления назначенного срока осталось полтора месяца. Мы тоже будем следить за ходом работ…

 

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 5 1 2 3 4 5