ЛОХнесское чудо
Золото, пещеры, мельницы и храмы сквозь заросли крапивы
7 августа 2014, 09:00
Изначально в селе Лох, которое больше привлекает своим подстрекательным названием, ничего грандиозного увидеть корреспонденты "Взгляда-инфо" не ожидали. Какой такой сельский туризм, если добраться до деревни по размытой после дождя дороге – уже целое приключение? Это скорее туризм экстремальный. Что можно найти в саратовской глубинке? Ну разрушенная церковь, ну пещера в горе, приправленная сказками о богатствах мифического разбойника, ну какая-то давным-давно не работающая мельница. В общем, разводят туриста, как… как хотят. Однако оказалось, что впечатлиться здесь есть чем. А вот реально ли в этих местах развить туризм? Если к тому же село рискует потерять одну из главных достопримечательностей?
Стоп-кадр при дороге
До туристической Мекки, как недавно будто бы в шутку назвал село губернатор, добираться от Саратова всего пару часов. Едешь по нормально заасфальтированной федеральной трассе в Новобурасский район, потом сворачиваешь на проселочные дороги. Вдоль проселков люди торгуют тем, что вырастили сами: ведра с картошкой и луком, рядом редиска и листовой салат. Маркетинг бесхитростный – картонные этикетки с указанием товара, да и хватит.
В тех местах, где дорога совпадает с подъемом в гору, иногда закладывает уши. Но, увы, природные богатства потихоньку узурпируют люди, владеющие другими богатствами. И вот уже где-то нельзя ловить рыбу, потому что это частные пруды, или гулять в лесу, потому что это частная турбаза, где охотятся випы. И дорога к ней перегорожена шлагбаумом. "Проезжайте, чего доброго сейчас шеф приедет", – засуетился охранник на одном из таких постов примерно в трехстах метрах от села Лох. Предупредительно залаяла сторожевая собака. Мы с водителем поехали дальше.
Через какое-то время на горизонте появилась табличка, вызывающая нескрываемое веселье у многих проезжающих балагуров. Мало кто упустит возможность поиронизировать, что едет к "лохам". А самые отъявленные весельчаки непременно сфотографируются у указателя, показывая пальцем на себя. Хотя, говорят, сами жители села ничуть не смущаются, а даже гордятся названием, отдающим легким флером комедийности. И лишь корректно поправляют, что они лоховчане.
Здесь был храм
Издалека село с неказистыми домиками кажется ничем не примечательным, отживающим свой век организмом. Когда-то сердцем его был храм во имя Архистратига Михаила, который сейчас находится в самом удручающем состоянии. Купола не сохранились, большая часть стен превратилась в груду красных кирпичей, вместо крыши над головой – небо. О былой красоте и величии напоминают только росписи двухвековой давности, которые будто стекают по стенам: лики, одеяния, образы святых медленно растворяются во времени. Говорят, что восстановить храм уже нельзя.
Вместо прихожан туда заходят только любопытные туристы. Специально для них на небольшом самодельном постаменте с иконками лежит жестяная банка, в которой, как гласит надпись, нужно оставлять пожертвования для бедных. Но она была пуста и, кажется, уже давно.
О том, что полуразрушенный храм включен в местный туристический маршрут, можно только догадываться. Конечно, строго охраняющих культурное наследие "эрмитажных" бабушек никто увидеть не ожидал, но где элементарные таблички с названием церкви, ее краткой историей? Где хотя бы просто выкошенная тропа? Сейчас дорога к храму больше похожа на заросли "американки", чертополоха и крапивы, с которой нам еще не один раз предстоит встретиться.
Куда идти, нам показала продавщица типичного сельского магазинчика, у входа в который паслась непуганая белая курица. Вообще живности здесь хоть отбавляй: кролики, которым дедушка косит траву, куры, телята и козы у дороги. В центре села около памятника землякам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны, клюют травку индюшата. Самый сельский туризм, особенно для детей, у которых нет бабушек с домиком в деревне, и которые своими глазами могут увидеть, откуда берется молоко.
На полках сельпо рядом с хлебом и консервами продаются календарики, брелоки, значки, кружки с надписью "Лох" – специально для возможных туристов. На улице практически безлюдно, жара, стрекочут кузнечики, слышны звуки дрели – рабочие чинят крышу нежилого дома, изредка проезжают машины. С пакетом продуктов из автомобиля вышел крепкий мужик в тельняшке и голубом берете – сегодня его праздник. "Лешк, идем по рюмахе", – без лишних вступлений предложил он проходящему мимо соседу. Десантник Михаил гостеприимно пригласил и нас. "Это наша дача, это мангал, сейчас здесь будет шашлык, это "рашн" джип, а это самовар", – изображая гида, позировал он на фотокамеру, параллельно узнавая, что нас привело в "Лох-Вегас".
По его словам, сейчас в селе живут около 600 человек. Есть те, кто, как и он, приезжают сюда каждые выходные на дачи. Сам Михаил живет в Заводском районе Саратова. Но в этом году вместе с друзьями День ВДВ предпочел праздновать в селе. "Я уже 24 года отмечаю этот праздник, но в городе это больше похоже на поиск приключений на пятую точку", – делится личным опытом десантник. Особенно незабываемы, по его словам, встречи с дубинками.
Из грязи в разбойники
Но мы оставили празднующих и направились к главной своей цели – Кудеяровой горе. Нас уверяли: куда двигаться, мы поймем по машинам, потому что отдыхающих в этих местах бывает "как грязи". Забегая вперед, грязь мы нашли, а туристов не сразу.
По дороге изредка встречались лишь местные жители, копошащиеся на огородах, сидящие на лавочках, спешащие куда-то в сопровождении собак. Лоховчане оказались спокойными и общительными, кто-то даже приглашал в дом. "Медведка порезала весь урожай", – пожаловалась женщина, продолжая в скрюченной позе дергать морковь. Однако, узнав, куда мы держим путь, немного озадачила скептическим заявлением, что смотреть там нечего: "Чё там увидишь-та, дырка одна! Студенты приезжали, немного поковырялись, и эта пещера образовалась. Говорят, у Кудеяра там были припрятаны богатства. Вот и ищут. Но надо следить за ней, она же рушится, весенние воды бегут, ее затягивает песком".
Недовольны местные жители и туристами, и просто отдыхающими, которые сами виноваты, что все безобразно. "Все исписали, все изгадили – бутылками, банками, склянками. Первые годы мы с соседкой ходили туда за водой в Симов родник, старались прибрать это все. Потом посетителей стало больше и мусора больше. Беседку всю снесли вместе с мостиками", – причитала сельчанка. Но слухи о том, что в этом году на Кудеяровой горе будут строить новые беседки, мостики и даже баню, и то, что здесь будет дежурить сторож, ее воодушевляют.
Найти логово разбойника (кстати, есть версия, что не от кустарника, а именно от слова "логово" произошло название села, когда звонкое "г" со временем смягчилось) удалось не с первого раза. Видимо, напуганные прошедшим за день до этого проливным дождем туристы не решились ехать по узкой размытой тропе. Не решились и мы, оставили машину и пешком направились утопать в склизкой жиже, образовавшейся здесь не только от дождя, но и от бьющих на поверхность родников.
Что здесь нет асфальтированной дороги, мы знали заранее. Шли наобум. Но на все неудобства не хотелось обращать внимания – так захватывали дух окружающие виды, непередаваемой красоты первозданная природа. Речка Соколка, протекающая через горелые торфяники с большим содержанием железа, отчего вода кажется горчично-мутной. Но если приглядеться, оказывается прозрачной. Родники. Липы, березы и дубы. Сочная зелень. Не оставляет мысль, что ты каким-то образом очутился на картине Васнецова или Шишкина и сейчас за деревьями покажутся играющие в лучах света мишки, а у пруда будет сидеть задумчивая Аленушка. Картинные пейзажи будто тонированы и отфильтрованы специальной фотопрограммой. А какие запахи от луговых трав и цветов!
Засмотревшись на всю эту красоту, мы не сразу поняли: дорога закончилась, а где же пещера Кудеяра? Пришлось возвращаться в места, которые указывали на присутствие человека. Родник с крестом, где, видимо, набирают воду, какое-то закрытое на замок деревянное здание, стоящее прямо на пруду, совсем недавно сделанные беседки. И все это в окружении гор. Если бы не бабушка Нина, с которой мы успели познакомиться в селе, – она удачно появилась в сопровождении еще двух туристов – дорогу к кладам мы бы самостоятельно не нашли.
Оказывается, ее вообще нет. Нужно пробраться сквозь заросли крапивы в человеческий рост и преодолеть крутой подъем в гору. "Нашли?" – периодически кричала снизу бабушка, которая не стала подниматься с нами, потому что пожилым людям сделать это практически невозможно. Да мы и сами: наверх как-то взобрались, а вот мысли о спуске... Руки и ноги горели от крапивы и зажигательного сельского экстрима. А в голове постоянно крутился вопрос: "Неужели Радаев тоже сюда поднимался?!".
Покорив вершину, мы увидели ее "дырку". Делать в пещере разбойника без фонарика нечего, там очень темно, кое-где приходилось ползти (хотя есть и места, где можно привстать). Луч фонарика уводил куда-то вдаль и открывал взгляду проходы и разветвления темного царства. По легенде, эта пещера начинается в селе Лох, а заканчивается – ни больше ни меньше! – в Смирновском ущелье. Но вернуться в Саратов подземным путем, признаться, мы не решились.
Посмотреть логово, конечно, стоит. В пещере прохладно и немного жутковато, в каких-то местах песчаный потолок держится на подпорках. Кстати, приключения на свою пятую точку, как оказалось, можно найти не только в Саратове: с горы пришлось спускаться именно на ней.
Кто закрутит жернова?
К концу нашего путешествия мы увидели гостей, приехавших в село по делам из Пензы. Заодно люди решили посмотреть местные достопримечательности. Встретилась нам и "хозяйка", как она выразилась, этих мест Татьяна Резцова, в июле этого года открывшая ИП по оказанию туристических услуг. "В четверг на прошлой неделе я презентовала свой тур на заседании правительства с участием губернатора Валерия Радаева. Сразу был отклик. На следующий день сюда приехала правительственная делегация, чтобы посмотреть достопримечательности", – отчиталась Татьяна. По ее словам, село Лох – уже достаточно популярное туристическое место. С начала 2000-х сюда приезжают в основном школьные тургруппы. Сама Татьяна преподает английский язык в местной школе, где учатся 55 детей (есть даже класс с единственным учеником). К роднику Татьяна пришла посмотреть, не растащили ли еще деревянные беседки, которые были сделаны буквально неделю назад. Сторожем ИП "Резцова Т.А." еще не обзавелась. Это в мечтах, как и цивилизованные туристические туры, которые, по ее подсчетам, в перспективе будут стоить около 500 рублей. Сервис включает в себя услуги гида, завтрак и обед, экологический сбор. Пока же саратовцы, не дожидаясь развития туристической инфраструктуры, частенько посещают легендарные места сами, на автомобилях. Приезжают и из соседних областей, и даже москвичи.
Село Лох было основано в 1698 году для защиты южных рубежей страны. Сейчас оно, как и многие села российской глубинки, потихоньку пустеет. Работоспособное население уезжает на заработки, кто куда может. До 2000 года мужики работали в местном колхозе "Красная звезда", а после его банкротства перебрались в соседний сельхозкооператив "Штурм". Больницы в селе нет, есть небольшой медпункт. Развить туризм тоже пока слабо получается, особенно методами местной власти, которая предпочитает не опираться на приезжающих сюда волонтеров и энтузиастов, а сверху спускать директивы. Так и ИП Резцова было создано с напутствия администрации района, хотя в селе есть другие энтузиасты. Вот только они оказались не выгодны власти, которая хочет получить прибыль здесь и сейчас.
Большая и дружная семья Кислиных переехала в Лох из Саратова в 2012 году, чтобы сохранить единственную в Саратовской области водяную мельницу. Главные активистки, мама Нина и старшая дочь Мария, уверяют: эти места их просто очаровали. До этого Кислины долгое время путешествовали по Саратовской области, увлекались геокэшингом. "Сперва мы объехали на машине энгельсскую сторону, посмотрели все бывшие немецкие колонии, кирхи, потом перебрались на саратовскую сторону, посмотрели кирхи здесь, потом перешли на православные храмы", – показывает семейную карту Мария. В Лох семья приехала, зная, что здесь есть не только храм, но и уникальная водяная мельница. Теперь Кислины мечтают для ее спасения создать благотворительный фонд.
"Сначала мы не осознали, насколько это все ценно, думали, может, где-нибудь есть еще такое село. Оказалось, что нет". Сейчас Кислины наперебой рассказывают о мельнице как о каком-то родном и живом существе. Она работала вплоть до 1997 года, когда ее потихоньку начали растаскивать, вывезли огромные механические колеса, генераторы. В домике напротив жил мельник, который присматривал за ней, наводил там порядок. Потом буквально за шесть-семь лет все пришло в негодность. Мельница стала крениться. Если прямо сейчас не приложить усилия, не поставить подпорки и не сделать фундамент, очевидно, она просто упадет.
"Желающих развивать туризм здесь много, а тех, кто хотел бы заниматься восстановлением, по сути, нет. Потому что это сложно, долго и затратно", – комментирует Мария. "Мы посмотрели и подумали, а вдруг у нас получится хотя бы сохранить то, что есть? А в идеале – воссоздать эту мельницу? Она небольшая, может быть, наша семья сумеет ей помочь?" – сама у себя спрашивает Нина. Сейчас они с юмором вспоминают, что, когда только приехали в село, первая услышанная в магазине фраза была: "Ездите тут все… толку-то от вас…".
"Когда я пришла на исторический факультет СГУ за помощью в восстановлении архивных данных (сами мы по образованию не историки), мне строго так сказали: "Научной ценности не имеет", – рассказывает Мария.
Зато отозвались в Московском государственном строительном университете, прислали студентов, которые подготовили эскизные проекты восстановления мельницы и мельничного пруда. Чтобы начать восстановление, требуется рабочий проект, стоит он порядка 300 тысяч рублей, не говоря уже о самих работах. Таких денег у семьи нет.
"Писали губернатору, нам ответил зампред Михаил Горемыко, что мельница объектом культурного наследия не является, поэтому государственная поддержка не может быть осуществлена", – показывают переписку Кислины.
Гораздо охотнее откликнулись простые люди: кто-то сделал календари, кто-то кружки, используя главную приманку для туристов – оригинальное название села. Именно их мы видели в магазине, хозяин которого согласился продавать сувениры без наценки. Есть группа ВКонтакте "Водяная мельница в селе Лох" и яндекс-кошелек, куда неравнодушные перечисляют деньги. С апреля удалось собрать 9340 рублей, часть из них уже потрачена на покупку досок и замену половиц.
Но сейчас неизвестно, в чьи руки попадет памятник истории, потому что, по слухам, власти собираются проводить аукцион. "Нас в известность не ставят, на заседание правительства не пригласили. Причем, говорят, журналисты спрашивали, а где семья Кислиных? Сказали, что мы не смогли приехать, – удивляется Мария. – А я бы примчалась по первому зову".
Семья не отчаивается, а уповает на добрых и неравнодушных людей. Недавно Кислины купили ослика Кузю, шутят: "Все спрашивают, зачем вам осел? Отвечаем – это антикризисное средство передвижения. Обещают же, что до 50 рублей бензин подорожает". Когда Кузя подрастет, с ним можно будет не только сфотографироваться, но и подняться на гору.
Сейчас он просто развлекает туристов тем, что резвится как щенок, выполняет команды. "Кузя, лежать!" – и Кузя тут же оказывается на земле с задранными ногами.
В общем, впечатлений за весь день набралось немерено. И те, кто говорит, что сельский туризм в Саратовской области невозможен, врут. Просто людям, энтузиастам, надо помочь немного. И это обращение больше не к туристам, а к правительству региона. Ну не будьте такими бюрократами!
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте