Зачет по сокращению
Очередная оптимизация может коснуться двух из пяти преподавателей высшей школы
31 марта 2015, 09:00
Одна из наиболее громких последних новостей в жизни Саратова и окрестностей – заявление ректората классического университета (СГУ) о масштабном сокращении своих сотрудников – порядка 80 человек к 1 сентября 2015 года. Данная мера – часть реформы российской системы образования, суть которой кроется в многозначительном термине "оптимизация". Кого еще в ближайшее время планируется "оптимизировать" и как это может повлиять на уровень образования студентов, выясняло ИА "Взгляд-инфо".
По нормативам СССР
На сайте правительства России можно найти документ под названием "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки". В нем ставятся задачи, из которых следует: власти непременно хотят повысить качество российского образования, мечтают добиться того, чтобы отечественные университеты регулярно попадали в топы мировых рейтингов наряду с Гарвардом, Кембриджем и Сорбонной.
Один из этапов этого пути – установить вузовским преподавателям зарплату в размере не менее 80% от средней зарплаты по экономике региона. А к 2018 году довести ее до 200%.
При этом официальная позиция Минобрнауки РФ такова, что вузы должны сами искать способ решения проблемы. Теоретически можно, например, пойти по инновационному пути: развивать науку, технологию, устанавливать международное сотрудничество. А можно просто сокращать число преподавателей и увеличивать учебную нагрузку. Судя по всему, система пока явно склоняется ко второму варианту.
Согласно "дорожной карте" реформы образования, до 2018 года в вузах страны будет сокращено около 40% преподавателей. Что объясняется радикальным и неуклонным уменьшением числа студентов. Ведь еще с советских времен традиционной нормой является один преподаватель на двенадцать студентов (хотя ни в каких документах такое соотношение не значится). А раз число студентов уменьшается, то соответственно появляются "лишние" преподаватели.
Хотя тут все относительно. На Западе численный состав преподавателей не спускается сверху, а устанавливается самим университетом. В Гарварде, например, на две тысячи преподавателей приходится около семи тысяч студентов. То есть соотношение почти три к одному. В Массачусетском технологическом институте учится порядка 10 тысяч человек, а преподает около 1200.
Почему в России столь стремительно, прямо на глазах, стал таять класс студентов? Во-первых, меньше стало самих вузов. На фоне слияния и оптимизации многих университетов стали исчезать их филиалы в регионах, а также наплодившиеся на рубеже веков многочисленные сомнительные структуры по подготовке "экономистов" и "юристов".
Упоминают ученые и объективные демографические причины: кризис рождаемости 1990-х годов, из-за которого сегодня возник дефицит молодежи абитуриентского возраста.
Ну и, наконец, элементарная логика подсказывает: сократив студентов, а вслед за ними и соответствующее число преподавателей, "удобнее" распределять бюджет на оставшийся контингент. Меньше народу – больше зарплаты. Качество образования при таком раскладе, естественно, отходит на второй план. Согласно прогнозу Минобрнауки, к 2017 году число студентов в России сократится с 13,3 миллиона до 11,6 миллиона, а количество преподавателей уменьшится с 650 тысяч до 490 тысяч.
Авось, обойдется
Судя по всему, оптимизации и сокращений не избежать никому.
"Если увольнения не пройдут, то СГУ лишится бюджетного финансирования", – прокомментировала планы по сокращению 80 сотрудников к 1 сентября проректор по учебно-методической работе учреждения Елена Елина.
Бывший ректор СГУ, а ныне заведующий кафедрой электроники, колебаний и волн Дмитрий Трубецков к разговору на данную тему оказался не предрасположен. "Самому сейчас приходится заниматься сокращением на кафедре, – мрачно признался он, – поэтому совсем не хочется что-то говорить по этому больному вопросу. Да вы и сами все понимаете".
Ректор Саратовской консерватории Лев Шугом тоже комментировать процесс оптимизации в своем вузе отказался, сославшись на то, что "этот вопрос решается с учредителями и он не для широкого обсуждения".
Тем временем процесс оптимизации идет уже несколько лет. Почти все саратовские высшие учебные заведения ежегодно в той или иной степени прореживают свой профессорско-преподавательский состав. В целях экономии средств сотрудников увольняют, переводят на неполную занятость, почасовую оплату и гражданско-правовые договоры. Но, похоже, главные непопулярные решения еще впереди.
"На следующий учебный год контракты будут заключаться с теми преподавателями, которые могут обеспечить нормальный учебный процесс в соответствии с нормативами и образовательными стандартами, – говорит Галина Лобачева, проректор по учебной работе СГТУ. – Поэтому необходимое количество специалистов будет определено в сентябре – из расчета 11 студентов на одного работника профессорско-преподавательского состава.
Ректор аграрного университета Николай Кузнецов сообщил, что часть профессорско-преподавательского состава вуза будет переведена на неполную занятость, а число сокращаемых сотрудников в 2015 году будет известно в начале сентября, когда станет понятно количество принятых студентов.
В приемной медицинского университета пообещали определиться к маю, когда "будет известно штатное расписание и произведен расчет академических часов". В СГТУ конкретные цифры по сокращениям профессорско-преподавательского состава будут известны в середине апреля.
В Саратовской юридической академии "Взгляду-инфо" поведали, что провели оптимизацию еще в 2010 году во время перехода на уровневую систему "бакалавриат-магистратура" и надеются, что "в ближайшем будущем к масштабным сокращениям прибегать не придется". Аналогичный ответ дали в социально-экономическом институте РЭУ.
При этом везде с надеждой, но неуверенно добавляли: "Возможно, произойдет просто сокращение ставок и обойдется без увольнений".
На заслуженный отдых
Чтобы заведующим кафедрами и деканам факультетов было легче "резать по живому", то бишь принимать непростые решения по сокращению сотрудников, в некоторых вузах введена рейтинговая система. В СГТУ, например, преподаватели заполняют специальную анкету из 150 пунктов, где документально подтверждают свой КПД. Сюда входят статьи в научных журналах и учебных пособиях, участие в конференциях, число выпускников, защитивших диссертации, ну и, конечно, количество отработанных учебных часов.
"Система действует не первый год, – рассказал один из профессоров технического вуза, попросивший не называть фамилию. – Это довольно трудоемкий процесс, отнимающий много сил и времени. Ситуация несколько нервозная, поскольку каждому нужно еще доказать, что он что-то полезное сделал".
К слову, нечто похожее практикуется и в СГУ.
Исходя опять же из логических заключений, можно легко предположить, что лишними при сокращениях в первую очередь станут именно преподаватели пенсионного возраста, козырь которых все-таки не активность, а уровень квалификации. Да и руководителям юридически уволить их куда проще, чем молодежь.
Противники такого "безболезненного" решения проблемы задают вопрос – а кто тогда будет учить студентов? Не часы академические отрабатывать, а знания передавать? Ведь в России сложилась ситуация, когда лучшие, наиболее квалифицированные педагогические кадры достигли пенсионного возраста.
Преподает нынче либо молодежь совсем без опыта и, как правило, без ученой степени, либо пенсионеры. На кафедрах – острый дефицит опытных специалистов среднего возраста.
"Особенно пострадают базовые дисциплины, потому что под сокращение попадут постоянно работающие в вузах преподаватели, – считает Евгений Куликов, старший научный сотрудник Института микробиологии РАН (Москва). – Уволят старшее поколение, останутся, в основном, деловые люди, которым ставка на кафедре нужна для налаживания полезных связей".
Между тем, чтобы, к примеру, пройти очередную процедуру лицензирования и государственной аккредитации на право подготовки тех же бакалавров, необходимо, чтобы на кафедре было не менее 60% преподавателей с ученой степенью. Стало быть, при увольнении сотрудников старшего поколения во многих провинциальных вузах по целому ряду направлений нельзя будет готовить бакалавров и тем более магистров.
Не говоря уже о том, что благодаря старшему поколению специалистов в стране решаются практические вопросы в промышленности, сельском хозяйстве, медицине.
Сегодня немало говорится о том, что реорганизация вузов будет иметь неоднозначные последствия. Скептики предсказывают, что ее итогом станет считанное число интегрированных в западный научный мир крупных российских вузов, которые, впрочем, все равно на Западе будут считаться провинциальными. В регионах же России сохранится некоторое количество третьесортных учреждений, несущих в большей степени социальную нагрузку.
"В итоге мы получим высшее образование в нескольких мегаполисах, а остальная Россия превратится в территорию со слободской культурой образования в виде ПТУ, откуда любой ценой все будут стараться вырваться", – предсказывает Кирилл Мартынов, доцент НИУ ВШЭ (Москва).
Не хотелось бы, чтобы в такую слободу превратилась и Саратовская область – исторически студенческий регион, где первый университет появился больше ста лет назад.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте