Алексей Салько: мельницы веков

В его зданиях и сегодня лечатся, учатся, живут и работают саратовцы

Рубрику ведет Алексей КАШАНИН, архитектор, член правления Фонда гражданского строительства и экспертизы им. С.А. Каллистратова

9491

24 марта 2015, 09:00

В прошлом выпуске рубрики мы рассказали лишь о части построек, связанных в Саратове с именем Алексея Салько. Проработав в нашем городе более полувека, зодчий оставил огромное воплощенное наследие, во многом сформировавшее сам облик старого Саратова. Многие его архитектурные творения дожили и до наших дней – хотя, к сожалению, далеко не все.

 

В 1883 году Алексей Маркович проектирует мощную паровую мельницу для известных саратовских предпринимателей братьев Шмидт. Грандиозное здание закрепило за ней название "большой". Мельница была оснащена по последнему слову техники, рядом поднялся пятиэтажный мукомольный амбар. Расположенная на берегу Волги в самом конце Вольской улицы мельница исправно проработала более ста лет и была снесена только в 2008-м, хотя и состояла на учете как памятник архитектуры.

Через пять лет мукомолы Шмидты заказывают Салько проект еще одной мельницы – рядом с ранее купленной ими мельницей Зейферта на углу Большой Сергиевской (ныне улица Чернышевского) и Новоузенской. Архитектура этого объекта гораздо сложнее по пластике и напоминает готическую: заостренные фронтоны и люкарны, башни и башенки, сложно профилированные карнизы и стрельчатые окна – все работает на создание образа старинного готического замка. Это здание на волжском берегу до сих пор заслуженно считается одним из лучших промышленных сооружений Саратова конца XIX века.

Еще по плану 1812 года на юго-западе Саратова было оставлено место под будущую городскую площадь с церковью. В конце 1879-го пустующую безымянную площадь по предложению городского архитектора Салько, уроженца Полтавы, назвали Полтавской, в честь 170-летия со дня победы русских войск над шведами. В том же году Алексей Маркович стал по совместительству епархиальным архитектором. А спустя девять лет, в год 900-летия крещения Руси, было решено возвести на Полтавской площади храм-памятник в честь Святого Владимира.

В качестве образца был выбран проект архитектора Алексея Горностаева, работавшего в так называемом "русском стиле". Хотя, конечно, Салько внес в проект пятиглавого храма свои изменения. Центральный монументальный барабан-ротонда, перекрытый куполом в "русско-византийском стиле", был окружен четырьмя пятигранными башенками с шатровым завершением. Закладка Свято-Владимирской церкви вместимостью в тысячу человек состоялась в 1889-м, строительство закончилось в 1894 году. Спустя 40 лет храм был закрыт и разрушен, уцелело только здание церковно-приходской школы. А парк вокруг бывшего храма в 1936 году, после благоустройства, получил название Детского.

В конце 1880-х годов Саратовская управа приступила к возведению комплекса зданий городской больницы. Для этого был отведен целый квартал, ограниченный улицами Жандармской (ныне Хользунова), Новоузенской, Царевской (ныне Пугачевская) и Шелковичной. Салько спроектировал главный корпус больницы – прекрасно спланированное здание, включающее палаты на сто кроватей, кабинеты врачей, операционную, санитарно-технические помещения, котлы парового отопления в подвале.

Главный фасад корпуса симметричен, его центральная часть выделена мощным ризалитом с изысканным декором. К зданию ведет полукруглый в плане пандус для подъезда медицинских карет. Главный вход акцентирует чугунный литой навес на двух изящных колонках, защищающий пациентов от дождя и снега. Все функционально продумано и воплощено в гармоничную форму.

Совсем другой по масштабу и назначению проект Салько – дом на углу улиц Вольской и Немецкой (ныне проспект Кирова), построенный в 1890 году по заказу владельца саратовского цирка Петра Никитина. На верхнем этаже жил хозяин дома, в нижнем располагались аптека, небольшой ресторан и фотоателье. Угловой вход в здание акцентирует башенка-эркер под изящным куполом. Ее поддерживают "поясные" кариатиды – элемент, редко встречающийся в архитектуре Саратова, а потому особо запоминающийся. Тройным арочным окнам эркера вторят создающие выразительный ритм полукруглые фронтоны. Насыщенный и достаточно сложный декор фасада, замешанный из элементов разных стилей, но хорошо сгармонированный, подтверждает творческую зрелость архитектора.

Осенью того же года состоялось торжественное освящение нового здания Александро-Мариинского мужского реального училища (ныне гимназия № 1). А спустя пять лет, также по проекту Салько, при училище была возведена домовая церковь. Крупное трехэтажное здание, поставленное в глубину квартала относительно красной линии застройки Малой Сергиевской улицы (ныне Мичурина), производит цельное и монументальное впечатление. Центральная его часть выделена ризалитом, парадный вход акцентирован чугунным литым навесом на изящных сдвоенных колонках – характерный для Салько прием при проектировании общественных сооружений. Сдержанный симметричный фасад без декоративных излишеств производит спокойное, деловое впечатление. Пожалуй, выделяются только три центральных арочных окна второго этажа, за которыми расположен большой двухсветный актовый зал.

Кроме мужского реального училища, в 1895 году по проекту Алексея Марковича был построен также Александровский дворянский пансион – среднее закрытое учебное заведение для мальчиков из дворянских семей (подобно Мариинскому институту благородных девиц). Здание на Соборной улице было рассчитано на обучение и проживание 60 человек, но необходимого количества воспитанников так и не смогли набрать. В результате часть помещений пустовала, в конце концов постройку отдали для размещения иных учебных заведений, сегодня это средняя школа № 8.

Структура фасадов двух "учебных" зданий близка, но их декоративная трактовка разительно отличается. Фасад дворянского пансиона декорирован намного богаче и сложнее и скорее напоминает фасад расположенного совсем рядом на Московской улице здания Окружного суда, выполненный Салько в 1878–1883 годах.

В начале все того же 1895 года был утвержден проект зданий новых казарм для Бобруйского и Балашовского батальонов на Московской улице "за старыми казармами к пассажирскому воксалу". Проект выполнил Алексей Салько. К концу 1897-го одну из казарм уже выстроили. Бригадную церковь при ней на углу Московской и Губернаторской (ныне Степана Разина) завершили к 1900 году. Однокупольный центричный храм был выполнен в "псевдорусском стиле". Здание церкви в советские годы подверглось значительным переделкам: прямоугольная апсида надстроена и расширена, снесен купол, полностью уничтожен декор фасадов. Казармы же дошли до наших дней в первозданном виде. Сейчас в них располагается шестой корпус СГУ и другие учреждения.

В 1899-м заканчивается строительство здания Фельдшерско-акушерской школы при Саратовском санитарном обществе на углу Никольской (ныне Радищева) и Большой Сергиевской (ныне Чернышевского) улиц. Его постройку субсидировали Городская дума, Губернское земство, а также многочисленные жертвователи из числа купцов и врачей. Монументальное двухэтажное здание акцентирует угол улиц и хорошо запоминается своим выразительным силуэтом и обильной деталировкой фасадов.

Это было уже не первое учебное заведение, построенное по проекту Салько, и в нем он достиг гармонии формы и содержания. Великолепно спланированное симметричное в плане здание с обширным фойе, парадной лестницей, высокими светлыми помещениями имело все необходимое для организации полноценного учебного процесса. Не случайно, что именно здесь в 1909–1912 годах размещались учебные кабинеты открытого Императорского Николаевского университета.

Здание получило высокую оценку городской общественности и было признано одним из лучших в Саратове. Действительно, фельдшерская школа – несомненная творческая удача Алексея Марковича и свидетельство вступления архитектора в пору творческой зрелости.

Безоговорочно подтверждает мастерство зодчего и следующее творение Салько – гостиница "Московская". Построенное в 1901 году на средства Саратовского общества взаимного кредита здание стало одним из архитектурных символов города. Расположенное на пересечении двух центральных улиц – Московской и Александровской (ныне Горького), закрепившее западный угол казавшейся до этого непомерной Театральной площади, здание впечатляет масштабом и тщательностью отделки.

Огромные витрины магазинов первого этажа, сдвоенные окна второго и третьего этажей гостиницы, угловая изящная башенка сложной формы, чугунные литые балконы и навесы над входами, обильная деталировка плоскости стен сложной фигурной кладкой, контрастирующей с белым лепным декором, – все работает на создание величественного и в то же время доброжелательного образа.

Здесь Салько, как и во многих своих произведениях, использовал элементы "старорусской" архитектуры – кокошники, аркатурные пояса, наборные колонки. Но при этом щедро черпал и из истории европейской архитектуры, например, объединенные полуциркульной нишей сдвоенные окна второго этажа – явная цитата из палаццо эпохи Возрождения.

Важно отметить еще и то, что внутреннее функциональное устройство здания и отделка интерьеров были сделаны на высоком профессиональном уровне. Реклама заведения, размещенная на страницах "Спутника по Волге, Каме и Оке" в 1912 году, гласила: "Большая Московская гостиница в Саратове. Первоклассный ресторан. Двусветный зал. Роскошно обставленные номера от 1 руб. 25 коп. до 7 рублей в сутки. Изысканная кухня под личным наблюдением. Владелец А.М. Таканаев".

В 1907 году началось строительство нового, огромного по тем временам здания для Управления Рязано-Уральской железной дороги. Надо признать, что место для строительства громадного офиса было выбрано не самое подходящее – не возле железнодорожного вокзала, что было бы естественно, а на противоположном конце города – у Волги, на Старособорной площади. Классицистический ансамбль, сформировавшийся вокруг барочного Троицкого собора, был нарушен, как писали тогда саратовские газеты, "нелепой пятиэтажной глыбой кирпича".

Для того чтобы ее построить, пришлось снести одно из лучших архитектурных произведений эпохи классицизма в Саратове – здание старого Гостиного двора. Трудно винить в этом Алексея Марковича: он работал в предложенных ему обстоятельствах, не во власти зодчего было уменьшить площадь и этажность здания или запроектировать его в другом месте.

Первая очередь Управления РУЖД была возведена в 1907–1909, вторая – в 1912–1914 годах. Монументальное, несомасштабное пространству площади сооружение "задавило" старейшую постройку Саратова – Троицкий собор – и положило начало поступательному разрушению Старособорной площади, активно продолжающемуся в наши дни.

Но если рассматривать здание РУЖД безотносительно к месту, на котором оно построено, то надо признать, что и по своей планировочной структуре, и по оформлению фасадов это гармонично и профессионально сделанное сооружение. "Сам же комплекс Управления, с его корректными и представительными фасадами, удобными и целесообразными интерьерами, уютным двориком, вновь доказал как зрелость мастерства зодчего, так и большие возможности стиля, – пишет доктор архитектуры Сергей Терехин. Фасады, тонко изукрашенные фигурной кирпичной кладкой, совсем не монотонны. Соблюдена мера, подчиняющая частное общей композиции: ритм стены диктуют крупные угловые башенки, широкие зеркала окон, балконы, ризалиты".

Здание Управления РУЖД стало "лебединой песней" Алексея Марковича. Сразу после завершения его строительства он ушел на пенсию, а спустя четыре года скончался в возрасте 80 лет.

За время своего пребывания на должности городского архитектора Алексей Салько выполнил огромное количество проектов, построил десятки зданий и сооружений самого разного назначения и профиля, руководил устройством канализации, расширением водопровода, строительством церквей в уездных городах и деревнях.

А еще Салько написал и издал "Правила о постройках в городах и селениях: Справочная книга" (1873); "Руководство к устройству каменных и деревянных церквей с соблюдением мер к более продолжительному в прочном виде существованию церквей в империи" (1899); "Устройство больниц с чертежами павильонной и барачной систем, отдельными домиками и общей сельской больницы" (1901); "Устройство (средней величины) жилых домов с 32 фасадами домов, чертежами расположения квартиры и устройства окон, дверей, печей, потолков и проч." (1902). Обладая колоссальным профессиональным опытом, он щедро делился им с другими.

Материал подготовлен при поддержке Фонда гражданского строительства и экспертизы им. С.А. Каллистратова

Ссылки по теме:

Василий Суранов: присутствие классики

Григорий Петров: углы времени

Александр Клементьев: аура неоклассики

Алексей Салько: бурная эклектика

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.69 1 2 3 4 5