С Первомаем, дорогая!
Что демонстрировали праздничные шествия в советские годы?
30 апреля 2015, 09:00
День международной солидарности трудящихся: детям – флажки и мороженое, взрослым – ветки с бело-розовыми бумажными цветами и портреты членов Политбюро. "На площадь вступает колонна предприятий и трудящихся Ленинского района! Ура, товарищи!" – "Урааааа!"
В 1991-м прошла последняя первомайская демонстрация в советском формате. В современной России праздник весны и труда отмечается до сих пор, но уже, конечно, не с таким размахом. Видимо, не хватает современным профсоюзам авторитета и объединяющей силы. И уж точно, заверяют наши собеседники, нынешние шествия не имеют ничего общего с тем, что было раньше.
Каким Первомай запомнился саратовским политикам, чиновникам, известным фотографам и телеведущим, узнал корреспондент ИА "Взгляд-инфо".
Дмитрий Аяцков, экс-губернатор Саратовской области:
Студенты проходили через площадь по несколько раз
– У меня сохранились фотографии с демонстраций, когда я был еще студентом. Это 1972 год. Тогда, помню, мы проходили через площадь Ленина несколько раз, как говорится, для хорошей отчетности. Сначала шли за Фрунзенский район, потом за сельхозинститут, а затем и за "Серп и Молот". Проходили через площадь и кричали: "Ура! Да здравствует коммунистическая партия!". С трибуны озвучивали лозунги. Нам давали флажки, мы несли портреты членов Политбюро. Несмотря ни на что, было весело. Такие мероприятия, на мой взгляд, консолидируют общество.
Потом, когда появились дети, брал их собой на демонстрации и 1 мая, и 7 ноября. Детям нравилось, было интересно. На этой фотографии 1981 года как раз мы с сыном после демонстрации стоим с флагами возле цирка.
Курьезных случаев, честно говоря, не помню, всегда все проходило организованно. Город полностью перекрывался. Формировались колонны от Ленинского, Заводского и всех других районов, у каждого был свой центр сбора. Если ты опоздал и не пришел на точку сбора, могли не пустить на демонстрацию. Я никогда не опаздывал. У меня принцип: или прихожу вовремя, или не прихожу вообще.
А еще на 1 мая в Саратове обычно устанавливалась хорошая, солнечная погода. И после всех мероприятий народ шел на природу. Тогда шашлыки не жарили, но что-то готовили. Был подъем, сплоченность, общий дух. Мир! Труд! Равенство! Свобода!
Вера Дмитриева, председатель областного профсоюза работников культуры:
Никакой обязаловки вообще не было!
– В 1963–1964-м мы жили в Москве, и мне посчастливилось побывать на майской демонстрации, проходившей на Красной площади. Конечно, остались особые впечатления от такого праздника, масштаба, атмосферы. Как играл оркестр, какое красивое было оформление. Были шарики, флажки и мороженое. Все это детские впечатления. Я тогда училась в третьем классе. Помню момент, мне папа дает какой-то шарик. У нас даже была фотография, где я такая худая стою с этим шариком на фоне первомайской демонстрации.
Но вот это ощущение праздника сохранилось и в студенческие годы, и когда мы стали взрослыми людьми. Воспоминание обо всех шествиях одно – душевный праздник, на котором все радовались жизни.
Запомнила я и первые годы после окончания университета. Сначала мы шли с коллегами по работе, а потом встречались со своими студенческими компаниями. Собирались все на Набережной. И праздник продолжался в кафе "Ветерок". Радовались общению, встречам с друзьями. Среди моих коллег и знакомых никто не высказывал недовольства, никого не заставляли ходить на такие мероприятия. Все сами шли с удовольствием. Вообще не было никакой обязаловки!
Возможно, я слишком серьезный человек и серьезно относилась ко всем подобным событиям, но всегда все проходило без курьезных случаев.
К сожалению, у меня не сохранилось старых фотографий, когда мы в студенческие годы участвовали в демонстрациях или когда только начали работать. Прошло время, теперь мы сами стали организаторами мероприятий. И есть фотография примерно конца девяностых, где мы со студентами уже на демонстрации, если можно так сказать, нового формата стоим на проспекте Кирова.
Юрий Белых, экс-глава администрации Саратовской области:
Тогда улыбками обменивались, а сейчас только косыми взглядами
– Когда был молод, все воспринималось пламенно и радостно. А сейчас, думаю, уже не стоит переосмысливать: правильно или нет, что все должны были участвовать в тех же первомайских демонстрациях. Но мне кажется, тогда все-таки было лучше. У всех была какая-то цель, перспектива, сплоченность. Как-то улыбками обменивались, а сейчас только косыми взглядами, и ничего больше.
Еще демонстрации, проходившие в советское время, отличались друг от друга. Каждый год по-своему оказывался интересным: от Гагарина до хрущевской оттепели. Каждый год приносил какую-то перспективу и надежду. А потом что-то все стало превращаться в болото и болото.
Раньше майские праздники действительно были самыми святыми: от 1 мая до Дня Победы. Я всегда радовался этим дням, всегда. И что бы там ни было, смотрел на все как-то позитивно.
Александр Мирошниченко, фотохудожник:
За "веселительную жидкость" милиционеры никого не арестовывали
– Мне запомнились первомайские демонстрации шестидесятых годов. Тогда с 1963-го по 1966-й я служил в авиации. На 1 мая у нас одновременно проходил строевой смотр и демонстрация. Весь гарнизон выстраивали на аэродроме. Торжественная обстановка, играет оркестр и выходит командир полка, он же начальник гарнизона, полковник Пресняков, такой увалистый. Первоклассный летчик. Ему дают большой мегафон, и он командует: "Гарнизон, смирно!". А дальше и забыл, что нужно говорить. Молчал, молчал, а потом, матюгаясь, крикнул на весь аэродром: "Товпяга (у нас знаменосец был с такой фамилией), тащи знамя!". Весь гарнизон чуть не упал от смеха. Помню, после армии мы были в Берлине, возле Бранденбургских ворот. Там сфотографировались с немецкими солдатами.
Последнее время я не хожу на демонстрации, потому что нужно получать аккредитацию, да и перестали приглашать. А в советские годы висящей на шее фотоаппарат – это и есть аккредитация. Сохранился снимок, где я с фотоаппаратом иду впереди колонны, а позади меня несут знамя. Это примерно 1969-1970 год, я тогда сотрудничал со строительной газетой.
Хочешь или не хочешь, а на демонстрации все должны были ходить, обязаловка. Правда, люди и сами с удовольствием шли на праздник. Радовались встрече со знакомыми, кто-то приносил с собой "веселительную жидкость". Пока колонна стоит и не двигается, раз – и в подворотню. Этим и согревались, и поднимали себе настроение. Милиционеры никого за это не арестовывали. А куда деваться, если, особенно утром, холодище? Между прочим, в первомайских шествиях весь Саратов принимал участие, а сейчас такого уже не организуешь.
Идешь мимо трибуны и видишь первых лиц области: Алексея Шибаева, обком, горком, райком. Мы были молодыми, верили в светлое будущее, что завтра наступит коммунизм. Все за Советскую власть, считали, что мы самые умные. Такого маразма и сейчас не меньше…
В перестроечное время, помню, на Первомай всегда встречался с саратовским поэтом Николаем Палькиным: я с внуком и он с внуками. Вот и на этой фотографии мы стоим с ним на фоне праздничной площади.
Александра Касович, диктор саратовского телевидения:
Знакомились с передовиками сразу в прямом эфире
– Диктором на первомайских демонстрациях я работала с 1957 года. Мы сидели в телевизионной машине, озвучивали призывы и лозунги и в прямом эфире рассказывали о заслуженных деятелях, руководителях партии, передовых сотрудниках предприятий. Текст про них нам писали редакторы, но мы предварительно встречались с героями, знакомились.
Правда, не со всеми получалось познакомиться заранее. Было и такое, что перед самым началом демонстрации редакторы приводили передовиков производства и обрисовывали их буквально в двух-трех предложениях. А тебе нужно быстро запомнить совершенно незнакомого человека визуально, а главное – представить его. Это непросто, часто и заслуженный человек, оказавшись впервые в такой обстановке, боится сказать что-то лишнее. Но мы всегда были готовы к таким внезапным интервью. Спрашивали людей о работе, об их успехах и достижениях.
За все эти годы ни разу не звучали никакие оговорки и не было никаких недоразумений. Первомай – это большой праздник, мы сами чувствовали свою ответственность перед людьми. Тем более, повторю, что вещание с площади шло в прямом эфире. Сначала были черно-белые трансляции, а в семидесятые стали показывать демонстрации в цвете.
Такие события проходили идеально. Мы сидели на площади в машине и, когда читали текст, чтобы не было слышно, как играет оркестр или еще что-то, прижимали специальные микрофоны совсем близко к губам. Так отсекались все шумы, и было слышно только нас. По всему периметру площади устанавливали камеры, а режиссер на месте указывал операторам, какой давать план. И шли колонны, которым было что показать. Тогда действительно были производственные успехи.
А на этой черно-белой фотографии – два саратовских корифея операторского искусства, совсем еще молодые и красивые Владимир Антонов и Георгий Матыс.
Ольга Алимова, депутат Государственной думы (КПРФ):
Клумбы как средство против ностальгии по советским годам
– Я всегда ходила на демонстрации. Есть фотография, где я на празднике даже с колясочкой, где лежит Максим. Сын родился в марте 1974, а 1 мая мы с ним уже пошли на первую демонстрацию.
В советские годы я работала секретарем парткома на заводе имени Ленина. Тогда и сама была организатором. Сейчас говорят, что людей заставляли ходить на подобные праздники. Но я не помню, чтобы мне кто-то из рабочих высказывал, что для них это огромная нагрузка или еще что-то. Единственное, всегда возникали сложности: кто повезет до площади тяжелую тележку, показывающую достижения завода, или понесет огромное панно о нашем коллективе. Конечно, работягам, соглашавшимся на это, дополнительно выплачивали премию.
Помню, как мы шли по площади и ждали, когда в адрес нашего предприятия скажут какой-то лозунг, поздравят краснознаменный коллектив. Так как мы назывались метизный завод имени Ленина, на нас всегда обращали внимание. И диктор торжественно провозглашал: "Поздравляем коллектив завода имени Ленина!".
Для многих демонстрации были праздником, на который шли попеть песни, помахать цветами и шариками. Еще это всегда встреча с друзьями. Виделись с людьми, которых встречали два раза в год, 7 ноября и 1 мая. Приезжали мои родители, смотрели на все с балкона. Наши колонны строились на улице Чернышевского. А когда возвращались домой, родители уже накрывали стол. До сих пор не могу понять, как это я не пойду на демонстрацию?
Но мне особенно запомнился Первомай не советской эпохи, а год, когда губернатор Дмитрий Федорович Аяцков решил разбить на площади клумбы, чтобы она утопала вся в цветах. Это, видимо, делалось специально, чтобы никто не пошел на демонстрацию, чтобы никого не мучила ностальгия по советскому прошлому.
В каждом городе есть площадь, где собираются люди. Но Саратову, как всегда, нужно выпендриться, причем в худшую сторону. И в тот год перед Первомаем все перекопали, якобы разбили клумбы с цветами, установили совершенно не подходящую для этой площади часовенку. Такое смешение вкусов и времен. Сейчас на месте этих клумб торгуют медом, яйцами и всем чем угодно. Зачем было мешать празднику? Такое ощущение, что этот человек никогда не жил в Советском Союзе.
В фоторепортаже использованы снимки из семейных архивов участников опроса и фотографии Юрия Набатова 1970-1980-х годов.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте