Возвращение к жизни
Реабилитация должна начинаться в первые 48 часов после инсульта
4 сентября 2014, 09:00
Шесть лет назад Саратовская область вошла в число 12-ти пилотных регионов, где была запущена федеральная программа по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями – основной причиной смертности населения России. ИА "Взгляд-инфо" уже рассказывал о работе первого регионального сосудистого центра, который появился при Областной клинической больнице в 2011 году.
Сегодня подобных центров в области четыре – в Саратове, Энгельсе, Балакове и Балашове. А вот специализированное реабилитационное отделение – только одно. Хотя и на профессиональном, и на обывательском уровне очевидно: современные подходы к лечению инсульта включают в себя не только новые медикаментозные и даже хирургические методы, но и самое серьезное отношение к процессу реабилитации.
Острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) и инфаркт миокарда – очень тяжелые заболевания, однако в ОКБ процент выживаемости таких больных – самый высокий в области. По итогам семи месяцев 2014 года, смертность составила 15,1%. В прошлом году этот показатель был 17,4%. А когда три года назад региональный сосудистый центр только открывался, летальность составляла 22%. За положительной статистикой стоят десятки и даже сотни жизней, спасенных усилиями коллектива врачей, медсестер и всех специалистов центра. В том числе – реабилитологов.
Когда надо начинать восстановление инсультного больного, что могут сделать любящие родственники и почему "простая" лечебная гимнастика не менее важна, чем самые современные физиотерапевтические приборы? Наши собеседники – Наталья Шаленкова, заведующая отделением медицинской реабилитации Областной клинической больницы, и Галина Махова, завотделением физиотерапии ОКБ, кандидат медицинских наук, доцент кафедры лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии СГМУ, главный внештатный специалист по медицинской реабилитации минздрава Саратовской области.
– Наталья Дмитриевна, в отделение медицинской реабилитации попадают все пациенты сосудистого центра?
– Мы имеем дело не с механическим процессом, и, конечно, не сто процентов больных автоматически переводятся из отделения острого сосудистого события, после ОНМК или инфаркта миокарда, в отделение реабилитации. Все зависит от каждого конкретного случая, от тяжести перенесенного события и реабилитационного потенциала. Основным моментом является реабилитационный потенциал – возможность функциональных резервов организма выйти на уровень, существовавший до болезни, или хотя бы восстановиться до степени адаптированности к бытовым условиям. Вопрос не в том, легко или трудно работать нам, а в ожидаемом результате, в готовности человека воспринять наши активные усилия. При низком потенциале такие усилия могут быть даже небезопасными для больного. Важна еще и его психическая готовность, иначе смысла нет. Иначе возмущение и страх пациента, переносимый им стресс оттого, что человек в белом халате доставляет ему болевые ощущения, могут быть сильнее потенциальной пользы от наших действий.
Наше отделение развернуто на 25 коек, 15 из них рассчитаны на пациентов с нарушением функции центральной нервной системы (перенесших ОНМК). В соответствии с приказом федерального Минздрава еще два профиля коек предназначены для соматических больных после инфаркта миокарда и пациентов с нарушением функции периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата, в том числе после эндопротезирования суставов. Вся помощь оказывается бесплатно. Срок ожидания госпитализации, чтобы попасть к нам, не превышает 10-12 дней. Отделение существует всего год, но мы принимаем не только пациентов областной больницы, но и больных из районов. Около двух третей пациентов приезжают из области, и мы считаем своим долгом их принять. Открытие отделения позволило сделать акцент именно на медицинскую реабилитацию, расширение возможностей медикаментозной терапии, и, что очень важно, участие психологов, логопедов в процессе восстановления инсультных больных. А лечебная физкультура и физиотерапия – они были всегда. Так что с отделением Галины Евгеньевны мы действуем параллельно.
– Галина Евгеньевна, а в чем заключается реабилитация по вашему, если можно так сказать, профилю?
– Само понятие медицинской реабилитации существует очень давно, постоянно меняется только конкретная терминология. Сегодня есть два основных аспекта: собственно медицинский, это Наталья Дмитриевна с медикаментозной терапией, и физический – включающий физиотерапию, лечебную гимнастику, массаж, иглорефлексотерапию, все, что не связано с лекарствами. Есть еще психический аспект. В реабилитации участвуют профессиональные психологи – уже несколько лет клинических психологов готовят в СГМУ. И плюс со всеми инсультными больными занимаются логопеды.
В штате отделения физиотерапии – врачи-физиотерапевты и лечебной физкультуры, инструкторы по лечебной физкультуре, медицинские сестры по массажу и физиотерапии. Врачи отделения физиотерапии работают во всех отделениях больницы, включая реанимационные. Врачи лечебной физкультуры и спортивной медицины работают с инструкторами ЛФК и массажистами. Врачи-физиотерапевты трудятся с медицинскими сестрами по физиотерапии. Мы стараемся, чтобы наши сотрудники имели две специализации. Для полноценной реабилитации, для соблюдения последовательности, сочетаемости реабилитационных мероприятий очень удобно, когда один специалист имеет несколько наших специализаций. Процесс реабилитации комплексный и неразрывный. Врачи отделения имеют специализацию не только по лечебной физкультуре и спортивной медицине, но и по физиотерапии.
– Да и пациенту лучше, когда его ведет один врач?
Галина Махова:
– Конечно. Что касается терминов, то раньше было привычное понятие консилиума, теперь, в соответствии с новыми документами, мы входим в мультидисциплинарную бригаду. Но важно не само название, а то, что мы должны быть у пациента в первые 48 часов – сегодня это главное направление медицинской реабилитации.
Пациент поступает в клинику, и если у него состояние пусть тяжелое, но стабильное, сразу подключаемся мы все. Начинает действовать как раз мультидисциплинарная бригада: по очереди занимаются с больным реаниматолог, терапевт, кардиолог, невролог, врач лечебной физкультуры, логопед, врач-диетолог. Кстати, за период лечения, по новым документам, врач ЛФК должен посмотреть инсультного больного 12 раз!
К лечебной гимнастике многие относятся скептически – но это от недоинформированности. Вот вы придете к нам в отделение просто для оздоровления, и мы сможем предложить вам на выбор: прессотерапию, массаж, электросон, циркулярный душ, лечебную гимнастику. Если вам все вместе покажется слишком много, от чего вы откажетесь в первую очередь? От гимнастики. Хотя лечебная гимнастика – это единственный вид реабилитации, в который человек вовлечен сам. Работает не массажист, не аппарат физиотерапии, а сам пациент. Человек после инсульта не сможет вновь застегивать пуговицы или держать ручку, если не будет учиться этому, не будет снова и снова повторять движения.
Конечно, в столицах есть медцентры, оснащенные самой современной роботизированной техникой: пациент в реанимации еще лежит в коме, а руки-ноги с помощью техники у него уже работают. Мозг сохраняет память об этих движениях, и позже человек легче поддается реабилитации. Но мы исходим из своих возможностей.
В любом случае, чем раньше пациенту будут назначены реабилитационные мероприятия, тем раньше он поднимется. Когда-то пациента с инфарктом мозга реабилитировали больше 30 дней. Сейчас он у нас в среднем находится 14-16 дней. Больной с геморрагическим инсультом – 21 день. А раньше мы на 21-й день только к нему подходили, до этого были лишь укладки, лечение положением, выведение конечностей в физиологическую позу. Самое главное изменение в реабилитации пациентов с ОНМК – это сроки.
– Хотя на обыденном уровне нам кажется: пусть сначала полечат, а потом уже руки-ноги разрабатывать.
Галина Махова:
– А надо сразу. Пусть тяжелое – но стабильное при этом! – состояние, и уже к пациенту приходят наши сотрудники и начинают заниматься с ним пассивной гимнастикой, делать массаж, выполнять физиопроцедуры, направленные на профилактику тромбозов. Поворачивать его, чтобы не образовывались пролежни.
Наталья Шаленкова:
– Все самое необходимое, в том числе специальные противопролежневые матрасы, у нас есть. Хватает и финансовых, и кадровых возможностей, чтобы спасти человеку жизнь. Но, конечно, для того, чтобы реабилитация была максимально полной, имеющихся штатных единиц недостаточно. Не хватает младших медицинских сестер по уходу, особенно индивидуально для каждого тяжелого больного с плегией, полным отсутствием движения конечностей (в отличие от пареза – неполного паралича). Инструкторы по лечебной гимнастике в идеале должны больше уделять внимания конкретному больному, не 15 минут в день, как сегодня в соответствии со стандартами. Поэтому будем честны: мы рассчитываем на помощь родственников. Пациентам с острыми нарушениями мозгового кровообращения особенно нужна поддержка близких людей.
– По объективным причинам без помощи родственников не обойтись. А вы учите их, как ухаживать за перенесшими инсульт?
Галина Махова:
– Мы начинаем заниматься пациентом в реанимационном отделении, а потом сопровождаем его в отделение неврологии для больных ОНМК. Где продолжаем свои реабилитационные мероприятия на новом уровне, учим человека навыкам самообслуживания, учим его сидеть, вставать, расширяем объемы помощи. И вот там уже каждый четверг проходит школа для родственников больных, перенесших острую сосудистую катастрофу. Занятия проходят действительно с толком и пользой, на них выступают неврологи, инструкторы лечебной гимнастики, мы показываем обучающие ролики. А еще обучение родственников идет и в тот момент, когда они смотрят на действия инструктора ЛФК около постели больного и слушают его объяснения. В реабилитации пациентов с инсультом очень многое зависит от усилий его родных.
– В общем, хочется еще и еще раз повторить: берегите своих близких, поддерживайте нормальные, человеческие отношения с родными людьми!
Галина Евгеньевна, получается, лечебная физкультура и физиотерапия красной нитью проходят сквозь весь путь инсультного больного: реанимация – отделение неврологии для больных с ОНМК – реабилитационное отделение.
Галина Махова:
– Причем в реабилитационном отделении наши возможности расширяются. Поскольку пациент обращается именно за восстановлением.
Наталья Шаленкова:
– Кстати, он не обязательно прямо сразу к нам приходит после курса лечения. Иногда человек, особенно приехавший из района, хочет съездить домой, отдохнуть немного от больницы – а потом возвращается на курс реабилитации. Инфарктного больного выписывают на 12-й день, например. Бесплатного направления в профильный санаторий "Октябрьское ущелье" сегодня нет. Так что у пациента выбор: либо самому прочитать книжку какую-нибудь "Как убежать от инфаркта" (и хорошо если второй раз в больницу не попасть), либо прийти к нам в отделение на курс медицинской реабилитации.
Все новое приживается трудно, но, по моему личному опыту, восстанавливаться после инсультов люди стали лучше. Во-первых, реально сократился догоспитальный промежуток времени, когда больной попадает в клинику. Разработаны новые методики лекарственной терапии и, несомненно, существенно улучшилось медикаментозное обеспечение. Плюс ко всему, конечно, комплексный подход к реабилитации.
Галина Махова:
– Государство обратило серьезное внимание на проблемы инсультных больных, внедрены стандарты их лечения и реабилитации. И это подкреплено соответствующими приказами Минздрава, созданием таких сосудистых центров, как наш, и обеспечением их оборудованием – в рамках программы модернизации здравоохранения.
Реабилитация включает в себя многое: развитие мелкой моторики и эрготерапию – восстановление бытовых навыков: налить в кастрюлю воды, застегнуть молнию.
Массаж осуществляется на специальных массажных кушетках. Для магнитотерапии мы используем замечательные аппараты саратовской фирмы "Трима". К аппарату для пассивно-активной разработки конечностей "Тера-витал", к которому больной может подъехать даже на коляске. Ему закрепляют кисти и стопы, и, в зависимости от выставленной программы, пациент или сам крутит педали и ручки, или аппарат ему слегка помогает, или полностью заставляет человека делать движения. И когда он старается и прикладывает собственные усилия, на экране появляется оптимистичное изображение солнышка.
Как бы мы ни верили в достижения современной медицины, слово "инсульт" по-прежнему нас пугает. За ним видится если не трагический исход, то тяжелая инвалидность близкого человека, его на многие годы вперед беспомощность, которая меняет жизнь всей семьи.
Но медики знают, что сегодня шансов на реабилитацию, на возвращение к нормальной жизни у перенесших инсульт стало гораздо больше. Делается многое для того, чтобы больной как можно скорее попал к специалистам. А дальше объединяются усилия оснащенной на современном уровне медицины, грамотных врачей, терпеливых и любящих родственников и самих пациентов.
И напоследок: это непросто, но все-таки старайтесь избегать лишних стрессов. Старайтесь тренировать сосуды, вести здоровый образ жизни, следить за артериальным давлением, вовремя подбирать лекарственные препараты от гипертонии, больше ходить пешком (в городских условиях интенсивная ходьба полезнее бега!), делать лечебую гимнастику и просто зарядку. Следовать прописным истинам – дело самое трудное и одновременно самое важное.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте