До зимы доживем
Как продовольственный рынок Саратовской области будет обходиться без западного импорта?
12 августа 2014, 09:00
Россия ввела ответные санкции в отношении Евросоюза и США. Для ряда торговых компаний этот запрет на поставки продовольствия оказался серьезной неожиданностью, на границах были остановлены многочисленные фуры, груженные овощами, фруктами, мясом и сырами. Часть либеральных экспертов предсказывает стране рост цен на продукты, а затем и общее ускорение инфляции. А вот аналитики-государственники, наоборот, уверены: ограничение ввоза западной продукции поможет закрепиться на российском рынке местным производителям, а также альтернативным импортерам из стран СНГ, Латинской Америки и Азии.
Как изменение географии поставок может сказаться на ассортименте продуктовых рынков Саратова и области? Как уже в первые дни после введения запрета изменились цены? Кстати, первоначально ИА "Взгляд-инфо" планировало подготовить материал о сезонной торговле и заготовках на зиму. Так что наш корреспондент начал опрашивать торговцев еще до того, как те узнали о введении санкций. И продолжил интересоваться их мнением после этой новости – для кого радостной, для кого тревожной.
Спокойствие: хлеба у нас много!
Официальные лица региона в публичных комментариях приветствуют введенные санкции и от закрытия отечественного рынка для импорта видят лишь позитивные моменты. Губернатор Валерий Радаев назвал Саратовскую область одним из лидеров отечественного агропрома: "По объему производства валовой продукции сельского хозяйства мы в числе лидеров — девятые в России и третьи в ПФО. В прошлом году регион стал первым в Приволжье по сбору зерна, подсолнечника, овощей, производству растительного масла и колбасных изделий".
По оценкам главы региона, на внутренние нужды нам требуется 1,5 млн тонн зерновых. Этот показатель существенно превышен уже сейчас, задолго до окончания работ на селе: "Собрали 2,5 миллиона тонн, а уборочная кампания продолжается. Мы уже полностью закрыли внутреннюю потребность в продовольственном зерне, а излишки сельчане реализуют за пределы области. Регион выходит на самообеспеченность по мясу и молоку".
Оптимизм действующего губернатора разделяет и его предшественник Дмитрий Аяцков, который считает, что нынешние действия федеральных властей подстегнут отечественного производителя, можно будет активизировать работу на мясном и молочном рынках и дополнительно на рынке птицы. Впрочем, помимо этого экс-глава региона все же определенные надежды возлагает и на импорт: "Мы сняли ограничения на поставки мяса из Бразилии, и в мире сегодня очень много продовольствия, но оно доступно тем странам, у кого есть денежные ресурсы. В нашей стране есть денежные ресурсы. Мы откроем рынки для тех, для кого они были закрыты".
По мнению главы Саратова Олега Грищенко, роста цен на продукты удастся избежать. А довести отечественную продукцию до столов горожан помогут ярмарки: "В сегодняшних политических и внешнеэкономических условиях ярмарки – сельскохозяйственные, специализированные, тематические, плодоовощные – приобретают все большую актуальность и демонстрируют возможности местных товаропроизводителей". Мэр уверен, что саратовцам не на что жаловаться: "Объемы реализуемой продукции соизмеримы с запросами потребителей. Только в прошлом году на 52-х площадках во всех районах города было продано 2808,2 т картофеля, 56 т помидоров, 13,4 т огурцов, 352,3 т моркови, 936,2 т лука, 453 т капусты, 440,7 т бахчевых культур и т.д. Кроме местных сельхозпроизводителей в осенних ярмарках приняли участие представители еще 12-ти регионов России".
Менее категорично оценивает ситуацию экс-зампред правительства области Алексей Щербаков: "Для нашего сельского хозяйства это хорошая возможность. Сумеет оно воспользоваться ею или нет – второй вопрос".
Единственным публичным критиком ограничения на ввоз продуктов из Европы стал экс-глава администрации Саратовской области Юрий Белых. Он считает, что наш внутренний рынок был обрушен после вступления страны в ВТО, а товары отечественных производителей не способны противостоять продукции Запада: "Кто-то же думал, прежде чем вступить в ВТО, прежде чем продать наш богатейший внутренний рынок этому ВТО. Наша товарная продукция совершенно неконкурентоспособна. Неужели это было непонятно"? Сегодня Юрий Белых до конца не понимает, чем власти рассчитывают кормить россиян предстоящей зимой.
Впрочем, для точности оценок журналисты решили поинтересоваться мнением не только представителей власти, бывших и нынешних, но и рядовых продавцов и производителей сельхозпродукции. Так что идем на рынок.
Говядина как деликатес
Многие продавцы мяса в торговых рядах Крытого рынка Саратова занимаются этим бизнесом уже не один десяток лет. И свое дело передают детям. "Мы еще до начала перестройки, до Горбачева, встали на рынке, – рассказывает немолодая круглолицая женщина, представившаяся просто как "тетя Рая с Крытого рынка". Коллеги по цеху рекомендовали ее как "ведущего эксперта по говядине" в Саратовской области. – Начинали как многие: сами на своей "шестерке" с мужем объезжали деревни, в которых были хозрасчетные колхозы. Заодно старались выяснить, кто из крестьян держит скотину, пытались подружиться. Брали телефоны селян, ветврача, главы сельсовета. Просили заранее звонить, если вдруг кто-то будет забивать скотину. В любой день, летом в жару, зимой в буран, приезжали, покупали у них мясо и продавали на рынке. И этим делом занимаемся, наверно, больше тридцати лет. Только теперь по области ездят дети, а мы торгуем".
Со слов соседей тети Раи по мясному ряду, этот несколько архаичный вид бизнеса до сих пор является самым распространенным вариантом поиска сырья. Впрочем, сейчас уже никто не ездит наугад: "В деревнях мясом на продажу занимается по одной-две семьи. Еще часть селян, в основном пожилые люди, если и держат скотину, то для себя. А большинство либо в город на заработки подались, либо уже ничего не делают. У магазинов сидят. Так что мы заранее знаем, к кому и когда надо ехать, какие цены и качество мяса. Покупаем туши у фермеров. Но те тоже народ хитрый, они стараются продать выращенный товар сами. Заработать и на производстве, и на продаже".
Торговцы не скрывают, что продавать мясо на рынке намного выгоднее, чем его производить. В последние годы фермеры часто отказывались от скотины, все больше переходя на зерно. По их словам, климат Саратовской области мало подходит для животноводства. "Понимаешь, нет свободных полей, в степи травы еще меньше. А если скотину все время на корме держать, то точно в минус уйдешь. Поэтому барана и корову держат все меньше. Зато зерна кормового много, как и той же семечки. Вот народ и переходит на куриное мясо. А говядину теперь едят меньше, покупают для детей в основном или на праздник. Теперь для многих говядина уже деликатес", – объясняет ветеран цеха.
При этом продавцы говядины считают, что санкции вряд ли существенно скажутся на их бизнесе. "Для того чтобы мы (местные производители. – Ред.) вырастили свою мясную рогатку и наладили дело, нам надо минимум года три, – соглашается с торговцами Крытого рынка фермер из Базарного Карабулака, торгующий на рынке Юбилейный. – Настоящего бычка мясной породы за лето еще можно откормить. Но зимой он будет набирать хорошо массу только на кормах. А это дорого и невыгодно. Так что отечественная говядина по нынешней цене может быть только до нового года. Потом себестоимость местного мяса будет дорожать. А поддержать цены на нынешнем низком уровне сможет только импорт".
Свинина в конкурентах
Но импортное мясо, по словам торговцев, в основном идет не на рынки, а на прилавки магазинов и гипермаркетов или прямо в переработку: "Мы не можем поднимать цену на говядину зимой, многие покупатели и так не могут покупать ее сейчас. Или они купят перемороженное говяжье мясо из супермаркета, а мы ничего не продадим. Поэтому полгода летом мы торгуем с нормальной прибылью, а еще полгода – себе в убыток".
Но ведь не говядиной единой сыт покупатель, есть еще и свинина, чья стоимость сегодня на 20-30% ниже. "До санкций думал, вообще не выдержу, – рассказывает воскресенский фермер Александр Гасанов. – Не могу я сдавать туши и работать себе в убыток. Я выживал за счет рынка. А вот если европейскую свинину уберут, может быть, цена чуть выше пойдет, хотя бы до уровня говядины, и тогда мы сможем работать". Его коллега, глава крестьянского хозяйства из Вольского района, назвавшийся Андреем, добавил: из-за жесткой конкуренции после вступления в ВТО хотел переходить со свинины на разведение бычков либо вообще сворачивать бизнес, но сейчас, после введения санкций, наоборот, решил дополнительно расширить поголовье.
На снижение конкуренции надеется и еще один поставщик, глава СХА "Алексеевская" Владимир Павлов: "На рынке было представлено мясо европейское, наше фермерское и крестьянское, и от больших отечественных агрохолдингов. И после снижения пошлин продукция из Европы давила на местных производителей и продавцов. Некоторые вообще думали сворачивать бизнес".
Единственный сектор, на котором, по словам торговцев, вообще никак не отразятся санкции, это производство и продажа мяса птицы. "А вы давно видели на нашем рынке ножки Буша? – не без гордости отвечает вопросом на вопрос предприниматель Татьяна, торгующая продукцией балаковской птицефабрики. По ее словам выходит, что пусть пока местной птицей себя область и не обеспечивает, но потенциал роста имеется: "У нас все свое – и корма, и птицефабрики, и люди работать на фабрику идут. И фабричная птица есть, и домашняя".
Впрочем, Татьяна пояснила, что домашняя птица редко поступает на массовый рынок, по большей части она выращивается под заказ. Типичный пример – индюшка или гусь, которых мы закупаем по случаю, для праздничного стола. Предпринимательница верит, что постепенно спрос на такую отечественную продукцию будет нарастать.
СНГ не хуже Европы
По общему мнению, позитивные изменения ожидаются в торговле овощами и фруктами. "Ну посмотрите, что творится: нашу морковь совсем с полок вытеснили, в магазинах лежит либо голландская, либо израильская. Отечественному овощеводству сейчас очень сложно", – говорит торговец продукцией, произведенной в КФК КИМ Ершовского района. Сегодня в основном российскими остаются свекла, хрен, редька и белокочанная капуста. Но это, по словам продавцов, не заслуга отечественных производителей, а недоработка европейских фермеров: "Просто некоторые овощи, популярные у нас, не пользуются спросом на Западе, а производить их специально для российского рынка им не так выгодно".
Другие торговцы приводят примеры куда более успешной работы отечественных овощеводов. Самым тиражируемым образом является продукция совхоза "Весна". Якобы именно ею завалены все точки, торгующие тепличными овощами. Хотя на поверку это оказывается не всегда так, все равно большая часть продукции производится на территории Саратовской области. Индивидуальный предприниматель Джалиев в разговоре с корреспондентом признал: "Да, это не совхоз "Весна", но это другой наш местный производитель – РЭХН". Крупное тепличное хозяйство расположено на территории Саратовского района, директор – Расим Багиев. О своем оптовом партнере торговец рассказывает с нескрываемым уважением и гордостью: "Они постоянно новые теплицы строят, производство расширяют, и раньше это делали, и сейчас будут. И цена уже ниже, чем на импорт. Посмотри, с Европы только эти, как их, черри и возят. А все остальное или местное, или Азербайджан, или Узбекистан".
Ровно такая же ситуация и на рынке фруктов: испанский нектарин борется с узбекским нектарином и персиком, абхазский мандарин с марокканским. Единственное направление, которое, по словам рыночников, может просесть, – это яблоки. "Российское яблоко долго не хранится, оно без парафина, его не обрабатывают, а польское и созревает чуть раньше, и хранится дольше, – замечает предприниматель с рынка, известного как "Оптовка на Рахова". – Яблоко местное саратовское стоит дешевле, но его все равно хуже берут". И действительно, местный фрукт выглядит куда менее презентабельно, чем аналог из Европы.
Продавцы сходятся во мнении, что до зимы проблемы с овощами российские семьи вряд ли почувствуют. "Сейчас в России уже сезон сбора урожая, – говорит Джалиев. – До зимы точно никакого дефицита не будет. А к тому времени или другие рынки удастся найти, или все успокоится".
Молочный кризис?
Но если у торговцев мясом и овощами санкции особых опасений не вызвали, то среди продавцов молочной продукции такого единства уже не было. "Молоко – продукт производный, молодого бычка можно за полгода-год вырастить и дорого продать, а нормальное молочное производство – дело трех, пяти, а то и восьми лет", – объясняют торговцы молочного ряда с Крытого рынка.
А одна из женщин на условиях анонимности предположила, что зимой в молочке сложится кризисный вариант: "У нас каждую зиму знаете, сколько молока продается порошкового? А будет еще больше. В молочке и так прибыли нет. Что начнется, если фермер, весь в кредитах, вместо того чтобы сдавать нам молоко, деревенский творог или масло, начнет в погоне за быстрой прибылью забивать скот и скидывать мясо в соседний ряд? Цена на говядину сначала даже упадет. А потом? Москву белорусы молоком поить обещают. Но Саратов-то они напоить уже не смогут. Будет у нас дефицит, не зря же власти на детское питание санкции не вводят. Они понимают, что нам без Европы пока по молоку тяжело будет".
Признать наличие проблемы с обеспечением молочной продукцией пришлось и зампреду областного правительства Павлу Большеданову. Вчера на пресс-конференции, посвященной продовольственной безопасности, он признал, что до 30% потребляемого в области сыра составляет импорт из стран, продукция которых попала под санкции. Впрочем, по мнению Большеданова, дефицит сильнее скажется не на цене, а на ассортименте товаров. Но со временем и эта трудность может быть преодолена.
Действительно, если другие отрасли отечественного сельского хозяйства и заинтересованных стран СНГ смогут достаточно быстро адаптироваться и получить прибыль от ввода санкций, то с молочным производством все сложнее. Известный в области человек, гендиректор племзавода "Трудовой" Сергей Байзульдинов ранее в разговоре с вашим корреспондентом рассуждал: "Развивать сельское хозяйство нужно планомерно. Посмотрите на нынешнюю молодежь, многие в деревне растут, но не знают, с какой стороны к скотине подойти, как корову подоить. Раньше дети с малых лет приучались к сельскому труду. А сейчас даже если государство вдруг захочет развивать свое молочное животноводство, быстро оно не сможет этого сделать". По мнению опытного эксперта, в этой отрасли необходим комплексный подход – от патриотического воспитания молодежи до программ поддержки села, прямой поддержки наиболее сильных производителей. Как считает Байзульдинов, только в этом случае в разведении крупного рогатого скота и молочном производстве возможен прорыв. Пока же продавцы говорят: существенный рост цен вряд ли случится. Просто местные потребители будут пить все меньше свежего молока и все больше продуктов переработки, порошкового концентрата.
Так, например, в Татищевском районе работает предприятие по производству высококачественного подсолнечного масла, но торговые сети предпочитают брать на реализацию дешевые суррогаты.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте