Привет каждой кухарке!

Главные ошибки cаратовской власти за последнее время

Рубрику ведет Елена ТАЛПЭУ

5822

15 сентября 2014, 09:00

На прошлой неделе в рамках традиционного проекта "Взгляд-эксперт" мы задали экспертам вопрос в духе времени: какие потенциально возможные санкции или запреты, связанные с импортными товарами и услугами, лично для них были бы самыми болезненными. На этот раз мы говорим не о гипотетических страхах, а о реальных проблемах региона, за которые прежде всего ответственна власть. Вопрос, обращенный к экспертному сообществу, звучит следующим образом: что сегодня можно назвать главными ошибками саратовской власти?

 

Напомним, что с помощью экспертов мы еженедельно определяем и публикуем рейтинги социальных объектов, а также саратовских чиновников, депутатов, политиков, общественников, деятелей культуры.

Рейтинг составляли эксперты:

1. Ольга Алимова – депутат Государственной думы (КПРФ).

2. Владимир Акишин – завотделом социальных проблем и культуры "Саратовской областной газеты".

3. Юрий Виткин – член Общественной палаты Саратовской области.

4. Виктор Володин депутат Саратовской областной думы.

5. Лидия Златогорская – председатель регионального отделения Союза журналистов России.

6. Антон Комаров – генеральный директор "ТНТ-Саратов".

7. Сергей Лисовский – министр промышленности и энергетики Саратовской области.

8. Николай Лыков – главный редактор ИА "Взгляд-инфо".

9. Дмитрий Митрошин – главный редактор газеты "Репортер".

10. Владислав Степанов – директор ГАУ "Саратов-медиа".

 

Место

Ошибка

Коэффициент

1

Повсеместная коррупция

2

2

Наращивание регионального долга

2,5

3

Кадровая политика правительства

2,6

4

Распил дорожного фонда

5,6

5

Разрушение новой набережной

6,5

6

Низкие зарплаты в регионе

6,6

7

Обманутые дольщики

7

8

Межнациональный конфликт в Пугачеве

7,2

9

Низкие темпы переселения из ветхого и аварийного жилья

8

10

Низкий процент обеспеченности детей-сирот жильем

8,2

11

Перенос сроков строительства нового аэропорта

10,2

12

Провал системы фотовидеофиксации на дорогах

10,7

12

"АСА" и "АКА" (элитные госномера)

10,7

13

ФОК "Заводской"

11,2

14

Уничтожение "Кристалла"

11,6

15

Бездействие по поводу монополии на рынке авиаперевозок

12

16

Изгнание лодочников с Зеленого острова

12,8

 

Владимир Пожаров, правительство Саратовской области:

Возглавляя министерство экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области, я являюсь членом правительства области, поэтому комментировать ошибки региональной власти считаю некорректным.

По данной теме, на мой взгляд, более уместными будут комментарии независимых экспертов.

 

Александр Соловьев, правительство Саратовской области:

– Одним из направлений моей деятельности на посту заместителя председателя правительства области – министра сельского хозяйства является взаимодействие с представителями средств массовой информации. Я ставлю перед собой задачу быть открытым для масс-медиа, оперативно реагировать на запросы журналистов, предоставлять необходимые материалы, комментарии, готов дать интервью.

Однако, являясь должностным лицом областного правительства, считаю для себя некорректным давать оценку деятельности исполнительной власти региона.

 

Сергей Лисовский, правительство Саратовской области:

Большинство представленных в перечне пунктов я не могу оценивать в силу своего положения и ограничений, связанных с госслужбой. Но предложил бы несколько другие формулировки: не "уничтожение "Кристалла", а "невозможность его поддержки бюджетными средствами". Я бы изменил формулировку относительно системы видео- и фотофиксации нарушений на дорогах. Здесь у нас не провал, а отставание от уровня других регионов. Только что я убедился в этом на саммите в Нижнем Новгороде.

Относительно конфликта в Пугачеве, здесь были в первую очередь ошибки муниципальной власти, которая должна была предупредить такое развитие событий. Но надо отметить, что местная власть извлекла из этого уроки.

Я не согласен с формулировкой "распил дорожного фонда". Я не имею таких  фактов в Саратовской области. А вот  то, что делается в России: сотни миллионов уведены в Воронежской, Новгородской областях... Я бы говорил о неудовлетворительном состоянии дорог. Только что мне пришлось проехать по дорогам трех областей, везде идут масштабные работы по реконструкции дорожного покрытия. Горько сознавать, что у нас есть возможность сделать в этом году только обход Елшанки и некоторые ремонтные работы по федеральным трассам. Решение об объявлении "Года дорог", которое принял губернатор области, сегодня очень необходимо.

Одно из первых мест я отдал бы проблеме коррупции, но убрав слово "повсеместная".

Разрушение новой набережной – это пример неэффективности системы госзакупок на всех уровнях, от муниципального до федерального. Промышленники особенно остро чувствуют, как развита система откатов, конкурсов и тендеров с определенными заранее результатами.

Относительно строительства аэропортового комплекса, это настолько сложное хозяйство, что его надо рассматривать по направлениям. В этом году будут закончены работы по подведению электроэнергии. Но есть проблемы с удлинением полосы, водоснабжением и дорогами, разрушение которых вызвало крайне негативную реакцию жителей близлежащих населенных пунктов.

Относительно зарплат в регионе – требуется тщательный анализ. Нас нельзя сравнивать с рядом регионов, где высокий уровень зарплат. Кроме того, ряд показателей говорит о высоком уровне доходов. Так, у нас высокий уровень обеспеченности жилплощадью, регион в тройке по числу приобретаемых автомобилей. Большую роль играют "теневые" доходы. И то, что правительство области начало с ними борьбу, позволит улучшить ситуацию.

 

Ольга Алимова, Государственная дума:

– В этом списке есть известные крупные системные ошибки, хотя иногда и мелочи решают всё. Лично я по-прежнему настаиваю на том, что команда, которая собрана в органах исполнительной власти всех уровней, к сожалению, непрофессиональна и слишком разношерстна. Складывается ощущение, что кадры понадергали отовсюду. Кто-то порекомендовал родственников, близких, кого-то обидеть нельзя, кого-то пристроить нужно. Отсюда у власти нет единого дыхания и общей цели сделать жизнь в губернии лучше. Все эти люди, несмотря на то, что числятся по политическим взглядам единомышленниками, все равно из разных команд. Это не значит, что не надо брать людей из разных команд, из разных политических партий, но все-таки это должны быть профессионалы.

Власть должна взаимодействовать с так называемыми элитами, которые имеют иные политические взгляды, иные взгляды на развитие экономики. Должен быть диалог с экономистами, бизнесменами, просто людьми понимающими. Жесткое обсуждение необходимо, чтобы выработать единый подход, чтобы вытащить нашу область из депрессивных регионов в нормальные. У нас же – ориентир на ручное несамостоятельное управление, мы все ждем указаний сверху, что нам можно делать, а что нельзя. Замкнутость, боязнь впустить к себе людей, которые могли бы внести живую струю.

У нас практически отсутствует борьба с коррупцией, что наглядно показала ситуация со строительством новой набережной. Дали заказ своим людям, отмыли деньги, но при этом набережная рухнула. Я приняла участие в акции #дорогаянабережная, потому что пора прекратить, как говорят, по карманам мелочь тырить. Да, у нас уже не мелочь тырят, а всё, в том числе и карманы, и штаны.

Помимо прочего власть не желает решать маленькие проблемы, которые дают наибольший эффект. Я говорю об отмене льготных проездных. Тему отложили в связи с ремонтом моста, но теперь вновь подняли. Это грозит социальной вспышкой и говорит о том, что у власти нет опоры на население, нет желания работать с льготниками. Я понимаю, что власть пытается сейчас "спихнуть неспихуемое". Но за счет отмены льгот мы все равно не решим всех проблем, потому что это не такие большие деньги.

Мы все равно в долговой яме. Пожалуй, самое страшное, что исполнительная власть не желает решать с верховной властью вопрос о региональном долге – из-за боязни не удержаться в своем кресле.

 

Виктор Володин, Саратовская областная дума:

– Я не готов говорить о недочетах, ошибках или бездействии власти. Иногда ошибки допускаются по объективным, иногда по необъективным причинам, поэтому сложно сказать. Мы как депутаты тоже являемся частью системы. Это, наверное, жители должны оценить, где ошибки, где недоработки.

Понятно, что первая и основная проблема региона, конечно, касается регионального долга. Накапливался он много лет, но я не стал бы говорить о его наращивании. В действительности ведется работа по сокращению долга, по его замещению бюджетными кредитами. Большая работа проделана в этом направлении благодаря губернатору и при поддержке нашего земляка Вячеслава Викторовича Володина.

Многих проблем могло бы и не быть, если бы не было первой и основной причины – большой задолженности. Все об этом знают. Тяжело работать, когда нет денег. И в спорте, и в других направлениях не было бы проблем, если бы у правительства и депутатов была возможность обеспечить большее финансирование.

Долг – это основной вопрос из перечисленного списка. По сравнению с ним какие-то скандальные темы в меньшей степени отражаются на регионе. Я говорю, к примеру, о решении поменять госномера. Я не знаю, с чем оно связано, потому что сам езжу с простыми номерами и знаю, многие депутаты отказались взять эти номера, у них свои уже давно есть.

Что сказать по теме новой набережной? Есть заказчик, есть подрядчик, есть судебная система. Я думаю, правоохранительные органы разберутся, если там присутствуют какие-то недостатки. Согласен, что со стороны власти контроль по этой ситуации должен осуществляться, и основной заказчик, комитет капстроительства, естественно, должен более жестко спрашивать с подрядчика выполнение качественной работы. Все жители заинтересованы, чтобы у нас была красивая и качественно построенная набережная. Я видел акцию #дорогаянабережная, которую многие поддерживают. Знаю, некоторые депутаты уже обратились в правоохранительные органы провести более тщательную проверку. Думаю, результат должен быть.

Если говорить о коррупции, то мы все об этом знаем. Буквально недавно я прочитал, что в Красном Куте трое жителей подозреваются в вымогательстве. Неправильно, что в таких сложных условиях, когда не хватает денег, люди занимаются не совсем законными вещами.

 

Дмитрий Митрошин, газета "Репортер":

–  Кадры решают всё. Но кадровую политику в нашем регионе никто менять не станет. Власть лепит себя таким образом, чтобы любыми способами продолжать этой властью оставаться. Потому при построении пирамиды использует не умных и профессиональных, а липких и сладкоголосых. Потому те, кто придет в нашу власть с "Селигера", пугают меня еще больше, чем нынешние бывшие свинопасы, председатели колхозов и портфеленосцы.

Вообще говорить нужно не о главных ошибках власти, а о тех, что сильнее сказываются и еще скажутся на жителях губернии. Но все они, повторяюсь, следствие слабой, а точнее, своеобразной кадровой политики. Коррупция, региональный долг, распил дорожного фонда, межнациональные конфликты, низкие темпы переселения из ветхого и аварийного жилья – это все от неумения, неспособности и нежелания что-либо менять.

В большинстве своем эти люди ни на что не способны. Ни дорогу построить, ни набережную, ни систему видеофиксации нарушений ПДД наладить. Зачем им спорт, какие-то лодочники, обманутые дольщики? Скука. А настоящий интерес исключительно к тому, что власть может дать им лично. Отсюда элитные госномера, здоровенные зарплаты, пенсии и много чего еще. Не власть, а загребало – большое такое, с когтями и очень мелкой ячеей, чтоб ничего не пропустить.

 

Лидия Златогорская, Союз журналистов России:

–  Главная цель любой власти – обеспечение социальной и правовой защищенности граждан. Не думаю, что есть хоть один регион, где бы с этим было все отлично. Открытые и латентные протестные настроения есть, о них надо знать, предугадывать, где завтра рванет, чтобы уже сегодня выстраивать систему превентивных мер. Это азбука. В нашем случае многие проблемы – не от безденежья, деньги выделялись, к примеру, на переселение из ветхого и аварийного жилья, но не осваивались вовремя. Деньги, как нам известно, выделялись и на строительство дорог, но почему-то в разгар сезона на дорогах – мертвый сезон.

Вроде бы старается власть развивать региональный патриотизм, находит места, интересные для посещения туристами, но потеря бренда области – клуба "Кристалл", изгнание юных яхтсменов и лодочников с Зеленого острова перечеркивают эти усилия. В чем же дело?

Только ленивый не боднул власть за ошибки в кадровой политике правительства. Перемывали косточки персоналиям и целым ведомствам, давали советы и "ценные указания". Но как-то все без особых результатов. Многие считают, что повсеместная коррупция – бич сегодняшней власти. Кто бы спорил! Но, принимая следствие за причину, они считают, что достаточно констатации. И безнадежно разводят руками. Получается примерно как на приеме у врача, который ставит больному грозный диагноз, а лечение не проводит.

Я имею в виду "спящие" возможности, потенциал нашего гражданского общества, активной частью которого являются СМИ и лидеры общественных организаций. Власть всегда самодостаточна, закрыта, искушаема большими возможностями, но всегда чутко реагирует на угрозы извне. Пока не будет реального общественного контроля, ничего меняться не будет.

Как бы мы ни возмущались – громко, анонимно ли, или лишь в кругу коллег и друзей – нам тоже надо быть профессиональнее. Мы этого ждем от власти, а сами порой громче "хи-хи" не смеем голос поднять.

Хоть поверьте, хоть проверьте, но власть ждет от нас проявления гражданской позиции! Зачем бы она, к примеру, проводила каждый год конкурс профессионального мастерства "Журналистская акция"? Какой простор для проявления творчества, принципиальности, какие возможности контролировать, к примеру, ход строительства музея трудовой славы, установив там свой корреспондентский пост!

Или вот тема. В памятном майском послании губернатор говорил о трех инвестиционных компаниях, которые ушли из области. Почему ушли? Кто виноват? Мы не знаем.

Тем, требующих общественного контроля и журналистских расследований, – тьма-тьмущая. Вот собираются на полях института Юго-Востока парк разбить. Видела радостный сюжет по этому поводу с участием председателя Общественной палаты Александра Соломоновича Ландо, который говорил как о деле решенном: хлебом накормили, мол, теперь будут здесь зрелища. Вот это позиция общественности? Я бы не стала опрометчиво одобрять, а потребовала бы провести общественную и государственную экспертизу концепции намерений, уж коль нет пока ни плана, ни технико-экономического обоснования. А ну как такими разумными, логичными и законными действиями удастся уберечь главу региона от принятия ошибочного управленческого решения?

Общественность – это не атрибут власти, не дама, "приятная во всех отношениях". Ее неформальное экспертное мнение обязательно, когда принимаются управленческие решения. Безо всяких "одобрямс". Тогда и ответственность за ошибки – пополам. 

 

Антон Комаров, "ТНТ-Саратов":

– Главной ошибкой нынешней областной власти (как и предыдущей) я считаю недофинансирование областного центра.

Можно сколько угодно говорить о привлечении инвестиций, развитии туризма и о многом другом, но нельзя забывать: как театр начинается с вешалки, так и область начинается с Саратова.

И пока он у нас "чумазый", не станет область блистать. Конечно, рост долга области напрягает, но это ситуация смоделирована правительством и отчасти президентом (майские указы), и так живут большинство регионов, к сожалению.

 

Юрий Виткин, Общественная палата Саратовской области:

– Меня реально волнует долг области, который образовывался не один год. Он как снежный ком тянется и тянется и порождает проблемы, которые отражаются на всех людях. Правда, появилась информация, что якобы  региону дадут бюджетный кредит с очень низкой процентной ставкой, с помощью которого можно будет закрыть долги перед коммерческими банками. Тогда будет полегче. Если это произойдет, будет здорово. Долг – это главная претензия к власти.

Еще скажу свое мнение по ситуации с набережной. Безусловно, нужно проводить серьезную экспертизу и, возможно, даже возбуждать уголовное дело. То, что произошло, – либо ошибка проектировщиков, либо нарушение технологии во время производства работ. Нужно разбираться, кто-то обязательно виноват. Так не бывает, что асфальт сам собой взял и провалился. Или проектировщики неправильно сделали проект, или это нарушение технологии, или откровенное воровство.

 

Владимир Акишин, "Саратовская областная газета":

– Ошибки власти, как известно, бывают системные – это верхние позиции рейтинга. А с системой глупо и невозможно бороться, этому учит практика. Ошибки же иного рода обычно называют просчетами, недочетами, недосмотрами, "я был в отпуске" и пр. Их иногда исправляют. Самая обидная ошибка из этой категории – новая набережная. Был на открытии весной, если честно, почувствовал воодушевление. Но кто-то схалтурил. Надо наказать и заставить исправить. Власти это под силу. То же самое с ФОК  "Заводской" – великолепный пример разгильдяйства, просто хрестоматийный. Власть в состоянии ситуацию перебороть.

Ничего не скажу про аэропорт. Наверное, денег не хватает. Уничтожение "Кристалла"? Я в последнее время очень настороженно отношусь к профессиональному спорту: в нем больше денег, чем спорта, больше амбиций, чем страсти. Я за то, чтобы "Кристалл" был, но с другой мотивировкой для  побед.

И я против изгнания лодочников с Зеленого острова. Как против любого изгнания кого-либо откуда-либо: всегда нужен вариант урегулирования. С другой стороны, лодочники – это каста неприкасаемых, с ними, мне кажется, вообще нельзя договориться. А вообще любая признанная  ошибка – это знак.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.33 1 2 3 4 5