Призрак Пугачева

Угроза массовых волнений является способом шантажа слабой власти и прикормленных правоохранителей?

В Красном Куте побывал Александр СОКОЛОВ

8024

11 июня 2014, 09:00

Заявление о вымогательстве стало основанием для двухмесячного ареста задержанных в Краснокутском районе выходцев из Карачаево-Черкесской республики. В области заговорили о возможности повторения прошлогодних событий в Пугачеве. Корреспондент "Взгляда-онлайн" побывал на месте конфликта, пообщался с местными жителями, а также с родственниками задержанных, в том числе с их русскими и украинскими женами.

 

Народ и население

Географическое положение Краснокутского района (южная часть Левобережья Саратовской области) в немалой степени определило пестрый национальный состав его населения. Район граничит с Волгоградской областью, недалеко и граница с Казахстаном.

Но провести полноценный "смотр сил" так и не удалось: к моменту сбора заинтересованных лиц на народный сход прибыли и сотрудники ОМОНа. По этой причине так и осталось неясным, представители каких национальностей и диаспор считают себя на краснокутской земле местными и кто тут приезжие.

Левый берег Волги, по которому издревле гуляли племена степняков, со временем все больше привлекал переселенцев из западных краев. Предки многих нынешних краснокутцев пришли с территории Украины в 17-18 веках, а также из Германии. В советское время район частично входил в состав Республики немцев Поволжья. В 19-20-м веках эту территорию стали активно осваивать и другие народы бывшей Российской империи, затем СССР и РФ. В том числе переселенцы с Северного Кавказа и Закавказья, из Средней Азии и даже из Иракского и Турецкого Курдистана.

По данным последней переписи, костяк проживающих в районе составляют русские – порядка 25 тысяч человек из 35 тысяч местного населения. Здесь также осели и живут более 200 чеченцев, 300 курдов, около 400 немцев, порядка 500 армян, 700 татар, 1000 украинцев и более 5000 казахов. Немало выходцев из Азербайджана, Дагестана, бывших советских среднеазиатских республик. Есть удмурты, евреи, марийцы, башкиры, корейцы.

Однако 29 мая на стихийном митинге у магазина "Народный" обсуждали только карачаевцев, которых по официальным данным в районе проживает всего 20 человек (примерно полдюжины семей).

 

Сход – не стрелка

На импровизированный сход у магазина собралось около тридцати человек. За сутки до этого, во время празднования Дня пограничника, именно здесь и произошел конфликт с карачаевцами. Позже выяснилось, что он был отголоском других, более ранних стычек, первая из которых случилась еще в конце прошлого года. Обмывая покупку автомобиля, местные, якобы, вспомнили о какой-то старой обиде и решили потребовать извинений у лица, ее нанесшего. Но провести полноценное выяснение отношений в тот день сторонам не удалось, и они решили перенести "разговор" на завтра. К этому времени обе стороны, якобы, уже хотели задействовать максимальное число своих союзников.

Как раз в это время по Красному Куту и пошли слухи о том, что собирается сход всех жителей, пострадавших от "переселенцев с Кавказа". "Большую часть тех, кто собрался на месте предполагаемого выяснения отношений, составляли люди, которые вообще мало что о конфликте знали – так сказать, зеваки из подъездов", – вспоминает непосредственная участница событий, консультант по общественным отношениям и информации администрации Краснокутского района Лидия Краснова. Она отмечает, что и национальный состав "веча" был достаточно пестрым: "К котельной приехали не только русские, казахи, армяне, но и несколько студентов-медиков из Чечни и Дагестана".

Но провести полноценный "смотр сил" так и не удалось: к моменту сбора заинтересованных лиц на народный сход прибыли и сотрудники ОМОНа. По этой причине так и осталось неясным, представители каких национальностей и диаспор считают себя на краснокутской земле местными и кто тут приезжие. Представители администрации района, прокуратуры и полиции (в том числе ГУ МВД по Саратовской области), а также оперативно прибывший на место событий министр области – председатель комитета общественных связей и национальной политики Борис Шинчук стали выяснять первопричину конфликта. По версии собравшихся, приезжие из Карачаево-Черкесии вели себя в Краснокутском районе вызывающе, запугивали местных жителей, вымогали деньги.

"Но фактов не было, – отметила Лидия Краснова. – На задержанных жителей Дьяковки сразу, на месте событий, не поступило ни одного заявления. Мне самой не было понятно: вроде собрались 30 здоровых, крепких мужиков и говорят, что их притесняют. Я спрашиваю, кто именно? Как можно втроем запугать 30 человек? Но когда пошел более детальный и обстоятельный разговор, стало ясно, что их недовольство было вызвано в целом приезжими, безотносительно какой-то одной национальности. А конфликт с тремя или четырьмя представителями КЧР в тот самый момент стал лишь детонатором".

Между тем сразу после схода потерпевшие от новоселов-карачаевцев все же нашлись. По крайней мере, первые показания дали двое граждан района – Джаладян и Дуванов. По версии следствия, речь может идти о случае вымогательства. Позже источники "Взгляда-инфо" в полиции сообщили, что задержанные к тому времени выходцы из Карачаево-Черкесии могут быть причастны к целой серии подобных эпизодов, а также к торговле наркотиками и изнасилованиям. На всякий случай в город ввели усиленные подразделения ОМОНа, которые находились там до 3 июня.

 

Жены против

В местном отделе полиции корреспонденту ИА "Взгляд-инфо" отказались давать какие-либо комментарии, порекомендовав обратиться в областной главк. Зато супруги задержанных, с которыми нам удалось поговорить, охотно рассказали о своей версии событий.

"29 мая наших мужей пригласили к следователю, – рассказывает Мария Афанасьевская, супруга задержанного Кемала Коркмазова. – Там им сообщили, что некий Дуванов написал заявление. До 31-го их не было дома, мы общались по телефону, но даже не знали, задержаны они или нет. Затем их освободили. Но не успели мы доехать до дома в Дьяковку, как к нам снова приехали и мужей забрали. При этом провели обыски, ни у кого ничего не изъяли, ничего запрещенного не нашли". Второй раз мужей задержали на 48 часов, а затем и вовсе арестовали на два месяца.

В разговоре с журналистом женщины категорически отрицают всякую причастность своих мужей к преступной деятельности. "Мой муж, Салис Темирезов, обчный работник хозяйства, он скотиной занимается, – рассказывает Юлия Темирезова. – Глаза на лоб вылезают, когда я читаю, о том, что журналисты пишут про них. Будто бы банда какая-то, вымогательства, разбои, даже изнасилования им приписывают".

Не меньшее негодование женщин вызывает оценка их как "приезжих". "Как могут такое говорить? Мужья приехали в район в середине 1990-х годов. Мы поженились, старшему ребенку девять лет, – недоумевает Афанасьевская – У Юли тоже ребенок тут родился. Ну какие мы приезжие?".

В разговор включается Татьяна Бакулина: "Вот на меня посмотрите, со мной поговорите, я двоюродная сестра Руслана Мукаева. Он даже не карачаевец. Да, у него отец чеченец, а мама русская, местная, из Красного Кута. Она уважаемый человек, фельдшер. Он жизнь живет с мамой. Он ей помогает".

"Несколько дней у нас в селе шли почти повальные опросы всех местных жителей, – продолжает тему гражданская жена Руслана МукаеваДарья Предыбайло. – Людей останавливали прямо на улицах, выпытывали, есть ли жалобы, кто что о них знает".

При этом женщины не скрывают причину задержания своих мужей. По их версии, все это месть со стороны армян, с которыми поссорились их супруги: "Потерпевший – армянин, судья у них – армянин, теперь и прокурор будет армянин… Неужели не ясно, что к чему?".

 

С другой стороны

Армянская диаспора Красного Кута, пусть и не самая многочисленная, оказывает заметное влияние на экономику и общественную жизнь района. Наиболее заметная фигура – местный бизнесмен, владелец крупнейшего в районе торгового центра "Мир", меценат и общественник Арсен Косян. Он тесно взаимодействует со многими местными производителями и малыми предпринимателями, заинтересованными в расширении сбыта своей продукции на местном рынке. К слову сказать, все задержанные имели непосредственное отношение к сельскохозяйственному бизнесу, занимались разведением скотины, ее перепродажей. Карачаевцы из Дьяковки вполне могли быть партнерами Косяна – например, поставлять мясо на продовольственные точки ТЦ, а могли быть конкурентами – новой силой, желающей контролировать местный бизнес.

Самого Арсена Косяна вряд ли кто может заподозрить в какой-либо дискриминации торговцев по национальному или религиозному принципу. Наоборот, он известен как сторонник веротерпимости и меценатства. Жертвовал деньги даже на строительство мечети в Красном Куте, способствовал открытию на принадлежащих ему торговых площадях отдела с исламской атрибутикой и продукцией. А для предпринимателей установил льготный период на несколько первых месяцев, в течение которого те даже не платили аренду. Через торговую точку шла реализация халяльной мясной продукции (возможно, в том числе и из Дьяковки), а также других традиционных мусульманских продуктов и товаров, произведенных в Татарстане и Дагестане. У бизнесменов из этнических армян (членов общества "Крунк") вполне могли быть контакты с поставщиками мяса из Дьяковки – национального анклава карачаевцев. Но как они развивались и был ли там хоть какой-то повод для конфликта, сказать сейчас никто не может.

Поговаривают, что конфликт между национальными общинами возник из-за передела сфер влияния на рынке торговли наркотиками (прежде всего, спайсами): якобы приезжие из КЧР вторглись на территорию, давно контролируемую аборигенами под "крышей" местной полиции и прокуратуры. По слухам, народный сход был заранее спланированным и организованным ответом старой этнической мафии на притязания новой группировки. Угроза массовых беспорядков и повторения Пугачева в новом изводе вроде использовалась как шантаж бездействующей районной власти и прикормленных правоохранителей, которые вынуждены были объявить банду приезжих вне закона.

А вот по версии чиновников районной администрации, все началось с банального бытового конфликта в местном ночном клубе "Золотой теленок": "В кафе преимущественно собирается молодежь до 30 лет. Заведение работало ежедневно до четырех утра, но сейчас мы уже изменили эту практику, – рассказывает Краснова. – А конфликт возник в баре, как это и бывает обычно в любых барах. Они решили разобраться по своим молодежным понятиям, а вышло из этого серьезное событие, поставившее на уши столько людей".

 

А город подумал…

Спустя несколько дней после случившегося ничто в Красном Куте не напоминало о конфликте. Единственный пост ОМОНа, который увидел корреспондент, находился возле ТЦ "Мир". Ни на въездах в город, ни в самом Красном Куте стражей порядка нигде не было заметно, за исключением местного отдела полиции. Горожане, с которыми удалось пообщаться, на все наши расспросы искренне недоумевали: "Ну, подрались пацаны, мало ли что не поделили. Из-за этого спектакль устраивать надо?". На вопрос о межэтнических конфликтах, очагах напряженности: "У нас? Какие конфликты, вы о чем? У нас столько лет все живут вместе – русские, казахи, украинцы, немцы, узбеки, армяне, грузины… Люди к этому привыкли, относятся друг к другу терпимо, с пониманием, дружат".

С этой идиллической картиной, впрочем, не совсем согласуются некоторые тревожные сигналы, о которых рассказали чиновники районной администрации: "Да, был у нас случай этой весной, – вспоминает Лидия Краснова. – 11 апреля на главной площади Красного Кута, перед зданием администрации, молодой человек начал танцевать лезгинку. Делал он это перед памятником павшим в Великой Отечественной войне. Когда мы к нему подошли, то он с вызовом сказал: ну и что я нарушил? Штраф 500 рублей? Давайте заплачу. Тем самым он нам показывал, что не только знает, что нарушил закон, но и подкован – знает, сколько "стоит" проступок. А вот уже дальнейшее его поведение стало причиной не только штрафа, но и ареста". Впрочем, по словам чиновницы, после того как с нарушителем обстоятельно поговорили, он понял, что был неправ.

Местный житель Джамаладдин Зутов, пришедший в администрацию на мероприятие, посвященное Дню социального работника (и случайно оказавшийся свидетелем разговора), изложил нам свое видение вопроса: "По национальности я аварец, но российским человеком считаю себя в такой же степени, как и вы. Может быть, даже русским человеком, так как живу я не в Дагестане и говорю в основном по-русски. Дело в том, что молодежь некоторых республик Кавказа воспитывают иначе, чем в большинстве регионов России. На Кавказе основа воспитания – строгое подчинение старшим. За провинность могут не только стыдить, но и побить. Причем не обязательно родитель, но и старшие родственники. Поэтому в своем родном селе или городе молодой человек себя максимально сдерживает, потому что его наказание ударит по самолюбию и гордости родни.

А в России у многих из них сдерживающего фактора нет. Родственники далеко, молодежь сближается не по родству, а по национальному признаку, и начинают друг перед другом показывать удаль. Этим нередко и провоцируются конфликты".

Джамаладдин Зутов дал совет и силовикам: "Надо обеспечивать порядок, пресекать все факты на корню. Закон уважают, когда он строго исполняется всеми. А иначе – беда. Приезжие особенно этому подвержены, потому что не знают местных порядков и начинают пробовать их на прочность".

 

ОМОН уехал, вопросы остались

...Прошло две недели. В Красном Куте многие уже забыли о стычке в кафе, о чьей-то попытке устроить "сход", о чрезвычайном визите в райцентр министра с эскортом ОМОНа, о первых громких новостях в средствах массовой информации. Жены задержанных ездят к зданию полиции как на работу. А полиции теперь волей-неволей придется искать ответы на множество вопросов, на которые ее сотрудники почему-то не захотели отвечать раньше. Главный из них – так была или нет банда вымогателей, сформированная по национальному признаку? Ответ, конечно же, найдется – на то они и следователи. Кого-то, возможно, накажут, а кого-то переместят или понизят в звании. Прокурора уже нового согласовали – в район едет Тигран Рубенович Аветисян. И вот уже нет больше причин для тревоги, для обсуждений, для принятия "дальнейших мер"…

Но ведь приезжал же зачем-то министр? Вводили же в райцентр усиленный ОМОН? Зачем? А затем, что призрак пугачевских событий прошлого года теперь не скоро даст нам расслабиться. К той истории можно добавить массу других, менее резонансных, но не менее знаковых эпизодов – из других районов области. Молва всем им приписывает некую "межнациональную" подоплеку. А вот факты чаще всего свидетельствуют о другом: об инерции и пассивности власти, о корыстолюбии отдельных представителей правоохранительных органов, о слепой вере людей в то, что "все само собой образуется". Не образуется. Пока мы не вернем в нашу жизнь закон. В самом широком смысле этого слова и понятия.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.32 1 2 3 4 5