То ли из-за патриотических настроений, то ли из-за нехороших ассоциаций, но почему-то российские мотообъединения в последнее время все чаще отказываются от слова "байкер" в пользу более привычного "мотоциклист". Можно сказать, проводят ребрендинг. Вот и организатор фестиваля "Петровская Мото Слобода" Александр "Дед" Толстов в недавнем интервью повторил: "Мы все же не байкеры, а мотоциклисты – русское слово, оно ближе, приятнее, роднее".
Что представляют собой саратовские мотоклубы сегодня и почему кому-то одного мотоцикла для счастья мало, выясняла корреспондент ИА "Взгляд-инфо".
В 1960-е легендарный репортер Хантер Томпсон писал об "Ангелах ада", наводящих ужас на обывателей. Продолжающийся уже седьмой сезон популярный американский сериал "Сыны анархии" снят в жанре криминальной драмы.
Да и вообще затянутые в черную кожу суровые парни в банданах и их лихие подруги вряд ли кому-то кажутся белыми и пушистыми. Особенно когда их рычащие "железные кони" будят уснувшие улицы ночного города, бесстрашно гоняют по проселочным буеракам или лавируют на трассе с активным движением. (Кстати, врачи скорой помощи порой с профессиональным цинизмом называют мотоциклистов "донорами на колесах").
Неужели все так жестко, как кажется со стороны? А что вы скажете про людей, которые не только увлекаются мотоциклами, но и реставрируют уникальную технику, занимаются благотворительностью, участвуют в мотопаломничестве и вместе ищут смысл жизни?
Последний из байкеров
"Если так посмотреть, то в Саратове только один байкер – это я. Потому что изначально байкеры не работали, а только ездили и все свое время посвящали мотоциклам. А я как раз на пенсии, занимаюсь только ими", – шутит Евгений Сербинов.
В воскресенье мы встретились в гаражном кооперативе, где Евгений и его пятилетний сын ремонтировали свою технику: Сербинов-старший – мотоциклы, младший – трехколесный велосипед. "Захар тоже байкер, – гордится Евгений. – С рождения вместе с нами уже тридцать тысяч километров проехал".
Один из самых старых байкеров Саратова увлекся мотоциклами еще в 1967 году, начинал в клубе "Друзья Явы". "В шестидесятые был разгул мотодвижения. Создавались небольшие клубы, которые приходилось регистрировать в обкоме комсомола как молодежное объединение. В магазинах продавались чешские мотоциклы, а к нам приезжали чехи-мотопутешественники. Но позже сотрудники ГАИ стали буквально отнимать мотоциклы: мол, шумят. Странно, а раньше не шумели… И выехать куда-то группой уже нельзя было, больше трех мотоциклов считалось бандой", – вспоминает Сербинов.
Постепенно борьба с мотоциклистами затихла, и стали появляться клубы по аналогу американских. Хотя и с большими отличиями. "Левое колесо тьмы", по словам Сербинова, организовался в 1992 году как сообщество для новичков, путешествующих на дальние расстояния. Интернет никакой информации о "Колесе" не выдает, но Евгений утверждает, что клуб до сих пор существует. Его единственное отличие от других мотообъединений – нет своих опознавательных знаков, атрибутики. "На самое дальнее расстояние мы ездили до Питера, преодолели в один конец 2400 километров. Приблизительно столько же проехали до Мекки мотоциклистов – Ирбита, где расположен единственный в России завод, производящий тяжелые мотоциклы. Это Свердловская область. В следующем году с женой и сыном мы тоже впервые планируем вместе доехать до Ирбита".
Когда в Саратове под новостройки стали сносить старые гаражи, у Сербинова появился легендарный Harley-Davidson 1943 года выпуска. "Ко мне в 1985-м пришел дед: "Сынок, у меня в гараже мотоцикл стоит. Если ты его не заберешь, то завтра по нему трактором проедутся и в землю закопают", – рассказывает байкер. Семидесятилетний "харлей" выглядит идеально, Сербинов его отреставрировал и немного изменил, а его друг аэрограф Вячеслав Шалаков украсил мотоцикл яркими рисунками.
В гараже Евгения есть и другие знаменитости. Вот голубого цвета Gilera – это самая старая марка мотоциклов в Италии. "Итальянец" 1934 года выпуска тоже сохранился в хорошем состоянии. Бывший владелец в 1954-м снял с него мотор, чтобы поставить на лодку. И вплоть до конца девяностых, пока его не купил Сербинов, мотоцикл пролежал в гараже.
Есть среди трех десятков экземпляров редкой коллекции и чехословацкий Cezet, и не менее знаменитый английский Triumph, который байкер выкрасил в яркий цвет фуксии. Есть и совсем необычные мотоциклы, например, "Терминатор": Евгений сам сделал железные руки, обнимающие переднее колесо, придумал весь дизайн и аэрографию. "Только он у нас еще не ожил", – пояснил пятилетний Захар.
Саратовские байкеры шутят, что если у Сербинова хоть раз за год не взяли интервью, то год неудачный. Сюжет о нем показывали даже на федеральном Первом канале. Может все-таки он не станет последним саратовским байкером?
Свобода или клуб
"Саратов – город раздробленный, у нас нет таких главных клубов, как, например, "Черные ножи" в Челябинске или "Черные медведи" в Ярославле, – говорит представитель мотоклуба "Верста64" Максим "Лучник" Царан. – У нас куча мелких образований, пять костяков с численностью человек по двадцать. На мой взгляд, перспективное развивающееся объединение – мотофорум "Мото64". Хотя там и нет никакой структуры, строгого членства". По сути, это интернет-площадка, на которой общаются все местные мотоциклисты, независимо от того, в какой клуб они входят.
Почему же в Саратове так и не появился самостоятельный крупный клуб? Наши собеседники поясняют, что кататься можно и без клуба, фри-райдерами. А те, кто вступают в конкретные мотообъединения, должны разделять интересы остальных. В клубах людей сплачивают общее дело, взгляды на жизнь, а иногда и на религию. Так живут "Мотодиагноз", "Ночные волки", "Мотоимперия", "Свободные братья", "Покровск Легион" и другие.
К свободным байкерам можно причислить и девушек. "В уставе мотоклубов прописано, что только парни могут стать участником клуба, – объясняет поклонница мотоциклов Юлия Жиганова. – Мы же просто катаемся. Конечно, в Москве и Питере есть женские мотоклубы, но такие объединения все-таки структуры недолговечнае. Девочки какое-то время катаются, потом им это надоедает. Они выходят замуж, рожают детей, погружаются в семейную жизнь. А парни, считается, способны оставаться более преданными своему увлечению".
Одно из активных мотосообществ региона – "Верста64" – появилось больше восьми лет назад. Уже шесть лет ребята организовывают в Марксе популярный фестиваль "Правый берег", куда съезжаются мотоциклисты из других городов России.
Члены клуба тратят время не только на развлечения и дальние поездки, они занимаются и благотворительностью. Но это уже, как правило, проходит без журналистов. "Мы раз шесть выезжали в Аткарский детский дом, пока его не закрыли, – говорит Максим "Лучник". – Понимаем, что детям нужны не столько подарки, сколько внимание. И мы проводили с ними целый день. Варили 50-литровый казан плова, играли с мальчишками в футбол, катали детдомовцев на мотоциклах. Вечером – фейерверк. Это все делается для них и для нас, пиар здесь ни при чем".
В этом году в Саратовской области впервые прошел еще один фестиваль – "Петровская Мото Слобода", организованный объединением "Al-kashi". Мотоколонна, проехавшая по Петровску, состояла из 105 мотоциклов. А посмотреть шоу-программу собралось еще больше мотоциклистов, скутеристов и мопедистов. Плюс, конечно, местные жители.
Пилигримы
Проезжаем Кумысную поляну и через какое-то время уходим налево. Минуем дачные массивы, а затем снова сворачиваем налево во мглу дубового леса. Фары выхватывают в темноте дорожный знак, на белом фоне которого изображена волчья лапа. Именно здесь находится филиал мотоклуба "Ночные волки". Машина уезжает, оставив меня возле клубных ворот. Если бы не знала, что эти байкеры православные, сто раз бы подумала, прежде чем соглашаться на встречу в восемь вечера.
В конце девяностых эту дачу переоборудовали под клуб-хаус. На первом этаже – гараж, зал и несколько спален. На втором только спальни. Внизу на двери одной из комнат висит карта России с какими-то обозначениями красным цветом. "Это отмечены города, в которых есть такие же дома, где можно остановиться, – поясняет член саратовского филиала "волков" Никита Краснов. – Например, самый ближний пункт от нас – Балаково. Там ребята переоборудовали большой ангар в современный клуб-хаус. У всех разные помещения, где-то маленькие, у других просторные. У нас часто бывают гости. Когда недавно проходило байк-шоу "Ночных волков" в Севастополе, через Саратов транзитом ехали мотоциклисты из Йошкар-Олы, Магнитогорска, Самары, они две недели жили у нас. Так происходят новые знакомства, встречаешь новых интересных людей".
Первый филиал московского мотоклуба "Ночные волки" открылся 20 сентября 1998 года именно в Саратове. Позже чепты (так у байкеров принято назвать отделения клубов) появились и в других российских городах, и дальше, на постсоветском пространстве. Сейчас чепт "Ночных волков" уже около семидесяти.
"Мой отец Евгений Строгов – человек увлеченный, развивает новые проекты. В мотодвижение он пришел в 1996 году. Тогда в Саратове была организована первая неофициальная байкерская группа "MoonHawks". Пообщавшись с "волками", он захотел познакомиться с их президентом "Хирургом" и открыть в Саратове филиал. Что ему и удалось сделать", – рассказывает Вадим Строгов, возглавляющий чепту с 2004 года.
Сейчас Строгов-старший живет в Москве и все так же входит в состав "Ночных волков". И одновременно является председателем межрегиональной общественной "Федерации мототуризма". В 2013 году президент Владимир Путин присудил гранты культурным и общественным организациям. Среде трех отмеченных саратовских проектов оказался и Евгений Строгов, получивший поддержку на организацию культурно-исторической экспедиции "Русские Балканы". В мотопаломничество саратовцы вместе с участниками из других филиалов клуба отправились 10 октября.
"Волки" давно шли к духовному пути. Теперь это мотодвижение с религиозно-патриотической скрепой: "Клуб искал свои пути развития и нашел. Мы не называем себя байкерами, считаем, что мы мотоциклисты. И позиционируем сейчас как русские мотоциклисты", – поясняет саратовский участник Дмитрий Сыпков. Об этом говорится и на официальном сайте клуба. Его члены отказались от иностранных слов, даже прежнее "Night Wolves" теперь пишут исключительно по-русски – "Ночные волки".
Но на религиозных фанатиков мотоволки не похожи. Вот и на стенах саратовского клуба лики святых соседствуют с портретами индейских вождей и различной неформальной атрибутикой. "Если так посмотреть, то у мотоциклистов и индейцев много общего, – рассуждает Вадим. – Индейцы как никто другой были близки к дорожному ритму, к свободе".
Сейчас ребята задумались над тем, чтобы устроить на территории клуба детско-юношеский спортивный кружок. Вероятно, этим проектом они займутся в следующем году.
Настоящие
Купить мотоцикл может практически каждый, но стать настоящим мотоциклистом, как считают наши герои, можно лишь преодолев большие расстояния. "Вообще, ради путешествий все это и делается, – говорит Максим "Лучник". – На медленной скорости едешь, осматриваешь виды, которые на основных путеводителях не найти. Такое детское путешествие: интересно, а что там за углом? Это самое классное".
Иногда в Саратов заглядывают путешественники из разных стран, делятся своими впечатлениями от увиденного дорожного мира. "Как-то приезжал француз-мотопутешественник, – воспоминает Юлия Жиганова. – Он рассказывал свои истории, где был, что видел. Ехал через Саратов в Казахстан, потом Киргизию, а зимой поедет в Индию. По сравнению с ним чувствуешь себя не мотоциклистом. Ты ездишь с работы домой и все, покатушки ограничиваются ареалом твоего обитания. А ведь человеку на мотоцикле может быть подвластен целый мир".
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте