Региональный оброк
Налог с продажи имущества для жителей области существенно вырастет
29 апреля 2015, 09:00
Сбор дани и подати – в любое время один из основных принципов функционирования любого государства. И неважно, что "холопы" давно заменены учтивым словом "налогоплательщики", а оброк местным князькам – налогами в федеральный или муниципальные бюджеты. По-прежнему верна тенденция: чем жизнь становится сложнее, тем сильнее увеличиваются сборы с населения.
Поэтому неудивительно, что и наши областные чиновники решили пополнить региональный бюджет за счет налогоплательщиков. Губернатор предложил, а Саратовская областная дума уже рассматривает поправки об уменьшении налогового вычета и, следовательно, увеличении налоговой нагрузки на население.
ИА "Взгляд-инфо" решило уточнить подробности.
Неприбыльный налог
Согласно действующим параметрам Налогового кодекса, доходы от продажи любого имущества, которое находится в собственности человека более трех лет, налогом не облагаются. Исключение составляют лишь ценные бумаги и имущество, непосредственно используемое в предпринимательской деятельности. Если же срок владения имуществом не достигает трех лет, но вы решили его продать, придется заплатить НДФЛ.
В этом случае закон сегодня предлагает два варианта уменьшения выплат. Первый: можно заплатить налог не с дохода от продажи, а с разницы между доходами от продажи и расходами на приобретение – если тому есть документальные подтверждения. Второй: уменьшить доходы от продажи на налоговый вычет (максимум 1 млн рублей для недвижимости; 250 тысяч – для движимого и иного имущества) и заплатить налог с оставшейся суммы.
К примеру, если вы купили машину за 600 тысяч рублей, а потом продали ее за такую же сумму, но у вас нет документов, подтверждающих первоначальные расходы, то, как ни крути, вам придется заплатить налог с суммы продажи за вычетом 250 тысяч рублей. При этом если за один год было продано несколько объектов, эти пределы применяются в совокупности по всем проданным объектам, а не по каждому по отдельности.
В ноябре 2014 года Госдума приняла поправки к Налоговому кодексу, которые поменяли некоторые принципы взимания 13% налога на доходы физических лиц от продажи квартир, машин, дач и другого "добра". Во-первых, теперь ждать безналоговой продажи имущества придется не три, а пять лет. Исключение – если человек получил имущество в порядке наследования, дарения, в результате приватизации или в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания. Во-вторых, оценивать наши квартиры при расчете налога государство будет по кадастровой стоимости. Поправки вступят в силу с 1 января 2016 года.
Но в Саратовской области решили пойти дальше и "выжать" с налогоплательщиков по максимуму. Недавно губернатор Валерий Радаев сделал предложение уменьшить налоговый вычет для региона с 1 млн до 800 тысяч рублей (за продажу недвижимого имущества) и с 250 до 200 тысяч рублей (за движимое).
В бюджете дыра, плати втридорога
Налоговый вычет – это такая государственная милость, разрешение снизить свои расходы на определенный установленный законом максимум. А наши областные чиновники решили, что для саратовцев этот максимум слишком велик, что в пользу бюджета можно и чуть больше заплатить – да не оскудеет карман жителей.
Похоже, что вскоре именно саратовцам зарабатывать на перепродаже квартир или другого имущества будет сложнее, а переезжать из одной квартиры в другую или приобретать новую машину – дороже.
Сегодня, например, если человек купил, а потом продал квартиру за 3 млн рублей и у него на это есть все подтверждающие документы, он вообще не платит НДФЛ – потому что его доход равен нулю. Если же подтвержденных расходов нет, человеку придется заплатить с 2 млн рублей 13% налога.
А вот жители Саратовской области в аналогичной ситуации заплатят 13% с 2 млн 200 тысяч рублей, так как для нас размер "госпоблажки" при продаже недвижимости с 1 миллиона уменьшится до 800 тысяч рублей.
В начале апреля эти предложения, подготовленные региональным министерством экономики под руководством Владимира Пожарова, были внесены на рассмотрение в областную думу. По налоговому законодательству именно субъекты РФ имеют право изменять размер налоговых вычетов, а также безналоговый период как в сторону улучшения положения налогоплательщиков, так и в сторону его ухудшения. Куда в итоге качнулся маятник для нас – увы, уже понятно.
Как отмечается в сопроводительной записке к законопроекту, "в условиях жестких бюджетных ограничений проект закона направлен на повышение налоговых доходов консолидированного бюджета области и уровня его сбалансированности".
Острая необходимость пополнить бюджет – лейтмотив, которым руководствуются при продвижении таких непопулярных мер. А можно ли прикинуть, сколько дополнительных доходов от наших налогов в итоге получит регион?
По информации регионального УФНС, в 2013 году заявления на получение налоговых вычетов при продаже имущества подали 38 095 налогоплательщиков, сумма к уплате в бюджет составила 322 млн рублей. "Государство заинтересовано в том, чтобы его граждане принимали активное участие в улучшении своей жизни, и потому оно предоставляет определенные льготы в виде налоговых вычетов. Налоговый вычет – это сумма, которая уменьшает размер дохода (так называемую налогооблагаемую базу), с которого уплачивается налог", – поясняют в ведомстве.
Но областные власти заинтересованы немного в другом. "Министерством экономики Саратовской области озвучена предварительная цифра, что область от этих поправок получит в доходную часть порядка 300 млн рублей. Так предполагают, но предполагать одно, а располагать – совсем другое, – комментирует председатель думского комитета по бюджету и налогам Николай Семенец. – У меня твердое убеждение, что мы в ходе работы над этим законодательным проектом будем обсуждать его возможные варианты. Время для отработки у нас еще имеется. Законопроект мы отправили во все заинтересованные структуры: в Счетную палату, налоговые органы, прокуратуру, в Общественную палату, в ТПП, чтобы получить от них заключение".
Достучаться до людей
Первый отклик последовал от областной Общественной палаты, которая дала отрицательное заключение нововведениям и не поддержала снижение для региона налоговых вычетов.
"Мы рассматривали этот проект и выступили против, потому что это фактически увеличение налоговой нагрузки на всех жителей. Снизить на 200 тысяч рублей налоговый вычет для недвижимого имущества и на 50 для всего остального имущества – это увеличить НДФЛ минимум на 26 тысяч и 6,5 тысяч рублей соответственно. Раньше сделки меньше миллиона и 250 тысяч рублей не облагались налогом, сейчас, получается, будут", – поясняет юрист, член областной ОП Николай Скворцов.
Право регионов снижать предел налогового вычета вызвало дискуссию среди правоведов. Сегодня может сложиться так, что одна и та же сделка в каком-то регионе будет облагаться налогом, а в каком-то нет. "В соседней с нами Волгоградской области при аналогичных операциях налог не платится, – продолжает Скворцов. – И юристы задаются вопросом, насколько конституционно создавать неравенство граждан страны по одним и тем же объектам налогообложения".
Некоторые юристы даже предлагают внести изменения в Налоговый кодекс: запретить регионам снижать размеры вычетов и разрешить только повышать их. Тем самым, соответственно, уменьшать налоговую нагрузку на граждан.
С двух позиций – члена областной Общественной палаты и бывшего министра экономики – рассматривает нововведения Александр Степанов. "Все высказались "против", я один воздержался. С бюджетом у нас однозначно все плохо. Легче всего популистски сказать: не трогайте народ. Но, видно, ситуация дошла до края, требуются дополнительные источники. Понятно, когда денег уже совсем не стало, власть начала выискивать любые возможности пополнения бюджета. Но это лишь маленький шажок для выправления ситуации, а не комплексный подход. Я бы хотел видеть, что что-то еще предпринимается. Один этот момент по налоговым вычетам рассматривать неправильно. Я не знаю, насколько весомы конкретно эти меры", – делится сомнениями Степанов.
"Посыл областного правительства был такой: у нас дефицит 1,4 миллиарда рублей, а квартиры самые дешевые в Поволжье, значит, давайте вычет снизим. Но у нас и зарплаты одни из самых низких в Поволжье. Поэтому лишать людей того вычета, который имеют соседние регионы, я считаю, неправильно", – говорит ректор Высшей школы недвижимости Яков Стрельцин.
Депутат облдумы, гендиректор ЗАО "Саратовоблжилстрой" Леонид Писной также уверен, что торопиться с принятием законопроекта не стоит: "С ним надо работать, просчитать как социальный, так и антисоциальный эффект".
За что купили, за то не продаем
Экономическую отдачу от предлагаемых поправок очень сложно обосновать прежде всего потому, что люди научились уходить от налогов, занижая сумму сделки в договорах. На федеральном уровне одной из целей нововведений как раз была борьба с такими уклонистами, а также с владельцами инвестиционных квартир и теми, кто зарабатывает на перепродаже своего имущества.
"Я за три года продал 11 машин. Допустим, купил битую машину за 250 тысяч, по минимуму вложился и продал ее за 300. Естественно, чтобы не платить налог, я указал, что продал ее за сумму не больше, чем купил. Получается, я с этой машины наварился, не заплатил 13% налога с 50 тысяч. Все указывают меньшую сумму. Один раз я продал за 200 тысяч рублей, а указал, что за пять. Просто захотелось так указать. Но налог с нее я бы так и так не платил, по крайней мере пока не приняли новые правила. Еще в законе есть такая штука: суммируют доход с продажи всех автомобилей, я об этом только недавно узнал. Допустим, продал за год четыре машины, платишь налог с общего суммированного дохода. Просто указывать в договоре купли-продажи меньшую сумму – это самый наилучший вариант", – делится опытом Юрий Деточкин (называть свое настоящее имя молодой человек не стал). По его оценке, за все это время он не заплатил в налоговую 13% приблизительно со 150 тысяч рублей, по сути, сэкономил 4,5 тысячи.
"В то, что мы теряем миллиарды рублей из-за недоплаты НДФЛ, я верю постольку поскольку, – комментирует Леонид Писной. – У нас и без того есть куча вычетов по НДФЛ".
Тем не менее факт есть факт: в большинстве случаев при продаже имущества граждане стараются договориться между собой. Даже если человек продал квартиру за пять миллионов рублей, он старается подогнать эту цифру под миллион, а разницу отдать на руки. И в случае с недвижимостью разница, конечно, более существенна.
Однако федеральные законодатели прикрыли и эту лавочку. С 2016 года доход налогоплательщика будет рассчитываться не с фактической стоимости продажи квартиры, а с кадастровой, если таковая оценка проведена. Согласно новым поправкам, если доходы от продажи объекта недвижимости оказываются меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта на начало года, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то НДФЛ все равно будет взиматься с дохода именно такой величины.
"К сожалению, в Саратовской области кадастровая оценка пока не проведена, поэтому мы как раз под это не подпадаем. Это тоже будет предметом особого разговора при подготовке данного законопроекта", – комментирует Семенец.
Эксперты прогнозируют, что в нашем регионе поправки прежде всего ударят по рядовым гражданам, желающим, например, улучшить свои жилищные условия.
"Мы говорим о том, что добросовестные налогоплательщики будут вынуждены либо превратиться в недобросовестных, либо на них просто ляжет дополнительная нагрузка", – комментирует юрист Скворцов.
"У нас в год осуществляется порядка 15 тысяч сделок с недвижимостью. Это минимум, на мой взгляд. С движимым имуществом, думаю, количество сделок на порядок выше. Но у нас в принципе не так много людей, которые занимаются массовой продажей и покупкой недвижимости", – считает депутат Писной.
Как отразятся новшества на строительном рынке и какой видимый эффект получит область? "Людям приобретать что-то будет немного сложнее, – предполагает Яков Стрельцин. – Не могу сказать, что из-за этого рухнет рынок. Но то, что область компенсацию не получит в том количестве, на которое рассчитывает, – это точно. Когда товар становится дороже, спрос на него падает, а снижение налогового вычета увеличивает цену товара".
Тем временем на региональном строительном рынке и без того произошел обвал продаж. По данным отраслевого министра Дмитрия Тепина, в этом году объемы продаж жилья в области снизились на 20% в январе и на 50% – в феврале. Такой спад чиновник связывает с повышением ставки рефинансирования и ростом стоимости ипотеки: "В текущем году практически отсутствовали ипотечные кредиты. Сейчас получить займ под 12% годовых на стадии строительства очень проблематично".
Доходы людей, очевидно, падают. Поэтому у экспертов вызывает большие сомнения по крайней мере своевременность предлагаемых фискальных методов. "Сбор налогов – вопрос непростой. Всегда одна сторона остается в обиде, а другая говорит, что надо повышать. Поэтому здесь надо искать баланс, компромисс и так далее", – пытается успокоить Семенец.
На апрельском заседании облдумы депутаты приняли проект закона об уменьшении вычетов к рассмотрению, но, как пояснил министр Владимир Пожаров, "по законопроекту есть вопросы, нужно его доработать".
Войдут ли законотворцы в положение населения, может стать ясно уже на майском заседании областной думы. Но, скорее всего, в вынужденное положение будут, как всегда, входить налогоплательщики.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте